Методическая рекомендация Тема: «Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»
учебно-методическое пособие
«Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Коми «спортивная школа олимпийского движения№2»
«РЕКОМЕНДОВАНО»
На методическом совете
ГБУ ДО РК «ДЮСШ №2»
Протокол № _______ от _________
Методическая рекомендация
Тема: «Структура тренировочных занятий в тяжелой атлетике»
Тренер - преподаватель:
Фролов Олег Владимирович
г.Сыктывкар
план СТРАНИЦА
Введение . 3
Тренировочное занятие 3
Тренировочное занятие в тяжелой атлетике 3
Подготовительная часть 4
Основная часть 5
Заключительная часть 6
Информационное обеспечение 8
Введение
Тренировочное занятие - основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей спортивной направленности . Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется реализация образовательной программы тренера -преподавателя.
В отличие от школьного урока в УДО существенно меняется форма организации занятия: главным становится не просто сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Отсюда вытекают главные задачи при проведении тренировочного занятия:
- добиться максимальной активности спортсменов,
- включить в творческий процесс всех воспитанников,
- сформировать устойчивый интерес к правильно выполнению заданий,
- побудить получать знания и приобретать конкретные умения,
Тренировочное занятие в тяжелой атлетике
Тренировочное занятие является частью квалификационных или конкурсных испытаний, а также формой выявления передового педагогического опыта и обмена им.
При разработке тренировочного занятия
тренер -преподаватель должен показать как свои профессиональные, так и личные качества:
- знание теории и методики физической культуры;
- умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков в соответствии с поставленными целями;
- коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;
- умение видеть перспективы воспитанников, четко и чутко реагировать на их ошибки и успехи, вести диалог;
- способность управлять своими эмоциями.
Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и планировании.
Для этого необходимо:
- определить тему и цели занятия;
- поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);
- отобрать соответствующие поставленным целям и особенностям коллектива содержание тренировки и способы работы;
- четко продумать логику и преемственность этапов тренировочного занятия;
- правильно решить методическое и техническое обеспечение;
- создать благоприятный микроклимат на тренировке;
- пробудить активность каждого воспитанника.
Всё это отражается в плане (плане-конспекте). План представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного тренировочного занятия.
При составлении плана-конспекта тренер имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель тренировки; главное - чтобы тренировка отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности тренера и воспитанников.
Учебно-тренировочные занятия по тяжелой атлетике, как и в других видах спорта, включают в себя три (или четыре) части.
Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. Длительность тренировочного занятия определяется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими факторами, а также индивидуальными особенностями занимающихся.
В тренировочном занятии целесообразно выделить следующие части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть
В подготовительной части следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических упражнений, а также психологической и педагогической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как 1 внезапное выполнение высоких требований к двигательному и функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного упражнения.
В подготовительной части тренировки штангиста решаются следующие задачи:
- раскрепощение — необходимо освободить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованности, обеспечив оптимальное функционирование мышечной системы за счет эластичности и подвижности звеньев всего двигательного аппарата;
- разогревание и подведение к основной нагрузке — для атлета очень важно в этой части занятия добиться увеличения ударного и минутного объемов
Крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по внешним признакам покраснения тела) и частоты пульса;
- «двигательная настройка» - во время разминки происходит врабатывания в режим специализированных актов, достижения оптимума двигательных реакции;
- «психическая настройка» в тяжелоатлетическом спорте очень важно обеспечить во время занятий оптимальную возбудимость, сосредоточенность на главной задаче, создание психической готовности к тренировке с тяжести различной интенсивности и величины объема.
Обычно разделяют общую и специальную разминку. Общая разминка предшествует специальной.
В тяжелоатлетическом спорте, отличающемся от других своей ярко выраженной специфичностью, индивидуальностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторонность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части рекомендуется включать обязательно беговые (в умеренным темпе и с короткими ускорениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растягивание. В разминку не стоит включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимущественно простые и знакомые упражнения. Что позволяет избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимающихся атлетов. В общей разминке интенсивность упражнений постепенно возрастает.
Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атлета к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с помощью специально - вспомогательных, а в отдельных случаях – и соревновательных упражнений (имитированных с помощью гимнастической палки)
Общая длительность подготовительной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, индивидуальной реактивности занимающихся, от их настроения и других фактов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть длительностью 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов.
Общая часть
Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенствование техники элементов
предъявляет предельно большие требования к концентрации внимания и
полной готовности двигательного аппарата к выполнению сложных в координационном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.
Не менее важно и то, что формирование и дифференцировка новых двигательных условных рефлексов проходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие опять-таки создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение техники выполнения упражнения происходит в сочетании в первой половине основной части занятия с развитием быстроты и скоростно-силовых возможностей. Уверенное выполнение соревновательных упражнений позволяет постепенно увеличить
поднимаемый вес штанги, и следовательно одновременно тренируются и специальные физические качества атлета.
На ряду с отмеченными выше факторами необходимо учесть и то
обстоятельство, что скоростно-силовые упражнения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способствовать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной части занятий уместно использовать упражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т. п.).
Вместе с тем следует отметить, что в тяжелоатлетическом спорте проблема оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных возрастных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углубленного исследования.
Заключительная часть
В заключительной части тренировочного занятия необходимо стремиться привести организм в нормальное после рабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями.
Итак, в заключительной части тренировочного занятия наиболее эффективны такие упражнения, которые приводят к действию механизмов активного отдыха. Если в основной части тренировки функциональное состояние организма и в особенности сердечно - сосудистой системы подвергалось повышенной нагрузке, то в заключительной части происходит ее постепенное снижение. Здесь уместны упражнения эмоционального характера (игра в волейбол, настольный теннис и т. п. ), которые хотя и усиливают функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но тем не менее очень полезны для штангистов в плане освобождения их от
чувства тяжести в мышцах и суставах. Естественно после таких игр потребуется некоторое время для успокоения организма (ходьба, дыхательные, расслабляющие упражнения).
Частными задачами в заключительной части являются:
- снятие напряжения: раскрепощение мышц, освобождение от нервной напряженности, снижение сосредоточенности;
- успокоение организма: активная нормализация функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем;
- психическое стимулирование: завершение занята на фоне положительных эмоций, что помогает подготовить позитивную установку на следующее тренировочное занятие;
— педагогическое заключение: краткая оценка деятельности и достижений занимающихся в свете поставленных перед занятиями задач, ориентация занимающихся ка очередные достижения.
Литература:
- Шабунин Р.А., Дворкин Л.С. Педагогические и физиологические исследования тренировки юных штангистов // Вопросы физиологии и врачебного контроля в процессе спортивного совершенствования: Межвуз. сб. Свердловск: СГПИ, 1968. Вып. 71. С. 101-108.
- - Федерация тяжелой атлетики России.
- библиотека обучающей и информационной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая подготовка и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике в условиях образовательной школы
Методика подготовки и проведения учебно-тренировочных занятийпо легкой атлетике в условиях образовательной школы.Общие закономерности и положения, на которых базируется тренировка во всех видах ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ТЕХНИКИ БРОСКОВ, С ЗАНИМАЮЩИМИСЯ В ГРУППАХ ЕДИНОБОРСТВ
Методические рекомендации предназначены в помощь тренерам-преподавателям групп единоборств ДЮСШ для организации занятий по единоборствам в учебное время и на факультативных занятиях.Данная работа сост...
Методическая разработка МЕТОД «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Построение и применение круговой тренировке на занятиях легкой атлетике....
Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
Учебно-тренировочное занятие по легкой-атлетике на тему "Беговая тренировка", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)
Выполнил: Захарченко Данила Вячеславович СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №9 г. Кинеля самарской обл.Раздел: Тяжелая атлетикаТема урока: Обучение технике тяжелоатлетических упражнений: рывок классический, хват толчко...
Технологическая карта занятия по тяжелой атлетике.
Технологическая карта занятия по тяжелой атлетике для обучающихся 2-го года обучения....
План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"
Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...