Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
методическая разработка (10 класс) по теме

Ольшевская Елена Николаевна

В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения  у детей с ограниченными возможностями  в опасных и трудных жизненных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_dlya_roditeley.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРОБЛЕМАМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В ОПАСНЫХ И ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Воспитатель группы продленного дня

Ольшевская Елена Николаевна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Задачи, решаемые в тесном союзе школы и родителей

Формы взаимодействия с родителями для получения желаемого результата:

  1. Организация библиотеки, в которой собрана литература по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей. В фондах нашей библиотеки есть и видеоматериалы о безопасности;
  2. Картотека памяток для родителей, в которых собраны лаконично правила поведения безопасного поведения в разных ситуациях. Эти памятки предлагаются родителям со своими детьми в ходе специально организованных занятий, в процессе организации, когда приходят все родители;
  3. Использование бесед индивидуальных и групповых по вопросам безопасности;
  4. Проведение «круглого стола» с родителями, на которых обсуждаются полученные результаты и ставятся новые задачи, исходя из особенностей учащихся. На учебный год составляется план взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в рамках экспериментальной  работы нашей школы, вопрос формирования безопасного поведения учащихся наиболее широко освещается в работе с родителями.

План работы с родителями

I четверть (сентябрь-октябрь)

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

Цель: расширить представления детей о разнообразии живого мира

Задачи: узнавать и называть съедобные и несъедобные грибы;

              формирование представлений об опасности несъедобных грибов.

Содержание:

  1.  посещение библиотеки;
  2.  чтение и обсуждение рассказа «Полное лукошко» Н. Надеждиной;
  3. просмотр кинофильма «Грибное царство» из цикла «Мир вокруг нас» и обсуждение;
  4. составление с родителями коллажа «Осень щедра грибами»

Совместная деятельность родителей с детьми:

1. Занятие: «Съедобные и несъедобные грибы»;

дидактические игры: «Съедобное-несъедобное»; «Отгадай загадки, подбери отгадки»;

рисование по контуру «Что растет там под осинкой и березкой?»

2. Занятие с родителями «Придумывание сказок о грибах»;

пластилинография: «Полезный и опасный мухомор»;

Предлагаемая литература для родителей и детей:

  1. рассказы и сказки о грибах В.В. Зотова;
  2. Левашовский «Стихи о грибах»;
  3. А.И. Пономарев «Тебе грибник»;
  4. А. Мухин, В. Тункевич «Сбор грибов»;
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 1985г. « Не всякий гриб в кузов»

Памятка, разработанная родителями для детей

  1. Брать гриб только, те , которые знаешь;
  2. Ни в коем случае не брать ядовитые грибы;
  3. Нельзя брать высохшие на корню грибы;
  4. Срезая гриб, стараться не повредить грибницу
  5. Нельзя брать червивые грибы;
  6. Нельзя уничтожать ядовитые грибы. Для нас они ядовиты, а для некоторых животных являются лечебными;
  7. Использовать в пищу только при правильной обработке

II четверть (ноябрь-декабрь)

Тема: «Безопасность в доме и на улице» (Приложение 1)

Цель: формирование мотивов к безопасному поведению в доме и на улице.

Задачи: 1. Формирование понятий: опасные предметы в помещении; безопасность в доме и на улице.

                 2. Отработать правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Содержание:

  1. посещение библиотеки;
  2. ознакомление с книгой С.А. Шикарчук «Правила безопасности дома и на улице», обсуждение;
  3. просмотр видеофильма «Основы безопасности и жизнедеятельности», обсуждение;

Совместная деятельность родителей с детьми.

  1. Занятие: «Безопасность дома и на улице» (Приложение 4, 5, 6);
  1. Дидактическая игра «Назови и покажи опасные предметы»;
  2. Обсуждение ситуаций (родители придумывают ситуации и обсуждают с детьми правила пользования бытовыми приборами);

Рисование совместно с родителями плакатов «Опасные предметы, которые есть у вас дома», «Инструменты, которыми пользоваться нельзя без разрешения взрослых»;

2.  Вместе с родителями дети изготавливают маски к сказкам «Колобок», «Красная шапочка».

Обыгрывание сказок детьми совместно с родителями:

  1. Красивая внешность может быть обманчива (колобок был съеден лисой);
  1. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми;
  1.   Если бы это знала Красная Шапочка, с ней не произошло бы такое несчастье.
  1. Сказочная викторина с родителями (2 команды):
  1. Съел бы волк семерых козлят, если бы они выполнили наказ мамы?
  2. Какую ошибку совершили Красная Шапочка и её бабушка?
  3. Какое правило не знал Буратино, отправляясь с новыми друзьями на поле чудес?
  4. Почему гуси-лебеди унесли братца? Какие правила не выполнила сестрица?
  1. Занятие: дидактическая игра «Знайка» - соотнести рисунки с правилами безопасности. Рисунки выполняют родители вместе с детьми.

Предлагаемая литература для родителей и детей:

  1. А.А. Усачёв «Личная безопасность в доме»;
  2. Журнал «Мурзилка»:  1996г. №11 «Кто там за дверью» С. Лежнёва;

«Список "Не"» 2005г. №6 С. Лежнёва;        

«Не беспокойся, мама» 2009г. №11.

Памятка, разработанная родителями для детей

  1. Бытовыми приборами и инструментами пользоваться только с разрешения взрослых;
  2. Все режущие и колющие предметы класть на свое место.

Пользоваться только под присмотром взрослых, применять их только по назначению, как научили взрослые;

  1. Не тянуть электрические приборы за  провод, не совать пальцы в розетку;
  2. Не открывать дверь незнакомому человеку;
  3. Если ты потерял ключи, обязательно скажи родителям;
  4. Если тебя позвал незнакомый человек, никуда с ним не иди, даже если незнакомец сказал, что его прислали родители;
  5. Если к вам пристает незнакомец, кричите как можно громче.

III четверть (январь-март)

Тема: «Правила дорожного движения. Улица полна неожиданностей» (Приложение 2, 3)

Цель: Обучить правилам дорожного движения и безопасности на дороге.

Задачи: 1. ознакомить с правилами безопасности на улице;

 2.  Развивать умения предвидеть опасную ситуацию;

 3. Ознакомить с правилами дорожного перехода;

 4. Определить безопасный путь в школу;

 5. Обобщить знания о светофорах и их сигналах;

 6. Познакомить с дорожными знаками.

Содержание: 1. Встреча и беседа с сотрудником ГИБДД;

2. Просмотр фильма «Улица полна неожиданностей» и обсуждение ситуаций;

Совместная деятельность родителей с детьми:

  1. Изготовление дорожных знаков для игры «Поле чудес»;
  2. Выставка рисунков на тему «Безопасный путь в школу», «Моя улица»;
  3. Викторина с участием детей и родителей «Школа пешехода», «Путешествие в страну дорожных знаков»;
  4. Игра «Поле чудес» - закрепление знаний по правилам дорожного движения;
  5. Экскурсия родителей с детьми – повторение изученных правил дорожного движения, отрабатывание и закрепление умений переходить улицу;
  6. Занятие: «Это я знаю» (2 команды);
  1. Дидактическая игра «Угадай дорожный знак и нарисуй его»;
  2. Дидактическая игра «Правильно – неправильно» (одна команда показывает иллюстрации, другая отвечает правильно или неправильно соблюдены правила дорожного движения).

Предлагаемая литература:

  1. В.В. Поляков «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  2. Загадки о дорожных знаках;
  3. Ф.Д. Кривин «Откуда пришла улица?»
  4. Ф.Д. Кривин «Можно ли жить сразу на нескольких улицах?»
  5. А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»;
  6. М. Кривич, О. Ольгин «О ступеньках под землю и полосатой зебре»;
  7. Н. Носов «Автомобиль»;
  8. Б.С. Житков «Что я видел?», «Светофор»;
  9. С. Михалков «Если свет зажегся красный…»;
  10. М.С. Пляцковский «Стоп, машина!»
  11. Журнал «Мурзилка» 2004г. №11 «Школа безопасности»
  12.  Е.М. Сосулова, М.Л. Форштат «Красный, желтый, зеленый» (издательство Новосибирск 1976г.)

Памятка, разработанная родителями для детей

  1. Строго соблюдать правила дорожного движения;
  2. Переходить улицу можно только в месте специально оборудованного перехода, где есть знак «пешеходный переход» и стоит светофор, соблюдая установленные правила.
  3. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов;
  4. Ни в коем случае нельзя выбегать, играть на дороге;
  5. Переходить дорогу после выхода из транспорта можно после того, как он отъехал;
  6. Кататься на велосипеде и санках можно только в парках, имеющих ограждение;
  7. Запомните безопасный путь в школу и будьте внимательны;

 IV четверть (апрель-май)

Тема: «Животные и насекомые вокруг нас»

Цель: Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных и насекомых.

Задачи: 1. Ознакомить с правилами безопасного обращения с ними;

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Совместная деятельность родителей с детьми

Содержание:

        Занятие: «Мой четвероногий друг» (2 команды) - отгадывание загадок; конкурс рисунков «Моё любимое животное»;

Занятие «Путешествие в страну животных и насекомых», дидактическая игра          «Летает – не летает»;

Лепка «Животное»

 Изготовление плакатов с правилами безопасного обращения с животными и насекомыми;

 Просмотр фильмов и обсуждение «Секреты природы», «Животные отвечают».

Предлагаемая литература:

  1. Журнал «Мурзилка» 1997г. № 9 «Безопасность при общении с животными»   А. Усачёв, А. Березин;
  2. Журнал «Здоровье школьника» - «Минусы любви» 2012г. №8;
  3. Журнал «Здоровье школьника» - «Не гладь кота» 2010г. №7;
  4. Журнал «Здоровье школьника» - Свидание с вампиром» (о клещах) 2010г. №5.

Памятка, разработанная родителями для детей

  1. Не подходить к незнакомым животным, не гладить их;
  2. Не дразнить животных;
  3. Не смотреть собаке в глаза;
  4. При укусах животных и насекомых обратиться обязательно к врачу;
  5. Знать о том, какую первую помощь можно оказать.

Круглый стол

Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у учащихся с умеренной умственной отсталостью».

Цель: обобщить наработанный материал по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Подготовка

Наглядность:

1.  Библиотека, пособия, фильмотека;

  1. Выставка детских работ по данной теме;

Повестка дня

  1. Выступление детей (инсценировки сказок «Колобок», «Красная Шапочка»);
  2. Выступление психолога: «Особенности формирования навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями»;
  3. Опыт работы педагога Е. Н. Ольшевской по теме «Формирование знаний и практических умений безопасного поведения в сложных и опасных жизненных ситуациях»;
  4. Опыт семейного воспитания по вопросам: «Дорожное движение», «Один дома», «Мой четвероногий друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказ...

Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации

Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в труд...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей) в системе детского сада и школы

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.В основе работы с учащимися, оказав...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...