Методическая рекомендация Тема: «Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»
учебно-методическое пособие

Олег Владимирович Фролов

«Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Коми «спортивная школа олимпийского движения№2»

«РЕКОМЕНДОВАНО»

На методическом совете

ГБУ ДО РК «ДЮСШ №2»

Протокол № _______ от _________

Методическая рекомендация

Тема: «Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»

Тренер - преподаватель:

Фролов Олег Владимирович

г.Сыктывкар

план СТРАНИЦА

Введение . 3

Тренировочное занятие 3

Тренировочное занятие в тяжелой атлетике 3

Подготовительная часть 4

Основная часть 5

Заключительная часть 6

Информационное обеспечение 8

Введение

Тренировочное занятие - основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей спортивной направленности . Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы тренера -преподавателя.

В отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи при проведении тренировочного занятия:

- добиться максимальной активности спортсменов,

- включить в творческий процесс всех воспитанников,

- сформировать устойчивый интерес к правильно выполнению заданий,

- побудить получать знания и приобретать конкретные умения,

Тренировочное занятие в тяжелой атлетике

Тренировочное занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.

При разработке тренировочного занятия

тренер -преподаватель должен показать как свои профессиональные, так и личные качества:

  • знание теории и методики физической культуры;
  • умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;
  • коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;
  • умение видеть перспективы воспитанников, четко и чутко реагировать на их ошибки и успехи, вести диалог;
  • способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

  • определить тему и цели занятия;
  • поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

- отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям коллектива содержание тренировки и способы работы;

  • четко продумать логику и преемственность этапов тренировочного занятия;
  • правильно решить методическое и техническое обеспечение;
  • создать благоприятный микроклимат на тренировке;
  • пробудить активность каждого воспитанника.

Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного тренировочного занятия.

При составлении плана-конспекта тренер имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель тренировки; главное - чтобы тренировка отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности тренера и воспитанников.

Учебно-тренировочные занятия по тяжелой атлетике, как и в других видах спорта, включают в себя три (или четыре) части.

Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. Длительность тренировочного занятия определяется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими факторами, а также индивидуальными особенностями занимающихся.

В тренировочном занятии целесообразно выделить следующие части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть

В подготовительной части следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических упражнений, а также психологической и педагогической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как 1 внезапное выполнение высоких требований к двигательному и функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного упражнения.

В подготовительной части тренировки штангиста решаются следующие задачи:

  • раскрепощение — необходимо освободить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованности, обеспечив оптимальное функционирование мышечной системы за счет эластичности и подвижности звеньев всего двигательного аппарата;
  • разогревание и подведение к основной нагрузке — для атлета очень важно в этой части занятия добиться увеличения ударного и минутного объемов

C:\Users\Томочка\Downloads\media\

Крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по внешним признакам покраснения тела) и частоты пульса;

- «двигательная настройка» - во время разминки происходит врабатывания в режим специализированных актов, достижения оптимума двигательных реакции;

- «психическая настройка» в тяжелоатлетическом спорте очень важно обеспечить во время занятий оптимальную возбудимость, сосредоточенность на главной задаче, создание психической готовности к тренировке с тяжести различной интенсивности и величины объема.

Обычно разделяют общую и специальную разминку. Общая разминка предшествует специальной.

В тяжелоатлетическом спорте, отличающемся от других своей ярко выраженной специфичностью, индивидуальностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторонность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части рекомендуется включать обязательно беговые (в умеренным темпе и с короткими ускорениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растягивание. В разминку не стоит включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимущественно простые и знакомые упражнения. Что позволяет избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимающихся атлетов. В общей разминке интенсивность упражнений постепенно возрастает.

Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атлета к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с помощью специально - вспомогательных, а в отдельных случаях – и соревновательных упражнений (имитированных с помощью гимнастической палки)

Общая длительность подготовительной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, индивидуальной реактивности занимающихся, от их настроения и других фактов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть длительностью 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов.

Общая часть

Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенствование техники элементов

предъявляет предельно большие требования к концентрации внимания и

полной готовности двигательного аппарата к выполнению сложных в координационном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.

Не менее важно и то, что формирование и дифференцировка новых двигательных условных рефлексов проходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие опять-таки создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение техники выполнения упражнения происходит в сочетании в первой половине основной части занятия с развитием быстроты и скоростно-силовых возможностей. Уверенное выполнение соревновательных упражнений позволяет постепенно увеличить

поднимаемый вес штанги, и следовательно одновременно тренируются и специальные физические качества атлета.

На ряду с отмеченными выше факторами необходимо учесть и то

обстоятельство, что скоростно-силовые упражнения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способствовать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной части занятий уместно использовать упражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т. п.).

Вместе с тем следует отметить, что в тяжелоатлетическом спорте проблема оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных возрастных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углубленного исследования.

Заключительная часть

В заключительной части тренировочного занятия необходимо стремиться привести организм в нормальное после рабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями.

Итак, в заключительной части тренировочного занятия наиболее эффективны такие упражнения, которые приводят к действию механизмов активного отдыха. Если в основной части тренировки функциональное состояние организма и в особенности сердечно - сосудистой системы подвергалось повышенной нагрузке, то в заключительной части происходит ее постепенное снижение. Здесь уместны упражнения эмоционального характера (игра в волейбол, настольный теннис и т. п. ), которые хотя и усиливают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но тем не менее очень полезны для штангистов в плане освобождения их от

чувства тяжести в мышцах и суставах. Естественно после таких игр потребуется некоторое время для успокоения организма (ходьба, дыхательные, расслабляющие упражнения).

Частными задачами в заключительной части являются:

  • снятие напряжения: раскрепощение мышц, освобождение от нервной напряженности, снижение сосредоточенности;
  • успокоение организма: активная нормализация функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем;
  • психическое стимулирование: завершение занята на фоне положительных эмоций, что помогает подготовить позитивную установку на следующее тренировочное занятие;

— педагогическое заключение: краткая оценка деятельности и достижений занимающихся в свете поставленных перед занятиями задач, ориентация занимающихся ка очередные достижения.

Литература:

  1. Шабунин Р.А., Дворкин Л.С. Педагогические и физиологические исследования тренировки юных штангистов // Вопросы физиологии и врачебного контроля в процессе спортивного совершенствования: Межвуз. сб. Свердловск: СГПИ, 1968. Вып. 71. С. 101-108.
  2. - Федерация тяжелой атлетики России.
  3. библиотека обучающей и информационной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы

Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных  занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ТЕХНИКИ БРОСКОВ, С ЗАНИМАЮЩИМИСЯ В ГРУППАХ ЕДИНОБОРСТВ

Методические рекомендации предназначены в помощь тренерам-преподавателям групп единоборств ДЮСШ для организации занятий по единоборствам в учебное время и на факультативных занятиях.Данная работа сост...

Методическая разработка МЕТОД «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Построение и применение круговой тренировке на занятиях легкой атлетике....

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)

Выполнил: Захарченко Данила Вячеславович СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля самарской обл.Раздел: Тяжелая атлетикаТема урока: Обучение технике тяжелоатлетических упражнений: рывок классический, хват толчко...

Технологическая карта занятия по тяжелой атлетике.

Технологическая карта занятия по тяжелой атлетике для обучающихся 2-го года обучения....

План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"

Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...