Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_finansovaya_gramotnost_rabochaya_programma.docx | 81.05 КБ |
Предварительный просмотр:
. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей образовательной области «Обществознание» ______________Р.В.Газарян протокол №1 от #1075;. | СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом, протокол №1 от #1075;.
| УТВЕРЖДЕНО Директором школы _____________ А.В.Туренко приказ №1060 от #1075;. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Классы: 9АБВГД
Учитель: Газарян Рузанна Вруировна
Количество часов
всего - 34 часа
в неделю - 1 час
Нижневартовск, 2023
#1055;ояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от N 273-ФЗ (последняя редакция);
- Приказ Минобрнауки России от N 1897 (ред. от ) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Учебная программа для общеобразовательных учреждений. Финансовая
грамотность. 8-9 классы. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И. В. Вита-Пресс 2019 год.
- Учебный план МБОУ "СШ № 21 им. В.Овсянникова-Заярского" на 2022—2023 учебный год;
#1062;ель курса внеурочной деятельности
Целью курса является формирование финансовой грамотности у учащихся 9 классов на базовом уровне, отражающем финансовые потребности подростка 15—16 лет.
Задачи курса:
- формирование элементарных знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;
- формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, школьным, общественным финансовым и физическим ресурсам; формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;
- формирование предметных умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и др.);
- формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий.
3. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
- готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• умение осуществлять краткосрочное или долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• контроль, самоконтроль и оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение, доказательство, факты.
Предметными результатами изучения курса являются:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями: о структуре денежной массы, доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, о возможных способах сбережений, о способах негосударственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, о видах страхования и финансовых рисках, о способах использования финансовых продуктов для решения финансовых задач, о способах определения курса валют и место обмена, о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (16 ч.) Понятия и знания: финансовые услуги, финансовые организации, банк, Банк России, микрофинансовые организации, физическое лицо, юридическое лицо, инвестиционные компании, инвестиции, прибыль, убыток, инвестор, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт, банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, банковская карта, виды банковских карт, кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернет-банк, издержки и выгоды пользования банковскими картами, правила безопасного использования банковских карт с применением различных инструментов, взаимные обязанности банка и держателя банковских карт, источники накоплений подростка, страхование, выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, франшиза, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, страховые и нестраховые риски, имущественное страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование, пенсионное стра- хование, социальное страхование, туроператор, турагент, способы выгодной покупки билетов на самолёт, лоукостер, чартерный рейс,регулярный рейс, способы выгодного обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного оформления медицинской страховки, способы минимизации затрат при посещении музеев, выставок, экскурсий, потребитель, базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды. | Интерактивная лекция. Учебно-познавательная Занятие-дискуссия. Учебная игра, учебно-практическая.. Практическое занятие, занятие — презентация учебных достижений. | Различать виды финансовых услуг; различать финансовые услуги и продукты; рассчитывать доходность вклада, в том числе с капитализацией процентов; различать дебетовую и кредитную банковские карты; пользоваться калькулятором страхования; вести расчёты для формирования плана накоплений; пользоваться сайтами авиакомпаний, турагентств, сайтами бронирования отелей, сайтами-агрегаторами; находить информацию по защите прав потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка России. Выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации; грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать; формировать план накоплений на финансовую цель; выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций; находить наиболее выгодные способы организации путешествий; защищать свои права потребителя финансовых услуг. Составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) |
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения(8ч.) Понятия и знания: финансы, финансовая система государства, общественные блага, государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные), налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, имущественный налог, кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ, личный кабинет налогоплательщика, пеня, штраф, налоговая декларация, налоговый вычет, виды на- логовых вычетов (стандартный, социальный, имущественный, профессиональный). | Интерактивная лекция. Учебно-познавательная Занятие-дискуссия. Практическое занятие. | Различать статьи доходов и расходов государственного бюджета; пользоваться сайтом Федеральной налоговой службы; рассчитывать НДФЛ; рассчитывать налог на имущество; рассчитывать земельный налог; рассчитывать транспортный налог. Определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях; оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета. Составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) |
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (6 ч.) Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный челове- ческий капитал, факторы, влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого развития, инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал, современный человек. | Интерактивная лекция. Практическое занятие, самостоятельная работа. Учебно-познавательная, учебно-практическая учебно-проектная Проектный семинар, занятие — презентация учебных достижений. | Находить актуальную информацию в различных источниках по теме человеческого капитала и способов его формирования. Определять способы инвестиций в свой человеческий капитал; формировать свою траекторию накопления человеческого капитала. Составлять план решения финансовой проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) |
Глава 7. Подведём итоги Все дидактические единицы курса ( 4 ч.) | Занятие — диагностика учебных достижений Занятие-дискуссия. Учебно-познавательная, учебно-исследовательская | Все УУД курса Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов |
5. Тематическое планирование (последовательное изучение)
№ | Дата по факту | Тема занятия | Количество часов |
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (16 ч) | |||
1 | Финансовые организации и их услуги | 1 | |
2 | Как грамотно выбрать вклад | 1 | |
3-4 | Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться | 2 | |
5 | Как накопить на свою мечту | 1 | |
6-7 | Как грамотно выбрать страховой продукт | 2 | |
8 | Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты | 1 | |
9-10 | Как защитить свои права потребителя финансовыхуслуг | 2 | |
11 | Учимся на практике | 1 | |
12 | Проводим дискуссию | 1 | |
13-14 | Создаём проект | 2 | |
15-16 | Обобщение главы 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку | 2 | |
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (8 ч) | |||
17 | Финансы современного государства | 1 | |
18 | Какие налоги платят люди, проживающие в России | 1 | |
19 | Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителям страны | 1 | |
20 | Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет | 1 | |
21 | Учимся на практике | 1 | |
22 | Проводим дискуссию | 1 | |
23 | Создаём проект | 1 | |
24 | Обобщение главы 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения | 1 | |
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (6 ч) | |||
25 | Что такое человеческий капитал | 1 | |
26 | Как инвестировать в человеческий капитал | 1 | |
27 | Учимся на практике | 1 | |
28 | Проводим дискуссию | 1 | |
29 | Создаём проект | 1 | |
30 | Обобщение главы 6. Современный человек: как инвестировать в себя | 1 | |
Глава 7. Подведём итоги (4 ч) | |||
31 | Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Диагностическая работа по финансовой грамотности вформате ОГЭ по обществознанию | 1 | |
32 | Чему я научился на занятиях по финансовой грамотности | 1 | |
33-34 | Выполнение тренировочных заданий. | 1 |
#1059;чебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Учебно-методическое обеспечение
1. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2021. - 32 с. - (Учимся разумному финансовому поведению.)
2. Лавренова Е. Б. Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Современный мир. Методические рекомендации. 8—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. Б. Лавренова, О. Н. Лаврентьева. — М. : Просвещение, 2021. — 224 с.
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы
общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, И.О. Рязанова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
4. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы
общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
6. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8-9 классы общеобразовательных организаций/Е.Б.Лавренова, И.О.Рязанова, И.В.Липсиц. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Материально-техническое обеспечение
Компьютерная техника
Электронные образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы:
Центральный Банк Российской Федерации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 5 кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6кл
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ОО...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 6 класс
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (направление: социальное)....