Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 278.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Количество часов в неделю: 1 час
За учебный год: 34 часа
4 модуля:
8 часов «Основы математической грамотности»
8 часов « Основы читательской грамотности»
8 часов « Основы финансовой грамотности»
8 часов « Основы естественнонаучной грамотности»
2 часа проведение аттестационных мероприятий по итогам года обучения
Содержание курса
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного
процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опроси изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей
степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой
целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих
разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмот- рении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает информацию о естественнонауч- ных явлениях в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | применяет математические знания для решения разного рода проблем | объясняет и описывает естественнонауч- ные явления на основе имеющихся научных знаний | применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте | анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонауч- ные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания | оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонауч- ных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- научная | Финансовая | |
5-9 классы | оценивает | объясняет | объясняет | оценивает |
содержание | гражданскую | гражданскую | финансовые | |
прочитанного с | позицию в | позицию в | действия в | |
позиции норм | конкретных | конкретных | конкретных | |
морали и | ситуациях | ситуациях | ситуациях с | |
общечелове- | общественной | общественной | позиции норм | |
ческих | жизни на основе | жизни на основе | морали и | |
ценностей; | математических | естественнонауч- | общечелове- | |
формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | ческих | |
собственную | норм морали и | позиции норм | ценностей, | |
позицию по | общечеловечес- | морали и | прав и | |
отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | обязанностей | |
прочитанному | ких ценностей | гражданина | ||
страны |
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Деньги в разных странах | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | Игра, экскурсия. |
4. | Как разумно делать покупки? | 1 | Игра, круглый стол. |
5. | Кто такие мошенники? | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
6. | Личные деньги | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
4. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
5. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 2 | Викторина, квест, квиз. |
6. | Личные деньги | 1 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
4. | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
5. | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 1 | Проект, игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | |
1. | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. | |
2. | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | Круглый стол, игра. | |
3. | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. | 1 | Викторина, круглый стол, дискуссии. | |
4. | Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 1 | Круглый стол, игра, квест. | |
5. | Бизнес подростков и идеи. предприниматели. | Молодые | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6. | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 2 | Проект, игра. | |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | ||
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | |
1. | Ценные бумаги. Векселя и российская специфика. | облигации: | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Риски акций и управление ими. инструменты. Биржа и брокеры. индексы. | Гибридные Фондовые | 1 | Круглый стол, игра. |
3. | Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. | 1 | Круглый стол, дебаты. | |
4. | Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. | 1 | Круглый стол, игра, квест. | |
5. | Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. | 1 | Беседы, викторина, квест, квиз. | |
6. | Государственное и негосударственное пенсионное страхование. | 1 | Дебаты, беседы. | |
7. | Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. | 1 | Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». | |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | ||
Итого | 8 |
Модуль «Основы читательской грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. Ролевая игра. |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | Круглый стол. |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | Квест, конкурс. |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа со сплошным текстом. | 1 | Ролевая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | ||
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | Беседа, конкурс. | ||
2. | Древнерусская летопись информации о реалиях времени. | как | источник | 1 | Круглый стол, ролевая игра. |
3. | Сопоставление содержания художественных текстов.Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | Работа в парах, игра в формате КВН. | ||
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 | Квест, круглый стол. | ||
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | Круглый стол, дискуссия. | ||
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | ||
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. | ||
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |||
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.Общественная ситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
4. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | 1 | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5. | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | 1 | Деловая игра. |
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | 1 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 | Беседа, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 1 | Квест, дискуссия. |
5. | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 | Квест, круглый стол. |
6. | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). | 1 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах, дискуссия. |
3. | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | 1 | Квест, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). | 1 | Деловая игра, круглый стол. |
5. | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | Работа в группах, соревнование в формате КВН. |
6. | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). | 1 | Деловая игра. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
Модуль «Основы математической грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | Обсуждение, урок-исследование. |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | Беседа, обсуждение практикум. |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | Урок-практикум. |
Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | ||||
1. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | Игра, обсуждение, практикум. | ||||
2. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. | ||||
3. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, соревнование. | ||||
4. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | Урок-игра, урок-исследование. | ||||
5. | Логические таблиц. | задачи, | решаемые | с | помощью | 1 | Урок-игра, индивидуальная, работа в парах. |
6. | Графы и их применение в решении задач. | 1 | Обсуждение, урок-практикум. | ||||
7. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Беседа, урок-исследование, моделирование. | ||||
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. | ||||
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | ||||
1. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 | Обсуждение, практикум. | ||||
2. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | Исследовательская работа, урок-практикум. | ||||
3. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 1 | Обсуждение, урок-практикум. | ||||
4. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. | ||||
5. | Решение задач реальной жизни. | на | вероятность | событий | в | 1 | Урок-игра, урок-исследование. |
6. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | Урок-исследование. | ||||
7. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. | ||||
8. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. | ||||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |||||
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | Практикум. |
2. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 | Беседа. Исследование. |
3. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 | Исследовательская работа,практикум. |
4. | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 1 | Проектная работа. |
5. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | Обсуждение. Урок практикум. |
6. | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. |
7. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | Урок-исследование. |
8. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | Урок-практикум. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. | 0/1 | Беседа. Обсуждение. Практикум. |
2. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 0/1 | Обсуждение. Исследование. Практикум. |
3. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1/2 | Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. |
4. | Задачи с лишними данными. | 1/2 | Обсуждение. Исследование. |
5. | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 0/2 | Исследование. Выбор способа решения. Практикум. |
6. | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . | 1/2 | Обсуждение. Практикум. |
7. | Решение стереометрических задач. | 1/2 | Обсуждение. Практикум. |
8. | Вероятностные, статистические явления и зависимости. | 2/2 | Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8/16 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | Беседа, демонстрация записей звуков. |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | Наблюдение физических явлений. |
3. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
Вода. Уникальность воды. | 1 | ||
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | |
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с | 1 | Работа с коллекциями |
минералами, горной породой и рудой. | минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. | ||
6. | Атмосфера Земли. | 1 |
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | Беседа. Презентация. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности | ||
1. | Тело и вещества. | вещество. Агрегатные | состояния | 1 | Наблюдения. |
Масса. Измерение массы тел. | 1 | Лабораторная работа. | |||
2. | Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. | 1 | Моделирование. | ||
3. | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | ||
4. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | Проектная работа. | ||
5. | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | 1 | Обсуждение. Исследование. Проектная работа. | ||
Модель солнечной системы. | 1 |
6. | Царства живой природы | 1 | Квест. |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. |
2. | Механическое движение. Инерция | 1 | Демонстрация моделей. Лабораторная работа. |
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. | 1 | ||
Деформация тел. Виды деформации. Усталость | 1 | Посещение производственных | |
3. | материалов. | или научных лабораторий сразрывными машинами и прессом. | |
4. | Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,объяснение их происхождения. | 1 | Проектная деятельность. |
5. | Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. | 1 | |
6. | Растения. Генная модификация растений. | 1 | Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов». |
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. | 1 | ||
7. | Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. | 1 | |
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. | 1 | ||
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | Занимательное электричество. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. |
2. | Магнетизм и электромагнетизм. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. |
Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | |||
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. | 1 | Проектная работа. | |
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. | 1 | ||
3. | Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. | 1 | Моделирование. Виртуальное моделирование. |
4. | Системы жизнедеятельности человека. | 1 | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
- класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1. | На сцену выходит уран. Радиоактивность. | 1 | Демонстрация моделей. Дебаты. |
Искусственная радиоактивность. | 1 | ||
Изменения состояния веществ. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. |
2. | Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Исследование |
3. | Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. | 1 | Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. | 1 | ||
4. | Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |
5. | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. | 1 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
6. | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | |
Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. | |
Итого | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО. Кружок "Курс практической грамотности" 10 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса....
Рабочая программа внеурочных занятий по функциональной грамотности Модуль «Естественнонаучная грамотность», 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы естественнонаучнойграмотности» в 6 классах составлена в соответствии:• Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных це...