Коррекционная педагогика

Чтобы добавить описание группы нажмите вверху ссылку Редактировать и заполните поле "Описание группы".
Добавить описание группы

                                                            ОКОУ «Школа-интернат №3» г.Курска

                                                                      директор, учитель истории и обществознания

                                                                      А.Н. Лежепёков

 

 

«Модель ресурсного центра, как важный компонент междисциплинарного подхода психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями». 

С вступлением в силу закона «Об образовании в РФ №273-ФЗ произошли существенные изменения не только в понятийном аппарате, регулировании отношений, но и в организации получения образования детей с особыми образовательными потребностями.

            Внимательный анализ изменений, происходящих в системе отечественного образования, свидетельствует о том, что она вышла на позиции качественного преобразования и нового развития общего, профессионального дополнительного образования. Мы являемся не только «свидетелями», но и активными участниками формирования организации образовательной деятельности, отношения государства и общества к той части населения России, которая получила общее определение – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) [8, С.12].

            Правовое регулирование отношений в сфере образования гарантирует каждому человеку право на доступное и качественное образование [8, С.17]. Сегодня общеобразовательная организация для детей с ОВЗ не является единственным учреждением образования, в котором могут обучаться дети с особыми образовательными потребностями. Многие образовательные организации внедряют систему инклюзивного образования, где учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка с нарушениями в развитии. Создаются образовательные организации комбинированного типа, позволяющие обучающимся осваивать разные образовательные маршруты в стенах одного образовательного учреждения [8, С.14].

            Не всегда данные образовательные организации обеспечены высококвалифицированными учителями-дефектологами, педагогами-психологами, специалистами для организации психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, которые имеют необходимый опыт и знания успешной работы с данной категорией детей. Включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможным без специализированного психолого-педагогического сопровождения.

            В то же время в общеобразовательных организациях для детей с ОВЗ работают педагоги, которые имеют большой опыт, у них накоплено много методических и практических материалов, которыми пользуются только они сами.

            Эта проблема актуальна и для активно создаваемых в настоящее время образовательных комплексов, центров, и для динамично развивающихся образовательных организаций, и для учреждений, имеющих устойчивое эволюционное развитие и для учреждений, испытывающих дефициты преимуществ и динамики развития. При этом особенно важным становится понимание того, что новое качество образования для детей с ОВЗ может обеспечиваться не отдельным учреждением, а сетью в целом, что продиктовано, прежде всего, требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов. Во многом сегодня задачи по развитию системы образования для детей с особыми образовательными потребностями перераспределяются на региональный уровень, и от того, насколько эффективно выстроена организационная модель системы, будет зависеть успех развития всей сферы.  В этой связи одной из первоочередных задач является «создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на федеральном и региональном уровнях» [3, С.15].

            В настоящее время понятие Ресурсного центра никак нормативно не закреплено. Понятие «ресурсный центр» появилось недавно. С внедрением в российскую теорию и практику информационного менеджмента его целесообразно рассматривать в двух смысловых контекстах:  1) как место сосредоточения ресурсов(«ресурс»-запасы, источники чего-нибудь; возможность, к которой можно прибегнуть  при необходимости; средство, имеющееся в наличии, к которому обращаются лишь при необходимости; либо источник  чего-либо); 2) как ресурс управления профессиональными взаимоотношениями («центр»-цельность, целостность; точка, вокруг которой все вращается; совокупность всех возможностей; высший орган руководства, управления какой-либо деятельностью; место сосредоточения  какой-либо деятельности) [4, С.124].

Создание модели Ресурсного центра можно рассматривать как одно из условий реализации адаптированных программ для детей с ОВЗ и обеспечения социальных условий.

Модель Ресурсного центра как важный компонент междисциплинарного подхода психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями позволит создать информационную базу транслирования положительного опыта по всем направлениям деятельности «специальной (коррекционной) школы»: учебной, воспитательной, коррекционной, методической, кадровой.

Деятельность специалистов психолог-педагогического сопровождения  будет направлена, в том числе, и на подготовку педагогов для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников образовательного пространства и отношении используемой терминологию психолого-педагогическое сопровождение должно функционировать на всех уровнях образования, благодаря чему и будет обеспечиваться непрерывность процесса сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения в рамках деятельности Ресурсного центра:

  • Своевременное выявление детей с трудностями в обучении;
  • Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • Создание специальных условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ адаптированной образовательной программы и их интеграции/инклюзии в образовательной организации;
  • Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ;
  • Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий;
  • Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным адаптированным образовательным программам;
  • Реализация системы мероприятий по социальной адаптации и формированию здорового образа жизни;
  • Оказание консультативной и методической помощи  родителям (законным представителям) по медицинским, психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам;
  • Реализация федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, учитывающего возможный уровень успешности обучения, адекватного зоне актуального и перспективного развития, обучающегося;
  • Оказание информационно-методической помощи, повышение профессиональной компетентности учителей-дефектологов в образовательной деятельности при реализации коррекции оной направленности адаптированных образовательных программ;
  • Развитие и усовершенствование ресурсной базы, обеспечивающей качество образовательной деятельности;
  • Выявление научно-методических и информационных потребностей педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями;
  • Организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями и участниками образовательных отношений;
  • Распространение эффективного педагогического опыта;
  • Осуществление взаимодействия с родителями;
  • Определение путей повышения эффективности образовательной деятельности.

Ресурсный центр позволит создать единую информационно-образовательную среду с базой информационных технологий и предоставит свободный доступ специалистам, педагогам, родителям к любому виду информации для их самостоятельного изучения. Информационный ресурс центра расширит возможности обучающихся и педагогов, позволит более эффективно организовать учебный, воспитательный и коррекционный процессы, повысит качество образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, уровень методического обеспечения педагогов, работающими с детьми с ОВЗ;  заинтересует родителей обучающихся в получении образования в специально созданных условиях; повысит компетентность педагогов; выявит критерии и показатели оценки эффективности работы самого центра.

В организации работы Ресурсного центра следует отметить важность командного междисциплинарного подхода к процессу психолого-педагогического сопровождения. Системный междисциплинарный подход выражается в таких конкретных вещах, как опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развитий ребенка; общий дисциплинарный язык в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьёй.

Литература:

  1. Абдулаева П.З. Реализация междисциплинарной технологии в формировании информационной культуры юристов в процессе профессиональной подготовки: дис.канд.пед.наук: 13.00.08 / Абдулаева П.З. – Махачкала, 2005. – С.164
  2. Арапова П.И., Баранова И.И., баркова М.В.  и др. Ресурсный центр образовательного учреждения: стратегия научно-методического сопровождения. Опыт инновационного поиска педагогического коллектива. – Москва: Интеллект-Центр, 2011. – С.120
  3. Буйлова Л.Н., павлов А.В. Сетевой ресурсный центр как инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений // Внешкольник. – 2014. - № 1. – С.14-20
  4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Комбинированная образовательная организация: от эксперта к широкой практике // Дефектология. – 2016. - №1 – С. 13-19
  5. Малофеев Н. Н. Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] URL: //http://www.hse.ru/data/2011/04/18/1211047007/ВШЭ 04.2011 Инклюзия.docx
  6. Назарова Н.М. Интегрирование (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] URL: //http://www.mgpu.ru/article.php?article=129
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ. – С. 12-17.

 

 

 

 

 

image

Новые материалы

25.04.2024 - 11:43 Визуальная инструкция, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Визуальная поддержка предполагает использование наглядных стимулов, несущих в себе необходимую информацию, которую...
Беспалько Татьяна Николаевна
16.01.2024 - 13:12 Использование метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) Использование  метода визуальной поддержки, как средство формирования начальных этапов самоконтроля у детейс тяжелыми...
Беспалько Татьяна Николаевна
16.01.2024 - 12:27 Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 доп класс. Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,  обучающихся с лёгкой...
Беспалько Татьяна Николаевна
16.01.2024 - 12:17 Диагностическая карта по предметно-практической деятельности. Диагностическая карта по предметно-практической деятельности.
Беспалько Татьяна Николаевна
16.01.2024 - 12:11 Использование настенного планшета на индивидуальных занятиях с дефектологом. Для формирования многих функциональных навыков обучающимся с умеренной умственной отсталостью требуется большое...
Беспалько Татьяна Николаевна