Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа

Зоя Викторовна Панькова

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programa_funktsionalnaya_gramotnost.docx278.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Актуальность

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства

доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Количество часов в неделю: 1 час

За учебный год: 34 часа

4 модуля:

8 часов   «Основы математической грамотности»

8 часов   « Основы читательской грамотности»

8 часов   « Основы финансовой грамотности»

8 часов    « Основы естественнонаучной  грамотности»

2 часа проведение аттестационных мероприятий по итогам года обучения

Содержание курса

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность.

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами

разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к  математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.

Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках  конкретных изучаемых тем, так и   режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного

процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.

Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

 научно объяснять явления;

демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;

 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей

степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой

целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих

разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмот- рении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

5 класс Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает

информацию из различных текстов

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

находит и извлекает

информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте

находит и извлекает

финансовую информацию в различном контексте

6 класс Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста

информацию для решения разного рода проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся

научных знаний

применяет финансовые знания для решения

разного рода проблем

7 класс Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном

контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках

предметного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает

личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках

предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

9 класс Уровень оценки

(рефлексии) в рамках метапред- метного содержания

оценивает форму и содержание

текста в рамках метапредмет- ного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

оценивает финансовые проблемы,

делает выводы, строит прогнозы,

предлагает пути решения

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Модуль: «Основы финансовой грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Удивительные        факты        и        истории        о        деньгах.

Нумизматика.        «Сувенирные»        деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Откуда        берутся        деньги?        Виды        доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От

чего это зависит?

1

Круглый стол, игра.

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест.

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

2

Викторина, квест, квиз.

6.

Личные деньги

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Что такое налоги и почему мы их должны

платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

Круглый стол, игра.

3.

Что такое государственный бюджет? На что

расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4.

Виды социальных пособий. Если человек потерял

работу.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

История возникновения банков. Как накопить,

чтобы купить? Всё про кредит.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Вклады:        как        сохранить        и        приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в

кармане.

1

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

Круглый стол, игра.

3.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

1

Викторина, круглый стол, дискуссии.

4.

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Бизнес        подростков        и        идеи.

предприниматели.

Молодые

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6.

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции

и риски связанные с ними.

2

Проект, игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Ценные        бумаги.        Векселя        и

российская специфика.

облигации:

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Риски        акций        и        управление        ими.

инструменты.        Биржа        и        брокеры. индексы.

Гибридные Фондовые

1

Круглый стол, игра.

3.

Паевые инвестиционные фонды. Риски и

управление ими.

1

Круглый стол, дебаты.

4.

Инвестиционное профилирование.

Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

1

Круглый стол, игра, квест.

5.

Участники страхового рынка. Страхование для

физических лиц.

1

Беседы, викторина, квест, квиз.

6.

Государственное        и        негосударственное

пенсионное страхование.

1

Дебаты, беседы.

7.

Выбор и юридические аспекты отношений с

финансовым посредником.

1

Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?».

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

Модуль «Основы читательской грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).

1

Круглый стол.

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

Квест, конкурс.

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа со сплошным текстом.

1

Ролевая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом

произведении

1

Беседа, конкурс.

2.

Древнерусская        летопись

информации о реалиях времени.

как

источник

1

Круглый стол, ролевая игра.

3.

Сопоставление        содержания        художественных текстов.Определение        авторской        позиции        в

художественных текстах.

1

Работа в парах, игра в формате КВН.

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол.

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия.

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и        идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.Общественная ситуация в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

1

Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

1

Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Определение        основной        темы        и        идеи        в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов официально-

делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как применять информацию из

текста в изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к

выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест, круглый стол.

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,

договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.

1

Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление        содержания        текстов        научного

стиля. Образовательные ситуации в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия.

3.

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте

информации?

1

Квест, круглый стол.

4.

Типы текстов:        текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

1

Деловая игра, круглый стол.

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Работа в группах, соревнование в

формате КВН.

6.

Типы        задач        на        грамотность.        Аналитические

(конструирующие) задачи.

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа со смешанным текстом.

Составные тексты (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

Модуль «Основы математической грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и

десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

Обсуждение, урок-исследование.

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум.

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование.

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урок-практикум, моделирование.

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение, практикум.

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для

решения проблем.

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

Обсуждение, урок-практикум, соревнование.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

1

Урок-игра, урок-исследование.

5.

Логические

таблиц.

задачи,

решаемые

с

помощью

1

Урок-игра, индивидуальная, работа в парах.

6.

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урок-практикум.

7.

Геометрические задачи на построение и на

изучение        свойств        фигур:        геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Беседа, урок-исследование, моделирование.

8

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения:

свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира

с помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа, урок-практикум.

3.

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместную работу.

1

Обсуждение, урок-практикум.

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5.

Решение        задач

реальной жизни.

на

вероятность

событий

в

1

Урок-игра, урок-исследование.

6.

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

1

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.

8.

Решение геометрических задач

исследовательского характера.

1

Проект, исследовательская

работа.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в  форме

таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2.

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

Беседа. Исследование.

3.

Квадратные уравнения, аналитические и

неаналитические методы решения.

1

Исследовательская работа,практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между

сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между

переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум.

6.

Интерпретация        трёхмерных        изображений,

построение фигур.

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум.

7.

Определение ошибки измерения, определение

шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование.

8.

Решение        типичных        математических        задач,

требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-практикум.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

0/1

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2.

Представление        данных        в        виде        диаграмм.

Простые и сложные вопросы.

0/1

Обсуждение.        Исследование. Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя

составляющими.

1/2

Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными.

1/2

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему

линейных уравнений.

0/2

Исследование. Выбор способа решения. Практикум.

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в

уме, оценкой разумности результатов .

1/2

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1/2

Обсуждение. Практикум.

8.

Вероятностные,        статистические        явления        и

зависимости.

2/2

Исследование. Интерпретация

результатов в разных контекстах.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8/16

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Звуковые        явления.        Звуки        живой        и        неживой

природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2.

Устройство        динамика.        Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физических явлений.

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки

химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с

1

Работа с коллекциями

минералами, горной породой и рудой.

минералов и горных пород.

Посещение минералогической экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1

7.

Уникальность        планеты        Земля.        Условия        для существования жизни на Земле. Свойства живых

организмов.

1

Беседа. Презентация.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Тело        и

вещества.

вещество.        Агрегатные

состояния

1

Наблюдения.

Масса. Измерение массы тел.

1

Лабораторная работа.

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели

атома.

1

Моделирование.

3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения

для измерения температуры.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение

физических явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

1

Проектная работа.

5.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

Обсуждение. Исследование. Проектная работа.

Модель солнечной системы.

1

6.

Царства живой природы

1

Квест.

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Почему        все        тела        нам        кажутся        сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и

газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Механическое движение. Инерция

1

Демонстрация моделей. Лабораторная работа.

Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.

1

Деформация тел. Виды деформации. Усталость

1

Посещение производственных

3.

материалов.

или научных лабораторий сразрывными машинами и прессом.

4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,объяснение их происхождения.

1

Проектная деятельность.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов.

1

6.

Растения. Генная модификация растений.

1

Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов».

Внешнее строение дождевого червя, моллюсков,

насекомых.

1

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.

1

Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

Занимательное электричество.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.

Учебный эксперимент. Наблюдение физических

явлений.

Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве

гидроэлектростанций.

1

Проектная работа.

Нетрадиционные виды энергетики,

объединенные энергосистемы.

1

3.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.

Наследственность.

1

Моделирование. Виртуальное моделирование.

4.

Системы жизнедеятельности человека.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

  1. класс

Тема занятия

Кол-во часов

Формы деятельности

1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность.

1

Демонстрация моделей. Дебаты.

Искусственная радиоактивность.

1

Изменения состояния веществ.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

2.

Физические явления и химические превращения.

Отличие химических реакций от физических явлений.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Исследование

3.

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Закономерности наследования признаков.

1

Беседа. Демонстрация моделей.

Учебный эксперимент. Наблюдение явлений.

Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия

среды обитания. Происхождение видов.

1

4.

Закономерности изменчивости:

модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных

и микроорганизмов.

1

5.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.

1

Демонстрация моделей. Моделирование.

6.

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.

1

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий по функциональной грамотности Модуль «Естественнонаучная грамотность», 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучнойграмотности» в 6 классах составлена в соответствии:• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных це...