Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
материал

Солнцева Валентина Васильевна

Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть обыденном чудесное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  « Коробчеевская школа  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   Коломенского городского округа  Московской области

140490  Московская область Коломенский  городской   округ с. Коробчеево ул. Школьная д. 1 «Б»

Факс, тел. 8-(496)-517-63-03  тел: 8-(496)-617-61-87

    Методическое объединение воспитателей по теме:

«Общение с природой  как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей  с ограниченными  возможностями  здоровья »    

                    Сообщение  по теме заседания.  

                                                                                               воспитатель 2 группы

                                                                                                        Солнцева В.В.

                                                              Декабрь 2022г

На современном этапе развития большое внимание воспитатели уделяют воспитанию общения с природой учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. День проведенный в общении с природой стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

Общение с природой научит воспитанника слушать музыку леса, шелест листвы, пение птиц, журчание воды и т.д. – все это вызывает эмоциональное воспитание.

Во время  экскурсии мы  обращаем внимание детей на то, как преобразилась природа осенью, зимой, весной: какие листья деревьев окрашены в ярко – зеленый или желтый цвет и т.д. Предлагаем воспитанникам остановиться и послушать шелест листьев, шум ветра, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем     предлагаем детям почитать стихи о природе или сделает это сам. Для эмоциональной сферы воспитания  немаловажное значение имеет уборка листьев или снега на закрепленной территории. В силу обстоятельств, режима дня  у нас не получается выходить на территорию, но мы это планируем в будущем. У детей появится цель, как больше собрать листья (снег) в кучу, как чисто станет на территории и т.п.

Приобщение ребенка к эмоциональному общению с природой в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное. Михаил  Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить. Чтобы полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует ее знания. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни.

Чаще   гуляя на природе, воспитатель конкретно и более глубоко знакомит детей с большим количеством растений, животных, дает историка – культурные сведения о них, проникает в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются  экскурсии в мир народных примет, легенд наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее в живом рассказе, то они лучше усвоят задание, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

В работе используем такие темы для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т.е., чтобы наблюдения были одной из основ рационально – образного познания природы. Стараемся  воспитывать детей не просто видеть и слышать, а учить их общаться и чувствовать сердцем родную природу.

Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природной – трудовой деятельностью детей поможет развивать у них внимание и интерес к окружающему миру. Общение детей с природой повышает эмоциональную сферу чувств, познания, восприятия.

Мир, для детей с ограниченными возможностями, необычен, загадочен, удивительный, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Ребенок с добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно учиться удивляться и общаться с этим миром. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава. В трудные годы войны она употреблялась в пищу. Ее подмешивали в хлеб. Тем самым многие жизни были спасены. Вот оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая трава.

Мы привыкли ухаживать за растениями в классе, спальне. И эта привычность скрывает от нас столько интересного, если растение не просто полить, а поговорить с ним просто сказать: «Попей водички, ты наверное пить захотел», то у ребенка появиться совсем другое отношение к растениям.

Мир природы – вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых людьми в процессе воспитания. Одна из целей –   приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы воспитанник познал себя, как активную, творческую силу, переживал чувство гордости от того, что все это он увидел и потрогал сам. Общение с природой не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем – свидетельство родства с ней.

Задача педагога - вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по – новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы.

Говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм.

Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключиться к познанию, как чувство, так и абстрактно – логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эмоциональные – познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает детей с ограниченными возможностями здоровья  воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, пообщаться с животными, полюбоваться красками заката, найти на   самое красивое растение.

Если эти и другие разнообразные задания предлагать   постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Такие задания, наблюдения чаще всего требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ эмоционального восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.

 Для детей   младшего школьного возраста наиболее приемлемы игровые формы работы. Игровая деятельность    младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной.

Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. Эффективность экологического воспитания и образования   целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.

В индивидуальной форме организуем наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественная  деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

 В своей работе используем следующие формы и приемы:    

  • наблюдение;
  • прогулки;
  • использование иллюстративно-наглядного материала;  
  • беседа, рассказы взрослого о предметах и явлениях природы;
  • игры;  
  • художественная   литература;  
  • экoлoгичeскиe  экскypсии;
  • труд в природе,  
  • ypoки дoбpoты;
  • экoлогичeскиe   викторины,  
  • экoлoгичeскиe сказки;

       При проведении  внеклассных занятий используем наглядный материал, который должен быть доступным, иметь связь с жизнью и опираться на прошлый опыт детей,  применяем индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, оказываем всестороннюю педагогическую поддержку.В процессе экологического воспитания и образования детей с ОВЗ как процесса социализации важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

 

В группе были проведены следующие мероприятия: «До свиданья, лето»,   «Осень в гости к нам спешит», «Дары природы», готовили поделки из природного материала «Осенний блюз», Участвовали в различных конкурсах и викторинах таких как  «Краски осени» заняли призовые места, «Покормите птиц зимой», готовили кормушки для птиц, «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также   планируется  весной совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории. Детей   стараемся привлекать к участию в   уроках доброты, экологических  занятиях и играх - «С какого дерева листок», «Угадай по вкусу» «Назови овощи и фрукты» «Экологическое лото» и т.д..   

 Активно участвуем в  традиционных школьных мероприятиях, конкурсах, выставках рисунков и поделок на экологическую тему.         

Любование красотой природы – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь, и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство – ответственность за свою землю.

Развитие эмоционально – волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы по развитию: речи, памяти, внимания, познавательных способностей и представлений об окружающем мире, так как это необходимо для дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка

Для коррекция эмоционально-волевой сферы школьные психологи используют различные методы.  Упражнения с использованием рисования и беседы имеют свои приемущества....

Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...

"Коррекция эмоционально -волевой сферы через детское творчество"

Обмен опытом на методическом объединении воспитателей в школе -интернат "Радуга"...

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей средствами театрализованной деятельности "Ролевое фехтование"

Программа дополнительного образования для детей школьного возраста, клиентов психологического центра....