Задачи на формирование читательской грамотности
учебно-методический материал
Примеры задач на формирование читательской грамотности,, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_gramotnost.docx | 707.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Тема: Задачи на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Автор: Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Год разработки: 2022
Пояснительная записка
Английский литератор Исаак Дизраэли говорил: «Существует искусство чтения, так же как искусство мышления и искусство письма». Научившись читать в раннем возрасте, ученики думают и говорят, что они прекрасно умеют читать.
Мало научить ребенка «читать» в значении «декодировать текст», необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много, чтобы постепенно читал все более сложные литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его читательская культура.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования, она обусловлена вызовами времени. Не случайно в новых федеральных государственных образовательных стандартах среднего и основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельное умение - «смысловое чтение» и понятие «читательская грамотность».
Что же это такое? «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей» URL: http://centeroko.ru/index.html Центр ОКО (оценки качества образования)].
Президент РФ в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 ставит цель – войти в 10 лучших образовательных систем, т.е. показать хорошие результаты в международных исследованиях, не отменяет значимость академической грамотности. Чтобы процесс обучения шел успешно, необходимо подбирать разные тексты. Если для формирования академической грамотности нужны учебные тексты, то для формирования читательской грамотности – тексты, которые созданы не только для учебной, но и других ситуаций. Остановимся на отличиях, существующих между смысловым чтением и читательской грамотностью. В международном исследовании PISA оценивается владение тремя уровнями читательской грамотности. При смысловом чтении необходимо применить те же читательские умения, что и при читательской грамотности, но если в PISA тексты рассматриваются в ситуациях их естественного функционирования (деловая, общественная, учебная, личная), то в отечественном образовании берутся тексты, созданные не только для учебных, но и для других целей, при этом задачи решаются учебные. Можно сказать, что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации. Да и тексты, созданные для других целей, «используются» для решения учебных задач. Но как только ученик сталкивается с текстом в другой ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников. Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации.
Мной разработаны 3 задачи на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Представленные тексты входят в программу общеобразовательных школ, но учебники предлагают задания, формирующие академическую грамотность. При создании заданий я ориентировалась на читательские умения, которые относятся к формированию читательской грамотности. Формулировки заданий можно использовать и при работе с другими текстами.
Нам всем хочется, чтобы знания, полученные в школе, не лежали мертвым грузом в голове, потому что еще выдающийся советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер заметил, что хаотичное нагромождение большого объема знаний, рассчитанных на запоминание, накапливается, как умственный жир, не имея перспектив превратиться в умственный мускул. Сформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.
Задачи на формирование читательской грамотности
Задача 1. Бабочка
Предмет: родная (русская) литература
Класс: 5
Тема: А.А.Фет «Бабочка» (сравнение со стихотворением В.В.Набокова «Бабочка»). Диалог поэтов: стихотворение Фета — возможный ответ на обращение Набокова к бабочке.
Формат текста: составной
Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
В.В.Набоков «Бабочка»
(Vanessa aniiopa)
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:
голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Читательские умения | задания |
2.1 | В чём необычность начала стихотворения А.Фета? |
2.4 | Если бы два стихотворения представляли собой диалог, кто бы его начинал? Почему? |
1.2.2 | Найдите в каждом стихотворении описание внешнего вида бабочек? |
2.3 | Оба поэта подчеркивают бархат бабочки. Найдите в дополнительных источниках значение слова «бархат». |
3.2 | Стихотворение В.Набокова представляет собой графический рисунок. На что он похож? |
2.8 | Что символизирует бабочка в каждом стихотворении? |
2.5 4.5 | В.В.Набоков в подзаголовке даёт название бабочки на латинском языке. Рассмотрите иллюстрации. На основе прочитанных стихотворений, определите, какую бабочку имеет ввиду поэт. Перейдите по ссылке для уточнения информации https://ru.wikipedia.org/wiki/ |
Задача 2. Открытие Антарктиды
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Подготовка к подробному изложению по тексту В.Пескова (с.300 упр.102)
Формат текста: сплошной
____________года русские моряки увидели ледовую землю. Антарктида существовала! 751 день были русские моряки в плавании, из них 100 дней – в антарктических льдах.
Любой нынешний капитан, знающий все коварства южного льда, снимет шапку перед подвигом «Мирного» и «Востока». Парусные суда, лишённые маневренности нынешних кораблей, в любой момент могли оказаться в ловушке. Между тем корабли обогнули всю Антарктиду, 9 раз приближались к её берегам и в общих чертах определили размеры и контуры континента.
За эту заслугу имя _______________можно прямо поставить наряду с именами Колумба, Магеллана. Таков начальный вклад нашей страны в исследование Антарктиды. (По В.Пескову)
Источник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [А.Д. шмелёв, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др. .]; под редакцией А.Д. Шмелёва 6-е изд., стереот. М.: Просвещение, 2022.- 304 с.
Читательские умения | Задания |
2.5 | Рассмотрите карту и восстановите недостающие элементы текста |
1.2 | Почему «любой нынешний капитан снимет шляпу перед подвигом кораблей»? |
1.3 | Какие утверждения не соответствуют содержанию текста? А) Русские моряки увидели Антарктиду Б) Колумб руководил кораблём «Восток» В) Корабли могли в любой момент погибнуть Г)Моряки пробыли 100 дней в арктических льдах |
3.2 | Определите тип текста. По каким признакам вы это поняли? |
4.2 | Почему имя Беллинсгаузена можно поставить в один ряд с именами Колумба и Магеллана? Чем они прославились? |
4.5 | На основе облака тэгов воспроизведите текст изложения |
Задача 3. Милосердие
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.
Формат текста: сплошной
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снегa и холодном хуторском доме стоял бледный сумрaк и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жaру, в бреду он чaсто плaкaл и все просил дaть ему кaкие-то крaсные лaпти. И мaть, не отходившaя от постели, где он лежaл, тоже плaкaлa горькими слезaми, - от стрaхa и от своей беспомощности. Что сделaть, чем помочь? Муж в отъезде, лошaди плохие, a до больницы, до докторa, тридцaть верст, дa и не поедет никaкой доктор в тaкую стрaсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы нa топку, свaлил ее нa пол, отдувaясь, утирaясь, дышa холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, зaглянул:
- Ну что, бaрыня, кaк? Не полегчaло?
- Кудa тaм, Нефедушкa! Верно, и не выживет! Все кaкие-то крaсные лaпти просит...
- Лaпти? Что зa лaпти тaкие?
- А господь его знaет. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шaпкой, зaдумaлся. Шaпкa, бородa, стaрый полушубок, рaзбитые вaленки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Знaчит, нaдо добывaть. Знaчит, душa желaет. Нaдо добывaть.
- Кaк добывaть?
- В Новоселки идти. В лaвку. Покрaсить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в тaкой ужaс дойти!
Еще подумaл.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехaть не доедешь, a пешком, может, ничего. Онa будет мне в зaд, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А нa кухне, ни словa не говоря, нaтянул зипун поверх полушубкa, туго подпоясaлся стaрой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопaя по сугробaм, через двор, выбрaлся зa воротa и потонул в белом, кудa-то бешено несущемся степном море.
Пообедaли, стaло смеркaться, смерклось - Нефедa не было. Решили, что, знaчит, ночевaть остaлся, если бог донес. Обыденкой в тaкую погоду не вернешься. Нaдо ждaть зaвтрa не рaньше обедa. Но оттого, что его все-тaки не было, ночь былa еще стрaшнее. Весь дом гудел, ужaсaлa однa мысль, что теперь тaм, в поле, в бездне снежного урaгaнa и мрaкa. Сaльнaя свечa пылaлa дрожaщим хмурым плaменем. Мaть постaвилa ее нa пол, зa отвaл кровaти. Ребенок лежaл в тени, но стенa кaзaлaсь ему огненной и вся бежaлa причудливыми, нескaзaнно великолепными и грозными видениями. А порой он кaк будто приходил в себя и тотчaс же нaчинaл горько и жaлобно плaкaть, умоляя (и кaк будто вполне рaзумно) дaть ему крaсные лaпти:
- Мaмочкa, дaй! Мaмочкa дорогaя, ну что тебе стоит!
И мaть кидaлaсь нa колени и билa себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, зaщити!
И когдa, нaконец, рaссвело, послышaлось под окнaми сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не тaк, кaк всю ночь мерещилось, что кто-то подъехaл, что рaздaются чьи-то глухие голосa, a зaтем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего зaбитого снегом, нaвзничь лежaвшего в розвaльнях Нефедa. Мужики ехaли из городa, сaми всю ночь плутaли, a нa рaссвете свaлились в кaкие-то лугa, потонули вместе с лошaдью в стрaшный снег и совсем было отчaялись, решили пропaдaть, кaк вдруг увидaли торчaщие из снегa чьи-то ноги в вaленкaх. Кинулись рaзгребaть снег, подняли тело окaзывaется, знaкомый человек. - Тем только и спaслись поняли, что, знaчит, эти лугa хуторские, протaсовские, и что нa горе, в двух шaгaх, жилье...
Зa пaзухой Нефедa лежaли новенькие ребячьи лaпти и пузырек с фуксином
Источник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2. / [авт.-сост. Г.С. Меркин]. 6-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. 328 с.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1. | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
1.2.2 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3. | Определять наличие/отсутствие информации |
2 | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2. | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3. | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4. | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др. |
2.5. | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6. | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста |
2.7. | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8. | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3 | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1. | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2. | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3. | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4 | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5. | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6. | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4 | Использовать информацию из текста |
4.1. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3. | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4. | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5. | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) |
4.6. | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная задача на формирование читательской грамотности
Учебная задача для формирования читательской грамотности обучающихся....
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Презентация "Решение практических задач по формированию читательской грамотности"
Решение практических задач по формированиючитательской грамотности...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Формирование читательской грамотности на уроках физики. Типы текстовых задач
Анализ результатов показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих ...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...