ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для учащейся с ОВЗ (ЗПР) АДТ «Маленькие феи»
рабочая программа
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_sinishina_lana.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для учащейся с ОВЗ (ЗПР)
АДТ «Маленькие феи»
Возраст 11 лет
Срок реализации: 2 месяца
составитель:
Блинова Е.Ю.
педагог дополнительного образования
г. Павлово
2022 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под термином «задержка психического развития» (ЗПР) понимаются
синдромы временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским, который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Среди большого числа видов эстетического и художественного
воспитания детей – хореография занимает особое место. Как никакое другое
искусство, она обладает большими возможностями, так необходимыми для
полноценного гармоничного и физического развития ребенка. Кроме
физического воспитания, занятия хореографией положительно влияют на
развитие творческих способностей.
Суть танцевальных занятий, основанная в частности на коллективных
действиях, является соединением пластических, изобразительных,
музыкальных и других средств художественной выразительности.
Для детей с задержкой психического развития характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития:
– незрелость эмоционально-волевой сферы;
– дезадаптивные формы общественного поведения;
– сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.
Имеются особенности и в формирования двигательной сферы: наблюдается несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, координация, заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей основных жизненных навыков.
Хореография используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а её применение для работы с детьми с задержкой психического развития определяет ещё и коррекционные задачи.
Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, СМ. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными хореографии.
Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан специально для учащейся с задержкой психического развития ………….Ланы и является составной частью комплексной хореографической подготовки учащихся.
- Цели и задачи
Цель: создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия ребенка с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.
Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:
- укрепить физическое и психическое здоровье, в том числе эмоциональное благополучие;
- Вырабатывать чувство ритма, баланс, красивую осанку, умение свободно и изящно двигаться;
- способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;
1.2. Принципы и подходы.
Работа по ИОМ строится с учетом следующих принципов:
- Принцип единства развития и коррекции, который означает, что индивидуальная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
- Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
- Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
- Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений, и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.
- Планируемые результаты
По окончании реализации индивидуального маршрута ребёнок должен знать и уметь:
- сможет принимать и сохранять в памяти учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- научиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен, владеет основными танцевальными движениями по программе обучения, может контролировать свои движения и управлять ими.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ.
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Краткое содержание | Результат |
1 | Ритмопластика. | 3 | 04.10.2022 11.10.2022 18.10.2022 | Упражнения на развитие и коррекцию психофизических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, преодоление мышечных защемлений. | Двигательный автоматизм движений, развитие точности реакции на звуковые сигналы, грамотное восприятие и анализ характера музыкального материала. |
2 | Специальная коррегирующая гимнастика | 3 | 09.10.2022 16.10.2022 23.10.2022 | 1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Упражнения на ускорение и замедление движения. 4. Отработка непринуждённости движения в соответствии с музыкальными образами, | Улучшается осанка. Увеличивается скорость двигательной реакции на звуковой сигнал. Сможет практически самостоятельно, без подсказки, выполнять все заученные движения и танцевальные композиции. |
3 | Игровой стрейчинг. | 2 | 01.11.2022 03.11.2022 | Упражнение «Кошечка», «Лягушка», «Бабочка», танцевальная импровизация, | Корректировка работы опорно-двигательного аппарата, осуществляется процесс «вживания» в определённый образ, доступный для понимания любому ребёнку. |
4 | Тренировка в запоминании последовательности движений. | 3 | 06.11.2022 08.11.2022 10.11.2022 | Игра «Зеркало» Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: • Повторение одиночных движений вслед за ведущим. • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности. | Улучшение когнитивной и мышечной памяти. |
5 | Слушание музыки и ее анализ | 3 | 13.11.2022 15.11.2022 17.11.2022 |
|
|
6 | Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений. | 4 | 20.11.2022 22.11.2022 27.11.2022 29.11.2022 | Упражнение 1. Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе). Упражнение 2. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот. Упражнение 3. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные. Для развития координации рук и ног применялись следующие задания: Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот). Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот. | Увеличение активности скелетной мускулатуры. Формирование понятия о течении движения согласно вербальному описанию. Улучшение координации. |
Учащийся___________
Родитель____________
Педагог___________
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Специальная литература (список прилагается);
- Компьютер;
- Музыкальный материал.
- АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.
В результате проведенной работы Лана стала активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками. Научилась управлять своими эмоциями, Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорства в достижении целей. Самостоятельно может обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, отбор и исправлять их. Сформирован анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий. Выполняет ритмические комбинации на высоком уровне, развита музыкальность, скорректировано чувства ритма, умение характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Таким образом, работа по ИОМ показала, что занятия хореографией являются эффективной коррекционной технологией и её можно рекомендовать к использованию другим учащимся, с аналогичной аномалией развития.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002.
- Л. Смит «Танцы – начальный курс», Москва «Астрель» - 2001 г.
- Бутко Г. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика. - 2006. - N 6. - С. 33-57.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
- Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 - 324с.
- Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. - 800 с.
2.2. Личные данные
Ф.И.О. родителя
(законного представителя) ____________________________
Педагог Блинова Елена Юрьевна
Заключение ТПМПК__________________________________________
Рекомендации________________________________________________
Приложение
- Сведения о ребенке
Ф.И.О ребенка _________________________
Дата рождения ______________2011 г.
Характеристика учащейся по итогам диагностики
Синишина Лана,11 лет, является учащейся ансамбля детского танца «Маленькие феи». Лана является ребенком с задержкой психического развития и обучается в коррекционной школе. В процессе наблюдения за Ланой во время занятий было отмечено:
- плохо сохраняет в памяти учебную цель и задачу, не может планировать её реализацию;
- в отличие от остальных учащихся Лана не сразу приступает к выполнению заданий, т.к. не всегда понимает смысл сказанного;
- плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений.
- испытывает трудности в общении с остальными учащимися;
- слабо развита волевая сфера;
- программный материал усваивает не в полном объеме.
К индивидуальным особенностям учащейся следует отнести: эмоциональность, трудолюбие, огромное желание научиться танцевать.
Для совершенствования танцевального мастерства необходимо обратить внимание на развитие восприятия ритма, развитию устойчивости и баланса, увеличение количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.
- Контактная информация о родителях:
Мать: _______________________________________________________
Запрос родителей: мама Ланы обратилась с просьбой принять дочь в ансамбль детского танца «Маленькие феи», обратив внимание на то, что ребенок с задержкой психического развития. _____________интересовало сможет ли Лана заниматься хореографией в общей группе, что нужно чтобы ребенок в полной мере мог осваивать учебный материал.
- Цель сопровождения: развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития танцевальных способностей и гармоничного включения в коллектив сверстников.
- Возможные риски:
- Утомляемость ребенка;
- Снижение интереса.
- Ресурсы учреждения: предоставлена возможность реализации ИОМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.
Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...
Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося из социально-неблагополучной семьи.
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся из социально-неблагополучной семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса
Индивидуальные образовательный маршрут предназначен для обучающихся 9 класса МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1, которые имеют отставание в учении, большой перерыв в обучении и совмещающие учебу с работой. Обос...
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся с трудностями в обучении
Индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ по английскому языку
Индивидуальный образовательный маршрутдля учащихся 11 классапо подготовке к ЕГЭ по английскому языку...
индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии...
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»
Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»...