Методическая разработка. Задачи на формирование читательской грамотности
учебно-методический материал по литературе
Задачи на формирование читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontronaya_rabota_no3_olneva_n.yu_._vozdvizhenskaya_ssh.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №3
Задачи на формирование читательской грамотности.
Составитель: Ольнева Н.Ю. учитель русского языка и литературы,
Воздвиженская СШ.
Задача 1.
Общая характеристика задачи
Класс: 9
Предмет: литература
Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: аналитическая.
Тип текста: художественно-публицистический; сплошной.
Уровень сложности: средний.
Задачи направлены на преодоление дефицитов, таких как:
- осмысление информации;
- поиск и выявление необходимой информации;
- умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием своей точки
зрения.
- интерпретация информации.
Источник: Мануйлов В.А.: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/geroj-manujlov/geroj-manujlov-4.htm
Прочитайте текст и выполните задание:
Жанр «Героя нашего времени» (роман в виде «цепи повестей») был подготовлен распространенными в русской прозе 1830-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или сочинителю («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе...» Гоголя, «Вечера» А. Бестужева-Марлинского и М. Жуковой). Лермонтов обновил этот жанр, перейдя от внешней мотивировки к внутренней и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в психологический роман. Таким образом, «Герой нашего времени» стал новым решением проблемы русского романа и дал начало дальнейшему его развитию у Тургенева, Толстого, Достоевского. Лермонтов соединил такие характерные для 1830-х годов жанры, как путевой очерк, рассказ на биваке, светская повесть, кавказская новелла. «Герой нашего времени» был выходом за пределы этих малых жанров — по пути к объединяющему их жанру романа. Роману Лермонтова, особенно повести «Княжна Мери», непосредственно предшествовал стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин». Но между этими двумя романами есть существенное различие: у Лермонтова — углубленный психологический анализ, раскрытие современного ему человека изнутри, а Пушкин рассматривает героя времени внешне, как бы со стороны и несколько менее детально.
(Мануйлов В.А.: Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Задание 1.
О каких особенностях жанра «Героя нашего времени» пишет В.А. Майулов?
Задача 2.
Общая характеристика задачи
Класс: 9
Предмет: литература
Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы.
Общий комментарий к задачам
Тип задачи: аналитическая.
Тип текста: художественно-публицистический; сплошной.
Уровень сложности: средний.
Задачи направлены на преодоление дефицитов, таких как:
- осмысление информации;
- поиск и выявление необходимой информации;
- умение дать четкий ответ на вопрос.
Источник: В.Г. Белинский "Герой нашего времени"
https://онлайн-читать.рф/белинский-герой-нашего-времени/
Прочитайте текст и выполните задание:
Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» — хором закричат, может быть, строгие моралисты <...> Не подходите слишком близко к этому человеку не нападайте на него с такой запальчивой храбростью: он на вас взглянет улыбнется, и вы будете осуждены, и на смущенных лицах ваших все прочтут суд ваш <…> Но этому человеку нечего бояться: в нем есть тайное создание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. <…> Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь <…> Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастие в насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное развитие и смешивая юность с возмужалостию, - пусть!.. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд!.. Даже и теперь он проговаривается и противоречит себе, уничтожая одною страницею все предыдущие: так глубока его натура, так врожденна ему разумность, так силен у него инстинкт истины! <…> Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...
(В.Г. Белинский «Герой нашего времени»)
Задание 1.
Как оценивает В.Г. Белинский образ Печорина?
А) Человек слабый и мелочный.
Б) Человек необыкновенной силы духа, гордый и смелый, растрачивающий свою энергию впустую, в жестоких забавах и в мелких интригах.
В) Человек бездеятельный, стремящийся к покою.
Г) Человек, живущий в гармонии с собой.
Задача 3.
Общая характеристика задачи
Класс: 9
Предмет: литература
Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: аналитическая.
Тип текста: художественно-публицистический; сплошной.
Уровень сложности: средний.
Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:
- осмысление информации;
- сопоставление и сравнение информации;
- интерпретация информации;
- умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием своей точки
зрения.
Источник: В.Г. Белинский "Герой нашего времени" https://онлайн-читать.рф/белинский-герой-нашего-времени/
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?») https://www.litmir.me/br/?b=60739&p=11
Прочитайте тексты и выполните задание:
Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!» — хором закричат, может быть, строгие моралисты <...> Не подходите слишком близко к этому человеку не нападайте на него с такой запальчивой храбростью: он на вас взглянет улыбнется, и вы будете осуждены, и на смущенных лицах ваших все прочтут суд ваш <…> Но этому человеку нечего бояться: в нем есть тайное создание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. <…> Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь <…> Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастие в насыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное развитие и смешивая юность с возмужалостию, - пусть!.. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд!.. Даже и теперь он проговаривается и противоречит себе, уничтожая одною страницею все предыдущие: так глубока его натура, так врожденна ему разумность, так силен у него инстинкт истины! <…> Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля. Пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви... (В.Г. Белинский «Герой нашего времени») | Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы все то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье; самые счастливые люди - невежды, а слава - удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности... (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?») |
Задание1. В чем оценка Н.А. Добролюбова совпадает с оценкой В.Г.Белинского?
В чем они расходятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная задача на формирование читательской грамотности
Учебная задача для формирования читательской грамотности обучающихся....
Презентация "Решение практических задач по формированию читательской грамотности"
Решение практических задач по формированиючитательской грамотности...
Разработка урока для формирования читательской грамотности
Сценарий урока литературы в 5 классе по читательской грамотности по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...
Разработка заданий по формированию читательской грамотности. Сказка В. М. Гаршина "То, чего не было"
Текст сказки В. М. Гаршин "То, чего не было". Вопросы и задания, ответы к ним....
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
Задачи на формирование читательской грамотности
Примеры задач на формирование читательской грамотности,, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы...
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...