Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
материал

Организация коррекционно-педагогической  работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-педагогической  работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей

с ограниченными возможностями здоровья

Проблема развития  мыслительных операций  у обучающихся с детским церебральным параличом (ДЦП)   актуальна тем, что это является  неотъемлемым компонентом любой формы познавательной деятельности, его поведения в целом.

Обучающиеся с ДЦП имеют заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов. Эти факторы поражают двигательные зоны головного мозга, происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Не сформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений, как познавательной деятельности, так и мыслительных операций.

Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование мыслительных операций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с интеллектуальной  недостаточностью. 

Комплексный подход к данной проблеме, предполагает активное участие и взаимодействие педагогов и  родителей.

Нашу школу посещают обучающиеся со сложным дефектом (имеющие сочетание 2 или более недостатков в физическом и психическом развитии).

Диагностика, показала: что у обучающихся нашей школы значительное отставание в развитии мыслительной деятельности:

это выражается в не сформированности мыслительных операций;

анализ объектов обучающиеся проводят с меньшей полнотой и недостаточной тонкостью;

недостаточно сформированы операции обобщения;

слабо владеют различными формами классификации;

наблюдаются сложности  ориентировки в выполнении заданий;

низкая сформированность фаз анализа и синтеза;

непонимание зависимости между частью и целым.

Поэтому для реализации цели, мной были определены основные задачи работы:

Провести комплексное исследование мыслительных операций у обучающихся, имеющих отклонения в развитии.

Разработать индивидуальные программы развития по формированию мыслительных операций в соответствии с уровнем развития каждого обучающегося.

Создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Задачи по взаимодействию  с родителями:

Оказать помощь в осознании важности совместной работы  специалистов  школы  и родителей в решении проблем обучающегося по формированию мыслительных операций.

Повышать педагогическую компетентность родителей  по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности обучающегося.

Обучать  родителей методам и приемам по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности.

Для формирования мыслительных операций я разработала  программу развития  познавательной деятельности. Вся работа строится в определённой системе по этапам, начиная от простого к сложному.

        В работе с обучающимися:

использую разные формы занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные),

включаю различные виды игр (дидактические, настольные, развивающие, и др.),

провожу  занятия познавательного цикла с использованием цифрового проектора;

 для развития мыслительной деятельности создаю проблемные ситуации.

На занятиях у обучающихся инициирую проявление   мыслительных   возможностей. Учебный материал  подбираю в определённой последовательности:

задания, готовят обучающихся  к пониманию сути и смысла проблемной ситуации;

задания, которые ставят перед обучающимися проблемную ситуацию или подводят к осознанию недостаточности имеющегося уровня знаний или умений;

задания, которые требуют  применения приобретённых знаний в различных практических ситуациях;

задания, в процессе которых необходимо применять полученные знания или умения в новых или вариативных ситуациях;

задания, которые показывают педагогу и обучающемуся уровень и качество его достижений на данном этапе.

Все задания и упражнения распределены на определённые группы: репродуктивные (упражнения, которые требуют применения приобретённых знаний или способов действий),

тренировочные (задания, требующие подражания образцу, либо применение приобретённых умений и навыков на аналогичных заданиях), частично – поисковые (перенос наличия способа действия в другие условия и применение его на другом содержании).

Но наша работа  не дала  бы положительной динамики, если бы не было поддержки семьи в вопросах развития обучающихся. Родители являются первыми воспитателями и педагогами своего ребенка.  Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в процессе формирования мыслительных операций необходимо для развития их собственного ребёнка.

Взаимодействие  с родителями строится на предоставлении полной информации о педагогическом воздействии на обучающегося.  Привлекаю родителей к обсуждению индивидуальных планов работы с обучающимся, информирую об успехах, планирую  перспективы работы на будущее, проведение совместных конкурсов, праздников, практикумов по обучению родителей игровым методам и приемам для познавательного развития. В ходе  совместных занятий родителей с детьми отрабатываются аналогичные задания на разном материале и закрепляются  дома с родителями. Обучающимся даются  домашние задания в игровой форме, а родители помогают осуществлять правильный контроль за выполнением заданий. После выполнения домашних заданий проходят проверки и обсуждения с родителями, о том какие проблемы возникают при выполнении домашних заданий.

Анализируя проведенную работу по формированию мыслительных операций, можно сделать вывод, что положительная динамика наблюдается у большинства обучающихся, даже  с тяжелыми нарушениями, повысилась информированность и заинтересованность родителей в обучении. Родители не только выполняют рекомендации педагога и посещают занятия и другие мероприятия, но и делятся своим опытом работы с детьми, являются участниками мероприятий, принимают активное участие в изготовлении наглядности и методических пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях

В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения  у детей с ограниченными возможностями  в опасных и трудных жизненных си...

Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье исследуется проблема проблема формирования интеллектуальных умений  у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Пути формирования математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена развитию математических представлений у детей с ОВЗ, помогающему успешной подготовке к обучению в школе и социальной адаптации....

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...