Из опыта работы педагога-наставника
методическая разработка
Данный материал будет полезен для наставников-педагогов при организации работы с молодым специалистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_pedagoga.docx | 74.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы педагога-наставника
Котенко Елены Васильевны с молодым специалистом
В современную школу возвращается институт наставничества. Замечательно, что наравне с «новомодными», наводнившими наш язык словами «тьютор», «коуч» в нем последнее время всё чаще звучит хорошо знакомое слово «наставник», то есть педагог, воспитатель, обладающий опытом и готовый делиться своими знаниями не только с учениками, но и с теми молодыми коллегами, которые только начинают свой путь в профессию. А ведь как это важно (вспомним свое боевое крещение) молодому специалисту, переступившему порог школы, сразу почувствовать поддержку коллег, увидеть их желание помочь реализовать профессиональный потенциал.
И нам приятно, что в нашей школе наравне с опытными педагогами трудятся молодые специалисты. В 2022 -2023 учебном году в МБОУ ЦО №39 пришел молодой учитель русского языка и литературы. В соответствии с приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста. Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило оказание методической помощи, содействие адаптации и профессионального становления педагога. С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
Посещение уроков, общение с молодым специалистом выявило в начале нашего сотрудничества следующие «болевые точки»: проблемы в отношениях с учащимися; дисциплина на уроке; формы работы с обучающимися на уроке.
С целью решения данных проблем были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, в соответствии с которым акцент должен быть сделан на развитие личности учащегося, на поиск инструментария, технологий, которые способствовали бы активизации внимания детей на занятии. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на этапы урока.
1. Организационный этап.(Не забываем на этом этапе не только приветствовать своих учеников, но и обращать внимание на «детали»: их поведение, настроение, внимание, наличие тетради, учебника и т.д.)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний и умений. Создание проблемной ситуации.
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.
5. Открытие новых знаний
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний.
9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.
Кроме того, нами были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у молодого специалиста сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута, куда были включены следующие вопросы: изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса; работа по освоению учебного предмета; самостоятельная работа по теме самообразования; работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков; общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения помогли начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, организаторские возможности. Проведение нашей совместной работы, творческий подход начинающего практику педагога к обучению, ее неравнодушие к детям, желание им помочь позволили молодому специалисту решить часть возникших в начале профессиональной деятельности проблем, выработать свой стиль преподавания, стать более уверенной, найти взаимопонимание среди родителей класса, руководителем которого она является.
В рамках работы ШМО молодым специалистом был дан открытый урок, внеклассное мероприятие, подготовлено выступление на заседание методического объединения учителей гуманитарного цикла по программе профессионального самообразования «Применение информационных технологий в обучении русского языка и литературы».
Молодой специалист начала публиковать свои разработки в сети Интернет, на школьном сайте, ее ученики – активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.
Таким образом, мы видим, что сотрудничество наставника и молодого специалиста приносит свои плоды. С одной стороны, их совместная, правильно спланированная работа помогает молодому специалисту достичь профессиональных успехов, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии. С другой стороны, наставничество способствует и повышению профессионального уровня самого наставника. Кроме вышеизложенного, наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Приложение
Карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога
ФИО молодого педагога:
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Стаж работы в должности:
ФИО наставника:
Должность:
Стаж работы в должности:
Цель сопровождения: успешное вхождение в должность педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне
Задачи сопровождения: диагностика уровня профессиональной компетентности молодого педагога; оказание методической помощи в организации образовательного процесса; привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации
Период сопровождения: учебный год
Этапы деятельности | Содержание деятельности, формы сотрудничества | Сроки |
1. Диагностика уровня профессиональной компетентности. | - Знакомство с молодым специалистом, анкетирование с целью выявления начальных трудностей, беседа. -Знакомство с нормативными документами. - Посещение уроков с последующим самоанализом и анализом урока. | Сентябрь В течение года |
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе (ШМО, в коллективе в целом). Участие молодого специалиста в методической работе. | - Ознакомление с требованиями к оформлению учебно-программной документации. - Мастер-классы. - Публикации в печатных изданиях. - Выступление на ШМО(обмен опытом). - Участие в неделе русского языка и литературы (проведение внеклассных мероприятий). | Октябрь В течение года Согласно плану ШМО |
3. Повышение квалификации молодого специалиста, самообразование педагога: изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального. | - Выбор темы самообразования, составление плана работы. - Вступление в сетевой сообщество. - Вебинары, обучающие семинары видеоконференции. - Внедрение современной образовательной технологии в педагогическую практику. | Ноябрь В течение года |
4. Мониторинг результативности методического сопровождения молодого педагога. | - Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности созданными условиями в образовательной организации. - Самоанализ успешности педагогической деятельности. -Взаимная оценка работы наставника и наставляемого посредством анкетирования - Экспертная оценка профессионального роста молодого специалиста | Май Июнь В конце учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - наставника с молодым специалистом
План работы с молодым специалистом Урекиной С.А.II второй год "Самостоятельный творческий поиск"...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом
План работы педагога-наставника с молодым специалистом...
План работы педагога-наставника
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста..Задачи: оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебн...
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С НАЧИНАЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышепереч...
План работы педагога–наставника с молодым специалистом.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители,...
План работы педагога-наставника с молодым специалистом по физической культуре
План мероприятий на год. Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения и т.д....
План работы педагога наставника
План работы педагога наставника с молодым специалиста...