Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
материал
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Проблема развития мыслительных операций у обучающихся с детским церебральным параличом (ДЦП) актуальна тем, что это является неотъемлемым компонентом любой формы познавательной деятельности, его поведения в целом.
Обучающиеся с ДЦП имеют заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов. Эти факторы поражают двигательные зоны головного мозга, происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Не сформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений, как познавательной деятельности, так и мыслительных операций.
Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование мыслительных операций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Комплексный подход к данной проблеме, предполагает активное участие и взаимодействие педагогов и родителей.
Нашу школу посещают обучающиеся со сложным дефектом (имеющие сочетание 2 или более недостатков в физическом и психическом развитии).
Диагностика, показала: что у обучающихся нашей школы значительное отставание в развитии мыслительной деятельности:
это выражается в не сформированности мыслительных операций;
анализ объектов обучающиеся проводят с меньшей полнотой и недостаточной тонкостью;
недостаточно сформированы операции обобщения;
слабо владеют различными формами классификации;
наблюдаются сложности ориентировки в выполнении заданий;
низкая сформированность фаз анализа и синтеза;
непонимание зависимости между частью и целым.
Поэтому для реализации цели, мной были определены основные задачи работы:
Провести комплексное исследование мыслительных операций у обучающихся, имеющих отклонения в развитии.
Разработать индивидуальные программы развития по формированию мыслительных операций в соответствии с уровнем развития каждого обучающегося.
Создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.
Задачи по взаимодействию с родителями:
Оказать помощь в осознании важности совместной работы специалистов школы и родителей в решении проблем обучающегося по формированию мыслительных операций.
Повышать педагогическую компетентность родителей по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности обучающегося.
Обучать родителей методам и приемам по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности.
Для формирования мыслительных операций я разработала программу развития познавательной деятельности. Вся работа строится в определённой системе по этапам, начиная от простого к сложному.
В работе с обучающимися:
использую разные формы занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные),
включаю различные виды игр (дидактические, настольные, развивающие, и др.),
провожу занятия познавательного цикла с использованием цифрового проектора;
для развития мыслительной деятельности создаю проблемные ситуации.
На занятиях у обучающихся инициирую проявление мыслительных возможностей. Учебный материал подбираю в определённой последовательности:
задания, готовят обучающихся к пониманию сути и смысла проблемной ситуации;
задания, которые ставят перед обучающимися проблемную ситуацию или подводят к осознанию недостаточности имеющегося уровня знаний или умений;
задания, которые требуют применения приобретённых знаний в различных практических ситуациях;
задания, в процессе которых необходимо применять полученные знания или умения в новых или вариативных ситуациях;
задания, которые показывают педагогу и обучающемуся уровень и качество его достижений на данном этапе.
Все задания и упражнения распределены на определённые группы: репродуктивные (упражнения, которые требуют применения приобретённых знаний или способов действий),
тренировочные (задания, требующие подражания образцу, либо применение приобретённых умений и навыков на аналогичных заданиях), частично – поисковые (перенос наличия способа действия в другие условия и применение его на другом содержании).
Но наша работа не дала бы положительной динамики, если бы не было поддержки семьи в вопросах развития обучающихся. Родители являются первыми воспитателями и педагогами своего ребенка. Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в процессе формирования мыслительных операций необходимо для развития их собственного ребёнка.
Взаимодействие с родителями строится на предоставлении полной информации о педагогическом воздействии на обучающегося. Привлекаю родителей к обсуждению индивидуальных планов работы с обучающимся, информирую об успехах, планирую перспективы работы на будущее, проведение совместных конкурсов, праздников, практикумов по обучению родителей игровым методам и приемам для познавательного развития. В ходе совместных занятий родителей с детьми отрабатываются аналогичные задания на разном материале и закрепляются дома с родителями. Обучающимся даются домашние задания в игровой форме, а родители помогают осуществлять правильный контроль за выполнением заданий. После выполнения домашних заданий проходят проверки и обсуждения с родителями, о том какие проблемы возникают при выполнении домашних заданий.
Анализируя проведенную работу по формированию мыслительных операций, можно сделать вывод, что положительная динамика наблюдается у большинства обучающихся, даже с тяжелыми нарушениями, повысилась информированность и заинтересованность родителей в обучении. Родители не только выполняют рекомендации педагога и посещают занятия и другие мероприятия, но и делятся своим опытом работы с детьми, являются участниками мероприятий, принимают активное участие в изготовлении наглядности и методических пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных си...
Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...