Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл
рабочая программа (6 класс)

Евдокимова Яна Сергеевна

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._finansovaya_gramotnost._rabochaya_programma.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «30»  августа 2022г.        

руководитель МО ____________

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 176 от «31» августа 2022г.

                                                

        

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное)

Классы: 6АБВГД

       

   

Составитель:

Евдокимова Яна Сергеевна

учитель истории

                                                                     

Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);

- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

-  Учебный план МБОУ "СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского"  на 2022—2023 учебный год.

 Цель курса внеурочной деятельности

Целью курса является формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи курса:

-освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

-овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

-формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

-воспитывать ответственность за экономические решения.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая  грамотность» являются:

-осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

-участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:

-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников

Тематическое планирование

Модуль/тема

Количество часов

Формы проведения занятий

Электронные образовательные ресурсы

1

Модуль 1. Доходы и расходы семьи(12ч)

Понятия и знания: Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»   Познавательная   беседа   «Деньги».   Интерактивная   беседа

«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра

«Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

12

Диспут

Лекция

Интерактивная беседа

Творческая лаборатория

Викторина

Игра

Практикум

www.7budget.ru

www.banki.ru

www.koshelek.org

www.finagram.com

2

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(4ч)

Понятия и знания: Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

4

Практикум

Дискуссия

Творческая

лаборатория

www.7budget.ru

www.banki.ru

www.koshelek.org

www.finagram.com

3

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Понятия и знания: Мини-исследование        «Налоги».        Аналитическая        работа        «Виды        налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач

«Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

5

Исследование

Творческая

Лаборатория

Беседа

Практикум

Проект

www.7budget.ru

www.banki.ru

www.koshelek.org

www.finagram.com

4

Модуль 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Понятия и знания:

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)».

Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».  Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана.

Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини- проект «Благотворительность». Проект«Личный финансовый план».

12

Игра

Беседа

Защита проектов

www.7budget.ru

www.banki.ru

www.koshelek.org

www.finagram.com

Модуль 5. Что такое финансовая грамотность(1ч)

1

Защита проектов

Календарно-тематическое планирование

Дату по плану

Дата

по факту

Тема занятия

Вид деятельности

Количество часов

Модуль 1. Доходы и расходы семьи(12ч)

1

6АБВ-8.09

6Г-6.09

6Д-7.09

6АБВ-8.09

6Г-6.09

6Д-7.09

Финансовая грамотность в современном мире

Занятие-игра

1

2

6АБВ-15.09

6Г-13.09

6Д-14.09

6АБВ-15.09

6Г-13.09

6Д-14.09

Насколько важны деньги

Занятие-игра

1

3

6АБВ-22.09

6Г-20.09

6Д-21.09

6АБВ-22.09

6Г-20.09

6Д-21.09

История денег-история человечества

Занятие-игра

1

4

6АБВ-29.09

6Г-27.09

6Д-28.09

6АБВ-29.09

6Г-27.09

6Д-28.09

Виды денег

Занятие-игра

1

5

6АБВ-6.10

6Г-4.10

6Д-5.10

6АБВ-6.10

6Г-4.10

6Д-5.10

Денежные расчеты

Занятие-игра

1

6

6АБВ-13.10

6Г-11.10

6Д-12.10

6АБВ-13.10

6Г-11.10

6Д-12.10

Почему деньги теряют свою покупательнуюспособность

Занятие-игра

1

7

6АБВ-20.10

6Г-18.10

6Д-19.10

6АБВ-20.10

6Г-18.10

6Д-19.10

Доходы семьи

Занятие-игра

1

8

6АБВ-27.10

6Г-25.10

6Д-26.10

6АБВ-27.10

6Г-25.10

6Д-26.10

Расходы семьи

Занятие-игра

1

9

6АБВ-3.11

6Г-8.11

6Д-9.11

6АБВ-3.11

6Г-8.11

6Д-9.11

Расчет расходов семьи на условных примерах

Занятие-игра

1

10

6АБВ-10.11

6Г-15.11

6Д-16.11

6АБВ-10.11

6Г-15.11

6Д-16.11

Что позволяет семье снизить расходы

Занятие-игра

1

11

6АБВ-17.11

6Г-22.11

6Д-23.11

6АБВ-17.11

6Г-22.11

6Д-23.11

Семейный бюджет

Занятие-игра

1

12

6АБВ-24.11

6Г-29.11

6Д-30.11

6АБВ-24.11

6Г-29.11

6Д-30.11

Составление бюджета семьи на условных примерах

Занятие-игра

1

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(4ч)

13

6АБВ-1.12

6Г-6.12

6Д-7.12

6АБВ-1.12

6Г-6.12

6Д-7.12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Занятие-игра

1

14

6АБВ-8.12

6Г-13.12

6Д-14.12

6АБВ-8.12

6Г-13.12

6Д-14.12

Принцип работы страховой компании. Страхование имущества, жизни, здоровья

Занятие-игра

1

15

6АБВ-15.12

6Г-20.12

6Д-21.12

6АБВ-15.12

6Г-20.12

6Д-21.12

Страхование – непременный атрибут сегодняшней жизни?

Занятие-игра

1

16

6АБВ-22.12

6Г-27.12

6Д-28.12

6АБВ-22.12

6Г-27.12

6Д-28.12

Страхование

Занятие-игра

1

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

17

6АБВ-12.01

6Г-10.01

6Д-11.01

6АБВ-12.01

6Г-10.01

6Д-11.01

Налоги. Виды налогов

Занятие-игра

1

18

6АБВ-19.01

6Г-17.01

6Д-18.01

6АБВ-19.01

6Г-17.01

6Д-18.01

Налоги в моей семье

Занятие-игра

1

19

6АБВ-26.01

6Г-24.01

6Д-25.01

6АБВ-26.01

6Г-24.01

6Д-25.01

Социальные выплаты

Занятие-игра

1

20

6АБВ-02.02

6Г-31.01

6Д-1.02

6АБВ-02.02

6Г-31.01

6Д-1.02

Социальные пособия в моей семье

Занятие-игра

1

21

6АБВ-09.02

6Г-7.02

6Д-8.02

6АБВ-09.02

6Г-7.02

6Д-8.02

Государство – это мы

Занятие-игра

1

Модуль 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

22

6АБВ-16.02

6Г-14.02

6Д-15.02

6АБВ-16.02

6Г-14.02

6Д-15.02

Банки. Виды банков. Банковские услуги

Занятие-игра

1

23

6АБВ-02.03

6Г-21.02

6Д-22.02

6АБВ-02.03

6Г-21.02

6Д-22.02

Вклады (депозиты)

Занятие-игра

1

24

6АБВ-09.03

6Г-28.02

6Д-1.03

6АБВ-09.03

6Г-28.02

6Д-1.03

Кредит

Занятие-игра

1

25

6АБВ-16.03

6Г-7.03

6АБВ-16.03

6Г-7.03

Сохранение вашего богатства

Занятие-игра

1

26

6АБВ-23.03

6Г-14.03

6АБВ-23.03

6Г-14.03

Профессии банковской сферы

Занятие-игра

1

27

6АБВ-6.04

6Г-21.03

6АБВ

6Г-21.03

Банковская карта: плюсы и минусы

Занятие-игра

1

28

6АБВ-13.04

6АБВ

Значение работы банков для потребителей

Занятие-игра

1

29

6АБВ-20.04

6АБВ

Собственный бизнес

Занятие-игра

1

30

6АБВ

6АБВ

Примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Разработка бизнес-плана

Занятие-игра

1

31

6АБВ

6АБВ

Валюта разных стран

Занятие-игра

1

32

6АБВ

6АБВ

Благотворительность. Кому она нужна

Занятие-игра

1

33

6АБВ

6АБВ

Личный финансовый план

Занятие-игра

1

Модуль 5. Что такое финансовая грамотность (1ч)

34

6АБВ

6АБВ

Обобщение

Занятие-игра

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

3. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

Интернет-источники:

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ 

6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php 

7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Материально-техническое обеспечение:

Компьютерная техника

Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

   Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность»  (направление: социальное)....