Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
методическая разработка (10 класс) по теме
В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dlya_roditeley.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПРОБЛЕМАМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В ОПАСНЫХ И ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Воспитатель группы продленного дня
Ольшевская Елена Николаевна
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
№ 432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Задачи, решаемые в тесном союзе школы и родителей
Формы взаимодействия с родителями для получения желаемого результата:
- Организация библиотеки, в которой собрана литература по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей. В фондах нашей библиотеки есть и видеоматериалы о безопасности;
- Картотека памяток для родителей, в которых собраны лаконично правила поведения безопасного поведения в разных ситуациях. Эти памятки предлагаются родителям со своими детьми в ходе специально организованных занятий, в процессе организации, когда приходят все родители;
- Использование бесед индивидуальных и групповых по вопросам безопасности;
- Проведение «круглого стола» с родителями, на которых обсуждаются полученные результаты и ставятся новые задачи, исходя из особенностей учащихся. На учебный год составляется план взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в рамках экспериментальной работы нашей школы, вопрос формирования безопасного поведения учащихся наиболее широко освещается в работе с родителями.
План работы с родителями
I четверть (сентябрь-октябрь)
Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: расширить представления детей о разнообразии живого мира
Задачи: узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы;
формирование представлений об опасности несъедобных грибов.
Содержание:
- посещение библиотеки;
- чтение и обсуждение рассказа «Полное лукошко» Н. Надеждиной;
- просмотр кинофильма «Грибное царство» из цикла «Мир вокруг нас» и обсуждение;
- составление с родителями коллажа «Осень щедра грибами»
Совместная деятельность родителей с детьми:
1. Занятие: «Съедобные и несъедобные грибы»;
дидактические игры: «Съедобное-несъедобное»; «Отгадай загадки, подбери отгадки»;
рисование по контуру «Что растет там под осинкой и березкой?»
2. Занятие с родителями «Придумывание сказок о грибах»;
пластилинография: «Полезный и опасный мухомор»;
Предлагаемая литература для родителей и детей:
- рассказы и сказки о грибах В.В. Зотова;
- Левашовский «Стихи о грибах»;
- А.И. Пономарев «Тебе грибник»;
- А. Мухин, В. Тункевич «Сбор грибов»;
- Журнал «Дошкольное воспитание» №8 1985г. « Не всякий гриб в кузов»
Памятка, разработанная родителями для детей
- Брать гриб только, те , которые знаешь;
- Ни в коем случае не брать ядовитые грибы;
- Нельзя брать высохшие на корню грибы;
- Срезая гриб, стараться не повредить грибницу
- Нельзя брать червивые грибы;
- Нельзя уничтожать ядовитые грибы. Для нас они ядовиты, а для некоторых животных являются лечебными;
- Использовать в пищу только при правильной обработке
II четверть (ноябрь-декабрь)
Тема: «Безопасность в доме и на улице» (Приложение 1)
Цель: формирование мотивов к безопасному поведению в доме и на улице.
Задачи: 1. Формирование понятий: опасные предметы в помещении; безопасность в доме и на улице.
2. Отработать правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Содержание:
- посещение библиотеки;
- ознакомление с книгой С.А. Шикарчук «Правила безопасности дома и на улице», обсуждение;
- просмотр видеофильма «Основы безопасности и жизнедеятельности», обсуждение;
Совместная деятельность родителей с детьми.
- Занятие: «Безопасность дома и на улице» (Приложение 4, 5, 6);
- Дидактическая игра «Назови и покажи опасные предметы»;
- Обсуждение ситуаций (родители придумывают ситуации и обсуждают с детьми правила пользования бытовыми приборами);
Рисование совместно с родителями плакатов «Опасные предметы, которые есть у вас дома», «Инструменты, которыми пользоваться нельзя без разрешения взрослых»;
2. Вместе с родителями дети изготавливают маски к сказкам «Колобок», «Красная шапочка».
Обыгрывание сказок детьми совместно с родителями:
- Красивая внешность может быть обманчива (колобок был съеден лисой);
- Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми;
- Если бы это знала Красная Шапочка, с ней не произошло бы такое несчастье.
- Сказочная викторина с родителями (2 команды):
- Съел бы волк семерых козлят, если бы они выполнили наказ мамы?
- Какую ошибку совершили Красная Шапочка и её бабушка?
- Какое правило не знал Буратино, отправляясь с новыми друзьями на поле чудес?
- Почему гуси-лебеди унесли братца? Какие правила не выполнила сестрица?
- Занятие: дидактическая игра «Знайка» - соотнести рисунки с правилами безопасности. Рисунки выполняют родители вместе с детьми.
Предлагаемая литература для родителей и детей:
- А.А. Усачёв «Личная безопасность в доме»;
- Журнал «Мурзилка»: 1996г. №11 «Кто там за дверью» С. Лежнёва;
«Список "Не"» 2005г. №6 С. Лежнёва;
«Не беспокойся, мама» 2009г. №11.
Памятка, разработанная родителями для детей
- Бытовыми приборами и инструментами пользоваться только с разрешения взрослых;
- Все режущие и колющие предметы класть на свое место.
Пользоваться только под присмотром взрослых, применять их только по назначению, как научили взрослые;
- Не тянуть электрические приборы за провод, не совать пальцы в розетку;
- Не открывать дверь незнакомому человеку;
- Если ты потерял ключи, обязательно скажи родителям;
- Если тебя позвал незнакомый человек, никуда с ним не иди, даже если незнакомец сказал, что его прислали родители;
- Если к вам пристает незнакомец, кричите как можно громче.
III четверть (январь-март)
Тема: «Правила дорожного движения. Улица полна неожиданностей» (Приложение 2, 3)
Цель: Обучить правилам дорожного движения и безопасности на дороге.
Задачи: 1. ознакомить с правилами безопасности на улице;
2. Развивать умения предвидеть опасную ситуацию;
3. Ознакомить с правилами дорожного перехода;
4. Определить безопасный путь в школу;
5. Обобщить знания о светофорах и их сигналах;
6. Познакомить с дорожными знаками.
Содержание: 1. Встреча и беседа с сотрудником ГИБДД;
2. Просмотр фильма «Улица полна неожиданностей» и обсуждение ситуаций;
Совместная деятельность родителей с детьми:
- Изготовление дорожных знаков для игры «Поле чудес»;
- Выставка рисунков на тему «Безопасный путь в школу», «Моя улица»;
- Викторина с участием детей и родителей «Школа пешехода», «Путешествие в страну дорожных знаков»;
- Игра «Поле чудес» - закрепление знаний по правилам дорожного движения;
- Экскурсия родителей с детьми – повторение изученных правил дорожного движения, отрабатывание и закрепление умений переходить улицу;
- Занятие: «Это я знаю» (2 команды);
- Дидактическая игра «Угадай дорожный знак и нарисуй его»;
- Дидактическая игра «Правильно – неправильно» (одна команда показывает иллюстрации, другая отвечает правильно или неправильно соблюдены правила дорожного движения).
Предлагаемая литература:
- В.В. Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- Загадки о дорожных знаках;
- Ф.Д. Кривин «Откуда пришла улица?»
- Ф.Д. Кривин «Можно ли жить сразу на нескольких улицах?»
- А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»;
- М. Кривич, О. Ольгин «О ступеньках под землю и полосатой зебре»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Б.С. Житков «Что я видел?», «Светофор»;
- С. Михалков «Если свет зажегся красный…»;
- М.С. Пляцковский «Стоп, машина!»
- Журнал «Мурзилка» 2004г. №11 «Школа безопасности»
- Е.М. Сосулова, М.Л. Форштат «Красный, желтый, зеленый» (издательство Новосибирск 1976г.)
Памятка, разработанная родителями для детей
- Строго соблюдать правила дорожного движения;
- Переходить улицу можно только в месте специально оборудованного перехода, где есть знак «пешеходный переход» и стоит светофор, соблюдая установленные правила.
- Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов;
- Ни в коем случае нельзя выбегать, играть на дороге;
- Переходить дорогу после выхода из транспорта можно после того, как он отъехал;
- Кататься на велосипеде и санках можно только в парках, имеющих ограждение;
- Запомните безопасный путь в школу и будьте внимательны;
IV четверть (апрель-май)
Тема: «Животные и насекомые вокруг нас»
Цель: Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных и насекомых.
Задачи: 1. Ознакомить с правилами безопасного обращения с ними;
- Воспитывать доброжелательное отношение к ним.
Совместная деятельность родителей с детьми
Содержание:
Занятие: «Мой четвероногий друг» (2 команды) - отгадывание загадок; конкурс рисунков «Моё любимое животное»;
Занятие «Путешествие в страну животных и насекомых», дидактическая игра «Летает – не летает»;
Лепка «Животное»
Изготовление плакатов с правилами безопасного обращения с животными и насекомыми;
Просмотр фильмов и обсуждение «Секреты природы», «Животные отвечают».
Предлагаемая литература:
- Журнал «Мурзилка» 1997г. № 9 «Безопасность при общении с животными» А. Усачёв, А. Березин;
- Журнал «Здоровье школьника» - «Минусы любви» 2012г. №8;
- Журнал «Здоровье школьника» - «Не гладь кота» 2010г. №7;
- Журнал «Здоровье школьника» - Свидание с вампиром» (о клещах) 2010г. №5.
Памятка, разработанная родителями для детей
- Не подходить к незнакомым животным, не гладить их;
- Не дразнить животных;
- Не смотреть собаке в глаза;
- При укусах животных и насекомых обратиться обязательно к врачу;
- Знать о том, какую первую помощь можно оказать.
Круглый стол
Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у учащихся с умеренной умственной отсталостью».
Цель: обобщить наработанный материал по формированию у детей навыков безопасного поведения.
Подготовка
Наглядность:
1. Библиотека, пособия, фильмотека;
- Выставка детских работ по данной теме;
Повестка дня
- Выступление детей (инсценировки сказок «Колобок», «Красная Шапочка»);
- Выступление психолога: «Особенности формирования навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями»;
- Опыт работы педагога Е. Н. Ольшевской по теме «Формирование знаний и практических умений безопасного поведения в сложных и опасных жизненных ситуациях»;
- Опыт семейного воспитания по вопросам: «Дорожное движение», «Один дома», «Мой четвероногий друг».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...
Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации
Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в труд...
примерная модель организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
презентация...
Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети с ...
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...