Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка
материал по теме
Для коррекция эмоционально-волевой сферы школьные психологи используют различные методы. Упражнения с использованием рисования и беседы имеют свои приемущества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_emocionalno.docx | 222.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция эмоционально-волевой сферы как средство улучшения социальной адаптации ребенка
Е.А.Баус, педагог-психолог МОУ «Первомайская сош»
Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. У некоторых детей под этим воздействием истощается запас адаптационной энергии. Это выражается в напряжении организма, в конфликтных ситуациях со взрослыми, ровесниками, нарушении поведения и т.д.
Известно, что важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны психики. Исходя из этого, необходимо способствовать развитию не только интеллекта, но и эмоционального компонента психики ребенка.
В коррекционной работе по эмоционально-волевому развитию опираюсь на теоретические положения Анохина П.К, Выготского Л.С.,Божович Л.И., Запорожец А.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Шаповаловой О.Е.:
- эмоциональная сфера тесно связана с мотивацией, обусловлена потребностями и оказывает влияние на любое проявление активности;
- в процессе освоения социального опыта ребенок постепенно овладевает нормами выражения эмоций, повышается способность к произвольной регуляции;
- необходима эмоциональная поддержка ребенку, так как без неё может развиваться чувство отчуждения. На этом фоне могут возникнуть негативные эмоциональные образования в виде проявлений тревожности, агрессивности.
- есть общие и специфические законы психического развития нормального и аномального ребенка. Закономерности эмоционального развития;
- агрессивное поведение во многих случаях есть не что иное, как эмоциональная реакция на ситуацию. Эмоциональные и поведенческие реакции во многом зависят от внешних условий и от отношения ребенка к окружающим;
- неиссякаемым источником позитивных и негативных переживаний является отношение личности к себе, её самооценка, которая при правильно организованной воспитательной работе стимулирует социально направленную активность.
В основу коррекционной работы эмоционально-волевого развития ребенка беру игры, упражнения, тренинг.
Особенность методов | ||
Игра | Тренинг | Упражнения с использованием рисования и беседы |
«Любая игра способствует развитию творческого потенциала личности, а так же гибкого и вместе с тем целенаправленного поведения»[5] | Направленность на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения. | Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»[4]; Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком |
Особого внимания в коррекционной работе заслуживают упражнения с использованием рисования и беседы.
Так в своей работе использую упражнение «Герб и щит». Оно направлено на определение своих внутренних ресурсов противостояния опасностям, помогает осознать собственную значимость.
Ребенку дается лист с нарисованным шаблоном герба.
В верхней части листа ребенок записывает и продолжает три предложения:
1. Я горжусь собой, потому что ...
2. Я горжусь собой, потому что …
3. Я горжусь собой, потому что …
Ребенок записывает три разных повода гордиться собой.
Затем, работа с шаблоном. Он видит, что поле разделено на пять полей.
Рисунок 1
На первом поле герба рисует то, что умеет делать лучше всего.
На втором поле рисует место, где чувствует себя хорошо, уютно и безопасно.
На третьем – самое большое свое достижение.
На четвертом – трех людей, кому может доверять.
На пятом поле пишет три слова, которые хочет слышать о себе.
Далее идет обсуждение рисунка.
Рисунок 2
1. Я горжусь собой, потому что я люблю животных
2. Я горжусь собой, потому что я хожу в школу
3. Я горжусь собой, потому что я люблю учиться
Когда-то рыцари изображали свои гербы на щитах, а во время турниров, для
придания смелости, выкрикивали свой девиз. Твой личный девизы раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой…», а также в трех словах, которые тебе хотелось бы слышать о себе. Когда тебе бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа
вспоминай и говори себе эти слова.
Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают тебе – ты не одинок. Есть кому тебя выслушать и помочь.
Напоминание о твоем самом большом достижении, которого ты добился сам, помогает, когда охватывает неуверенность.
Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет
восстановить силы, отдохнуть.
Первое поле герба поможет в ситуации скуки, бездействия.
Этот рисунок можно рассматривать и как щит с гербом, а щит – это оружие защиты и даже победы. С его помощью можно преодолеть какую-нибудь жизненную ситуацию. [3]
Эта методика информативна: выделяет ли ребенок дом как место, где ему спокойно, безопасно, хорошо; являются ли его родители тем, кому он может доверять.
В коррекционной работе использую комплекс рисуночных упражнений Натальи Горячевой [1]. Они дают возможность расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения. Их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.
Упражнение «Цветик-семицветик»
проводится с целью оценки и тренировки эмоционального состояния, а так же выяснения уровня самооценки ребенка.
Упражнение «Пальчики-мордашки».
Упражнение проводится два раза в неделю: в понедельник – для позитивного настроя на рабочую неделю и в пятницу – для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. В конце недели все проводится по той же схеме.
В работе с подростками использую упражнение – графическая беседа «Круг воли» [2]. Данная методика направлена на уточнение и расширение представлений подростков о волевом компоненте образа «Я», на актуализацию интереса к волевой сфере личности она дает возможность соединить недифференцированные, до конца не осознанные переживания с их предметами. Беседа позволяет проговорить те смыслы, которые ребенок вкладывает в понятия воля, сила воли, волевые качества, и получить информацию о волевой сфере данного подростка.
В работе можно использовать готовый бланк (см. приложение1), но лучше дать чистый стандартный лист бумаги, 8 цветных карандашей и простой карандаш. Прием графического изображения позволит быстрее и легче установить контакт с ребенком.
Работа по этой методике заключается в беседе психолога с подростком по его изображению.
Психолог. Нарисуй круг. Это круг твоей воли. Полный круг – это 100%. Закрась на нем сектор, который покажет, сколько, как ты считаете, у тебя силы воли.
Ребенок может закрасить весь круг или какую-либо часть.
Далее, рассматриваем признаки волевых качеств. Понимание того, как проявляются целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, смелость, инициативность, и каковы их признаки позволяют ребенку оценить их у себя.
Психолог. К перечисленным волевым качествам подбери подходящий, по твоему мнению, цвет и этим цветным карандашом нарисуй круг. У тебя получится 8 кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам.
В каждом круге закрась ту часть, тот сектор, который соответствует, на твой взгляд, степени выраженности этого качества у тебя.
Проранжируй круги волевых качеств по степени закрашенности секторов – от наибольшего к наименьшему.
Затем, обсуждаем, насколько представления ребенка о своих волевых качествах соответствует полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необходимо поработать.
Анализируя закрашенные части кругов, обсуждаем: действительно ли волевые качества ребенка имеют такую высокую или низкую степень выраженности.
Такая беседа направлена на выработку адекватных представлений ребенка о своих волевых качествах.
Беседу проводим еще раз для анализа изменений в представлениях ребенка о степени выраженности его волевых качеств.
Если есть изменения в закрашенной части кругов, то можно предположить, что произошли изменения в представлении ребенка о своих волевых качествах.
Следует отметить, то в данном упражнении не анализируется выбор ребенком цвета для закрашивания.
И так, коррекция эмоционально-волевой сферы включает разные методы. Использование школьным психологом этих методов помогает ребенку осознать себя, свои чувства; с их помощью развивается способность выражать социально одобряемым способом свое отношение к окружающему миру; развивается уверенность в себе. Как следствие - ребенку легче адаптироваться.
Литература
- Горячева Наталья. Экология души.//Школьный психолог.2003.№23.
- Кунигель Татьяна. //Школьный психолог. 2004.№25-25.
- Открытый урок нашей общей тревоги. Составитель – Н. Клименко. –Издательство «Эфлакс»,2003.
- Чистякова М.И. Психогимнастика/По ред. М.И. Буянова.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.
- Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников.- М.: В.Секачев,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
Система работы по коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с ОВЗ
Развитие эмоций детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами....
Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов
Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...
Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.
Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...
Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей средствами театрализованной деятельности "Ролевое фехтование"
Программа дополнительного образования для детей школьного возраста, клиентов психологического центра....
Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, с...