Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
методическая разработка по теме
В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
Колосова О.И., воспитатель интерната
Республика Хакасия
Муниципальное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 8 г.Саяногорска.
« Человеческое общение-
самая большая роскошь на свете»
Антуан де Сент Экзюпери.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и ,следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводить к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение- важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценивание самого себя через посредство других людей. Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Для коррекционной школы-интерната, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.
В нашей школе-интернате № 8 г.Саяногорска в систему работы по формированию навыков общения включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые детям по реальной жизни, но и активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и прогулках.
Экскурсии и прогулки воспитатели нашей школы планируют по следующим направлениям:
-физкультурно-оздоровительное;
-социализация и личностное ориентирование;
-эстетическое воспитание;
-нравственно-этическое воспитание.
Формы проведения могут быть самыми различными. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и различные экскурсии в учреждения города, и ориентирование на улицах города и т.д.
Дети много узнают об окружающем мире и учатся общению во время экскурсий и прогулок. При планировании прогулки педагог должен помнить, что цель прогулки должна быть очень ясной, а объем новых познаний у детей должен быть ограниченным.
Например: планируется прогулка «Мой друг- Светофор». Цель прогулки: познакомит ребят с работой сигналов светофора.
Целевые прогулки в интернатных группах нашей школы начинаются с ближайшего окружения: знакомство с пришкольной территорией, с соседними улицами и парком.
Содержание прогулок меняется сообразно временам года. Зимой дети наблюдают снег и снежинки, рисуют картины на снегу, весной смотрят, как тает снег, образуются ручьи, осенью наблюдают за изменением окраски листьев на деревьях и т.д. После окончания каждой прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что нового узнали.
Целевые прогулки учат детей взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, что очень актуально для интернатных групп нашей школы, т.к. состав детей в группах разновозрастной и старшие дети приучаются к заботе о младших, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти. Они очень полезны для развития речи и общения.
В ходе экскурсий и прогулок у детей с ограниченными возможностями здоровья уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире.
Например, во время проведения экскурсии в магазин «Ткани» ребятам было предложено самим выбрать нужную ткань для уроков труда и вежливо объяснить продавцу, что они хотели бы купит, затем расплатиться за покупку. Конечно, если дети испытывают затруднения при выполнении данного задания, то на помощь им приходит педагог. Во время проведения данной экскурсии младшие воспитанники внимательно наблюдают за действиями старших. То же самое задание дается воспитанникам при посещении отдела «Канцтовары», продуктовых магазинов, где ребята сами выбирают и покупают разные мелочи (тетради, ручки, сладости).
После проведения экскурсий в группе проводятся различные сюжетно-ролевые игры: «Поведение в транспорте», «Столовая», «Магазин» и т.д., где с детьми закрепляются знания и умения, полученные в ходе проведения экскурсий. Воспитанники, даже старшей возрастной группы, очень охотно принимают участие в, подобного рода, играх.
Прогулки и экскурсии способствуют:
-воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других, формированию потребности к общению;
-развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях;
-выработке у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
Во время проведения прогулок и экскурсий педагог должен показать детям на простых и доступных их пониманию явлениях, что все окружающее нас пространство, все объекты в нем существующие, необходимы людям и надо научиться относиться к ним бережно, внимательно, с интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".
Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...
Доклад на ШМО по теме самообразования: « Формирование навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Перед педагогами нашей школы стоит задача сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение нав...
Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растет число детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), причем состояние здоровья детей ухудшается не по одному п...