Некоторые аспекты формирования речевой коммуникативной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках по "Основам социальной жизни"
статья

Богданова Ирина Юрьевна

Многолетний опыт педагогической деятельности позволил отработать методику развития речевой коммуникативной деятельности  у учащихся с особыми возможностями здоровья на уроках  по «Основам социальной жизни» (далее: ОСЖ),   четко определить цели, задачи, условия.

Среди последних:                                        

-        содержание социально-коммуникативного развития;

- интегрированные формы организации социально-бытовой коммуникативной деятельности;

- система методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих и др.);

-пространственно-предметная социокультурная коммуникативная среда.     

Цель работы: создание на уроках ОСЖ  условий для развития речевой коммуникативной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iyu_na_mo_23-24.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Богдановой И.Ю.  учителя  высшей категории,

              на МО учителей –предметников,   2023-2024 учебный год

 01 ноября 2023г

Некоторые  аспекты формирования речевой коммуникативной деятельности  учащихся с  ОВЗ  на уроках по Основам социальной жизни

Многолетний опыт педагогической деятельности позволил отработать методику развития речевой коммуникативной деятельности  у учащихся с особыми возможностями здоровья на уроках  по «Основам социальной жизни» (далее: ОСЖ),   четко определить цели, задачи, условия.

Среди последних:        

-        содержание социально-коммуникативного развития;

- интегрированные формы организации социально-бытовой коммуникативной деятельности;

- система методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих и др.);

-пространственно-предметная социокультурная коммуникативная среда.        

Цель работы: создание на уроках ОСЖ  условий для развития речевой коммуникативной деятельности учащихся.

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие сферы общения у  учащихся с ограниченными возможностями здоровья,  является бедность словарного запаса. Отсюда следует, что знакомство со словом, как культурным знаком, имеющим отличительные характеристики по функциям, должно занимать в практике преподавания ОСЖ  одно из ведущих направлений.

Программа по данному коррекционному курсу, ее разделы предоставляют педагогу широкое поле деятельности.

Это:

 -личная гигиена и здоровье;

- одежда, обувь;

- питание;

- семья;

-жилище;

-транспорт;

- средства связи;

          - охрана здоровья;

- предприятия, учреждения и организации.

В процессе преподавания ОСЖ  продолжается знакомство учащихся с функциональным знаковым значением слова:

1)        Обозначение предметов:

- мебель: стол, стул, кресло, диван, шкаф - раздел "Жилище";

- имена, клички животным  - раздел "Семья" и др.

- явления социума: дети, взрослые (воспитывают, любят, заботятся) - раздел "Семья".

2)        Знаки, как показатели:

-        эмоционального состояния человека: веселый, грустный, страдающий и т. д.   - разделы: "Семья", "Транспорт";

- отношений (дружеские, приятельские, товарищеские) - раздел "Семья";

- продуктов: свежие, доброкачественные, вкусные - раздел "Питание";

 - одежды, обуви: - грязная, чистая, опрятная, модная - раздел "Одежда, обувь";

- запахов:  освежающие, терпкие, сладкие - раздел " «Личная гигиена».

3) Знаки, как средства действия:

- орудия труда (раздел "Питание");

- транспортные средства: общественный, личный, водный, автомобильный, железнодорожный ... (раздел "Транспорт").

4)        Знаки регулирования поведения:

-        правила, нормы, традиции, этикет, закон - разделы: «Питание»,  "Семья", «Предприятия, учреждения, организации».

5)  Знаки, как изображение объектов:

- фотография,  картина - разделы: "Жилище", "Семья".

Содержание программы ориентировано не только на освоение учащимися знаковых средств, но и их активное  внедрение в социокультурный опыт (общение и жизнедеятельность). Использование знаков и символов речи в собственном опыте подводит ученика к пониманию закономерностей языка, к смыслу слова и его строению.

 Второй аспект: на уроках  ОСЖ  учащиеся учатся формировать способы построения речевой коммуникации разного типа:

-        диалоговый: "Давайте побеседуем", "Я полагаю, что мы должны обсудить этот вопрос вместе" ...

-        информационный: "Поделитесь мыслями по этому вопросу", "Расскажи своему другу о том, что ты узнал о судьбе своего дедушки"...

-        оценочный: "Как вы полагаете, правильно ли   Наташа осветила

 эту ситуацию?", "Сопоставь две точки зрения"...

-        регулирующий: "Давайте вспомним правила, нормы", "Давайте обсудим ..."

-        рефлексивный: "Как ты себя чувствуешь?"

-        проективный: "Какие технологические операции следуют далее?"

Цель вышеназванных знаков - символических элементов в том, чтобы ученик в ходе занятий, тренировочных упражнений усвоил представление о том, что речевая коммуникация является не только выражением мыслей, желаний, интересов, но и способом регулирования отношений.

Так,  на уроке по теме "Подарки" (раздел «Семья») в качестве речевого знака были выбраны цветы. Это далеко неслучайно. Цветы сопровождают человека от рождения  и до последних минут.

 Были определены задачи:

 - формирование у учащихся представлений о том, что цветы, как и другие предметы, выступают знаками, раскрывающими смысл общения между людьми  (уважение, почтение, благодарность, внимание, симпатия, любовь);

- формирование опыта поведения и речевых оформлений; продумывание цели преподнесения цветов, цветочной композиции, речевого оформления, позы, мимики.

Учащиеся были ознакомлены с правилами этикета, а также с нормами взаимодействия с человеком, которому преподносят букет. Этот материал предоставил педагогу широкое  поле  речевой деятельности:

-        постановка вопросов типа: Для чего? Кому? С какой целью?

-        составление монолога при вручении букета;

-        диалог по случаю вручения и получения букета;

Вывод: активизируется речевое общение на основе употребления слов-категорий, нанизывающих признаки-определения.

На уроках ОСЖ  происходит не только обучение детей искусству речевой коммуникации, но и исследование эффективности этой работы:

-        наблюдения,

-        беседы,

-        проблемные ситуации,

-        модульные блоки,

-        тестирование,

-        анализ практической деятельности и другие методы.

Раскроем некоторые из них:

-      метод проблемной ситуации.

Суть его заключается в описании педагогом тех проблемных ситуаций,  в которые ежедневно "входят" учащиеся:

"На автобусной остановке большая лужа. Наташа выходит из автобуса. На остановке стоит Антон".

а)        Что произойдет, если Антон поможет Наташе - подаст ей руку?

б)        Что может случиться, если Антон не обратит на Наташу внимания?

 (раздел  "Транспорт". тема  "Междугородний автотранспорт")

-        метод прогнозирования ситуации.

Педагог, как правило, предлагает учащимся рассмотреть ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия, которые бы позволили им «не войти в ситуацию», а принять единственно правильное решение.  При использовании данного метода важно предварить ситуацию точной педагогической установкой.

 Так, на уроке "Я - в мире семьи".  Была предложена ситуация с установкой: подумай, какой ты человек?

Ситуация: «Ты идешь в школу. Во дворе школы  группами стоят одноклассники.  Витя рассказывает Лене и Галине смешную историю. Они громко смеются, повизгивают от удовольствия. Гена и Женя курят. Маша жует пирожок.   Каждая группа предлагает тебе присоединиться к ним.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Как поступишь ты?»

После рассмотрения ситуации важно всесторонне оценить поведение учащихся, помочь им сделать выводы и ответить на главный целевой вопрос: "Кто есть я?".

 Широко применяется в практике и метод моделирования жизненно значимых ситуаций. Здесь должны четко соблюдаться правила:- каждая ситуация включает проблему и ряд действий из числа которых ученик может выбрать приемлемый вариант и руководствоваться им (в дальнейшим) в социуме.

К примеру, на уроке по теме "Правила ухода за грудным ребенком" (раздел «Семья») учащимся была предложена ситуация: "Мама доверила Вам с сестрой искупать младшего брата. Во время купания малыш хлебнул воды, испугался, заплакал. Сестра засмеялась, потом начала ругать малыша".  

Ваши действия:

-        успокоите малыша;

-        начнёте смеяться над ним;

-        осудите поведение сестры;

-        не обратите внимания на детские слезы, продолжите процедуру купания;

Очень важно при работе над ситуацией не только следить за содержательной стороной разговора, обогащением словаря, развитием диалогической и монологической речи, но и главное — помочь сделать правильный вывод, понять ошибки, наметить программу действий в подобной обстановке на будущее. И еще, дети должны усвоить, что сфера общения не прощает промахов, что все в жизни имеет свои необратимые последствия.

Именно поэтому после разбора данного конкретного случая задаю классу вопросы: "Как вы полагаете, будет ли для сестры иметь последствия этот смех, это порицание малыша?", "Чем грозит для сестры подобное отношение к брату в будущем?"

Проблемные ситуации можно использовать для разыгрывания мини-спектаклей, цель которых не только сформировать устойчивые коммуникативные установки, но и развивать культуру речи – фактор, играющий   далеко   не   последнюю   роль   в среде общения.

При педагогическом анализе учитывается как содержание разговора, но и то, насколько глубоко продумана его схема, поднята проблема. Объектом разбора на уроке выступают и коммуникативные проявления, а именно:

а)        умение применять различные типы предложений:

-        по цели высказывания,

-        по эмоциональной окраске.

б) высказывать свои суждения.

Строго осуждается употребление слов, засоряющих нашу речь. Становление сферы внешних коммуникативных связей во многом зависят от состояния сферы внутренней коммуникации ученика. Ибо умение правильно строить диалог с самим собой значимо не только для коррекции речи, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы, но и в целом для развития сферы общения в жизни. Исходя из этого, данному вопросу на уроках ОСЖ  уделяется первостепенное внимание.

Как правило, учащимся дается установка типа: "Прежде чем мы будем обсуждать технологический процесс уборки жилой комнаты и выполнять практическую работу, представьте себе интерьер современной квартиры, может быть такой, какая изображена на данной картине. Полагаю, что может помочь  внутренний диалог; проговорите про себя вопросы темы и предполагаемые ответы на них" (тема: "Уборка помещения",  раздел "Жилище").

Следует отметить, что тематика диалогов на уроках ОСЖ самая разнообразная. Наблюдения показывают, что живой отклик у учащихся, находят  темы, вытекающие из реальной жизни.

    Практика показывает, что речевые коммуникативные связи «учитель – ученик» хорошо развиваются в ходе совместных обсуждений небольших отрывков из стихов поэтов, которые могут быть использованы в качестве завязки к разговору или эпиграфом к уроку.

 Мир народной мудрости: пословицы, поговорки, присказки  и  загадки.  

Образцы крылатой мудрости, как жемчужные россыпи придают уроку, речи, общению неповторимый блеск. Пословицы – это еще  один мотив к вдумчивому размышлению о себе, о людях, о пороках и достоинствах человека.

Загадка активизирует мыслительную деятельность учащихся, вводит в тему урока и языковую среду, повышает интерес, поднимает настроение и таким образом способствует коррекции основных психических процессов.

Достойное место в формировании коммуникативной сферы учащихся с проблемами развития принадлежит игре, всем ее видом.  Усваивая различные типы взаимоотношений и нормы социального поведения, в игре школьники обучаются искусству коммуникации в целом и речевой, в частности. Еще одна особенность игры. Она активизирует интерес к предмету, обеспечивает доступность программного материала, стимулирует мыслительную деятельность, эмоционально-волевую сферу. Во время игры, как правило, задействованы все анализаторы, таким образом, она выступает в роли эффективного коррекционного средства.

Использование игрового речевого и действенного общения способствует развитию активного сопереживания и сочувствия. Дети усваивают нормы и нравственные категории, как игровых персонажей, так и реальных лиц — сверстников (учащихся) и взрослого (учитель). В результате игрового взаимодействия у детей начинает формироваться самооценка и осознание оценки себя другими людьми. Игра используется на различных этапах урока: введение в тему, изучение нового материала, закрепление, проверка знаний, умений, навыков, а также практикуются уроки-игры. Среди разнообразия видов игровой деятельности, стимулирующих коммуникативную функцию речи можно выделить:

-        игры-путешествия;

-        игры-поручения;

-         игры-предложения;

-        игры-загадки и др.

Игры помогают учителю сделать урок интенсивным, увлекательным, стиль общения мягким и доброжелательным. Надо всегда помнить: ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителя. И эти его ожидания должны оправдаться.

Учебный процесс, построенный с доминированием элементов игровой деятельности (с ее живостью, эмоциональным подъемом, сменой содержания и приемов организации), способствует поддержанию у детей интереса к коммуникативной стороне речи, активно формирует у них сферу общения в целом.

В заключении следует подчеркнуть, что учащиеся с проблемами развития требуют к себе особого внимания. Важнейшее условие развития речи и мышления учащихся – это забота учителя о создании хорошей языковой среды.

 В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Важнейшим первоисточником творчества как самовыражения и самоутверждения личности является слово. Ребенок должен жить в мире творчества. Без этого он засушенный цветок». И, если  в школьные годы ребенок не овладеет искусством речевой коммуникации, то ни о какой успешной его интеграции в социум говорить не приходиться.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Единство целей (В добрый путь, ребята)  - М.: Просвещение, 1987.                            
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – Спб.: Лениздат, 1992.
  4. Бодалев А. А.  О  коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. – М., 1990. - №5. – с. 77 -81.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  6. Ильин Е. Н. Искусство общения. – М.: Педагогика. 1982.
  7. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя дет. сада/ В. А. Петровский, А. М. Виноградова и др.- М.: Просвещение, 1993.- 191 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  8. Ушакова Т. А. Речь как когнитивный процесс и как средство общения//                                                                                                                 Когнитивная психология. -  М.: Наука, 1986. – С.131 -143.                                                                                                                                                    

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование речевой компетентности школьников на уроках английского языка"

Под речевой компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими языка для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на ф...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

Презентация "Достижение метапредметных результатов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия способствуют достижению метапредметных результатов обучающихся....