Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа
«Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_odnknr.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от 30.08 2021 г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от 31.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 284 от 31 августа 2021 г. |
Рабочая программа
«Основы духовно-нравственной культуры (ОДНКР)»
для обучающихся 5 АБВГДЕ класса
2021-2022 учебный год
Составитель: Евдокимова Яна Сергеевна
Учитель истории
Нижневартовск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Законом «Об образовании» основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.
Культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на произведениях светской и церковной культуры, является наиболее подходящим средством достижения осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям.
Предметная область ОДНК является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. Минобрнауки РФ письмом от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рекомендует реализацию предметной области ОДНКР через такие формы образовательной
деятельности:
1) занятия по предметной области ОДНКР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение занятий по предметной области ОДНКР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Эта программа светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Программа делает главными ориентирами для подрастающего поколения любовь к ближнему, Отечеству, уважение к культурным и религиозным традициям своего народа, красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие.
Задачи курса:
- Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников.
- Приобщение к художественно- эстетическим ценностям русской иконописи и живописи.
- Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.
- Формирование культуры общения.
- Воспитание культуры мышления и культуры чувств.
- Выработка этических принципов культурных традиций России.
- Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении к отечественной культуре.
- Социализация школьников в отечественной культуре.
- Формирование интереса к изучению отечественной культуры.
- Воспитание эстетического вкуса.
- Творческое развитие школьников на основе знаний об отечественной культуре.
- Подготовка к итоговой аттестации.
РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с ФГОС общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание программы «Евангелие в шедеврах русской живописи» ориентированно на получение следующих результатов.
Личностные результаты:
- обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле;
- обладающий такими качествами как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
- понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
- умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
- доброжелательный, умеющий высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- владеющий навыками социально- культурной адаптации и культурой потребления информации;
- отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
- уважительно относящийся к святыням;
- способный к организации собственной деятельности;
- способный к творческому труду;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и УУД;
- умеющий использовать знаково- символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебной программы и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий представление о духовных основах русской культурной традиции;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России;
- имеющий представление об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;
- имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
- понимающий религиозно- философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, ее видов и жанров в живописи и иконописи;
- имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.
Роль религии в развитии культуры. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Культура ислама. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
1.09 | 1.09 | Величие многонациональной российской культуры | ||
8.09 | 8.09 | Величие многонациональной российской культуры | ||
15.09 | 15.09 | Человек – творец и носитель культуры | ||
22.09 | 22.09 | Человек – творец и носитель культуры | ||
29.09 | 29.09 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | ||
6.10 | 6.10 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | ||
13.10 | 13.10 | Жизнь ратными подвигами полна | ||
20.10 | 20.10 | Жизнь ратными подвигами полна | ||
27.10 | 27.10 | В труде – красота человека | ||
10.11 | 10.11 | В труде – красота человека | ||
17.11 | 17.11 | «Плод добрых трудов славен» | ||
24.11 | 24.11 | «Плод добрых трудов славен» | ||
1.12 | 1.12 | Люди труда | ||
8.12 | 8.12 | Бережное отношение к природе | ||
15.12 | 15.12 | Семья – основа | ||
22.12 | 22.12 | Семья – основа | ||
12.01 | 12.01 | Бережное отношение к природе | ||
19.01 | 19.01 | Семейные ценности | ||
26.01 | 26.01 | Семейные ценности | ||
2.02 | 2.02 | Роль религии в развитии культуры | ||
9.02 | 9.02 | Культурное наследие христианства | ||
16.02 | 16.02 | Культурное наследие христианства | ||
2.03 | 2.03 | Культура ислама | ||
9.03 | 9.03 | Культура ислама | ||
16.03 | 16.03 | Иудаизм и культура | ||
23.03 | 23.03 | Иудаизм и культура | ||
6.04 | 6.04 | Культурные традиции буддизма | ||
13.04 | 13.04 | Культурные традиции буддизма | ||
20.04 | 20.04 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | ||
27.04 | 27.04 | Хранить память предков | ||
4.05 | 4.05 | Хранить память предков | ||
11.05 | 11.05 | Что составляет твой духовный мир | ||
18.05 | 18.05 | Что составляет твой духовный мир | ||
25.05 | 25.05 | Итоговое повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...
Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике...
Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.
Рабочая программа по Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с требованиями Федерального государственным образовательным стандартом основного общ...