Индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми
материал
Одаренный ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы. Что это означает?
Это означает, что ребенок определяет тему своего образовательного заказа, то, как он ее видит в идеале, а в дальнейшем происходит достраивание этого идеала (то есть его уточнение, корректировка):
- определение индивидуальных целей;
- отношение к выделенным проблемам;
определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д. Таким образом происходит осмысление одаренным ребенком темы своего образовательного заказа, проговаривание и формулирования всего того, что он ожидает и хочет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный образовательный маршрут одаренного школьника | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 5
Работа с одарёнными детьми
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка
Нуртдинова Э.Г.,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск
2021
«Таланты редки – их надо беречь и сохранять:
в них настоящая, живая сила нации».
В. Вернадский
Российское образование внедряет ФГОС второго поколения, вследствие чего школа уже не ориентирована на формирование усредненных знаний, рассчитанных на среднего ученика. Стало очевидно, что уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Поэтому ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образования в вузе, все равно будут искать применение своим большим возможностям, что и приводит к риску асоциального поведения.
Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.
Цель:
- создать условия для развития и реализации способностей одарённых детей,
- проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения
Одаренный ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы. Что это означает?
Это означает, что ребенок определяет тему своего образовательного заказа, то, как он ее видит в идеале, а в дальнейшем происходит достраивание этого идеала (то есть его уточнение, корректировка):
- определение индивидуальных целей;
- отношение к выделенным проблемам;
- определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д. Таким образом происходит осмысление одаренным ребенком темы своего образовательного заказа, проговаривание и формулирования всего того, что он ожидает и хочет. В какой форме это может происходить? Вот, например, в такой:
Образец 1
Примерная анкета для построения индивидуального образовательного плана | |
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе) | |
Класс |
|
Дата рождения |
|
Любимое занятие в свободное |
|
Мой любимый учебный предмет |
|
Мои учебные достижения |
|
Мои увлечения |
|
Что умею делать хорошо |
|
2. Мои цели и задачи | |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию |
|
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь |
|
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) |
|
2) Задачи в обучении |
|
- Какие дополнительные области знаний изучать |
|
- Какие учебные умения и навыки развивать |
|
3. Мои планы | |
3.1 Предполагаемое направление |
|
3.2 Профессия, которая меня интересует |
|
3.3 Предполагаемое учебное заведение после окончания школы |
|
4. Обучение | |
1) Какие предметы изучать на углубленном уровне |
|
5. Дополнительное образование | |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься |
|
2) Какую дополнительную литературу буду изучать |
|
3) В каких проектах буду участвовать |
|
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать |
|
5. Участие в общественной деятельности | |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе |
|
2) В каких буду участвовать вне школы |
|
6. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) На учебных занятиях |
|
2) Во внеучебное время |
|
3) В семье |
|
4) В общении с учащимися |
|
5) в практической деятельности, |
|
7. Кто и в чем мне может помочь | |
1) Учителя |
|
2) Родители |
|
3) Друзья |
|
4) Специалисты |
|
|
После анкетирования создается индивидуальная программа обучения на определенный курс.
- формулировка цели,
- отбор тематики,
- предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления,
- составление учебно-тематического плана,
- отбор средств и способов деятельности,
- выстраивание системы контроля и оценки деятельности
Если говорить профессиональным языком, то с помощью ИОМ педагог должен создать для одаренного ребенка такую РАЗВИВАЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, которая обеспечит ему развитие всех его способностей и задатков в нужном ребенку направлении.
При разработке ИОМ можно подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Образец 2
Индивидуальный образовательный маршрут (одаренный ребёнок)
интеллектуальной познавательной направленности по английскому языку на первую четверть 2020\21 учебного года учащегося 5 класса Бордачева Егора
учитель: Нуртдинова Эльвира Газнавиевна
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ученика, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом того, что ученик
- обладает значительными, глубокими знаниями по русскому языку, точно и глубоко анализирует учебный и внеучебный материал, высокий интеллект позволяет ему с легкостью усваивать предмет, имеет высокий уровень подготовленности.
Цель:
Создание условий для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний,
умений, творческих способностей, умения самостоятельно применять знания.
Задачи:
- создание условий для углубления предметных знаний по русскому языку
- систематизация знаний учащейся по важнейшим вопросам в курсе русского языка средней общеобразовательной школы;
- предоставление обучающемуся возможности соотнести уровень своих знаний с уровнем заданий повышенной сложности
- формирование умения применять теоретические знания для выполнения творческих заданий (эссе, сообщения, сочинение);
- развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения тренингов;
- вовлечение учащегося в олимпиады как очные, так и дистанционные различного уровня.
Ожидаемый результат:
- успешное освоение предмета «русский язык» в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
Содержание (раздел программы, тема) | форма изучения | форма отчёта | сроки |
Морфология
Лексикология
| Повторение (самостоятельно+консультация ) видео | Тест Кластер + синквейн или сочинение по заданной теме в формате ОГЭ | Сентябрь 1-2 недели |
Тренировочные упражнения с учителем
| |||
Морфология | Повторение (самостоятельно +видео |
| Октябрь 3-4 недели |
+консультация) |
Морфология
Лексикология
| Тренировочные упражнения с учителем | Тест составить кроссворд по теме
| |
| |||
Будущее время Морфология
Лексикология
| Cамостоятельно | Тесты Кластер + синквейн или сочинение по заданной теме в формате ОГЭ | Ноябрь 1-2 неделя |
Тренировочные упражнения с учителем
| |||
Настоящее время Лексикология
|
Тренировочные упражнения самостоятельно из предложенных учителем
| Тесты на выбор (5 из 32) оставить кроссворд по теме | Декабрь 3-4 неделя |
При создании ИОМ одаренного ребенка как никогда нужна диагностика, то есть в течение всего срока реализации ИОМ нужно запланировать диагностику, то есть в каждом мероприятии надо обозначить ожидаемый результат, чтобы потом с ним сравнивать реальный результат, полученный от проведения данного мероприятия; на основании уже этих данных можно будет говорить о диагностике результативности всего ИОМ
Образец 3
Индивидуальный план исследовательской деятельности Ивлиева Вячеслава
по русскому языку
Цели и задачи исследовательской деятельности
- освоение знаний исследовательской работы и написания реферата
- овладение умениями грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать полученную информацию; пользоваться справочными материалами и словарями
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе написания исследовательской работы
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Вячеслав должен:
- Раскрывать основные вопросы темы
- Составлять план исследования, план предоставления материала для аудитории Обосновывать свою точку зрения по данной теме
Этапы работы | Форма отчёта / демонстрации результатов | Сроки |
1.Формулирование проблемы, целеполагание. Выбор темы для исследования | Собеседование с учителем | сентябрь |
2. Изучение необходимых источников для работы над темой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного,) и приёмов оформления собственного продукта деятельности | Предоставление тезисов учителю для корректировки | Сентябрь- октябрь |
3. Написание реферата по теме | Выступление с сообщением, по теме исследования на уроке | ноябрь |
4. Работа с материалом для презентации (отбор материала и фотографий) | Собеседование с учителем | декабрь |
5. Оформление исследовательской работы | Промежуточный отчёт в форме доклада с последующим обсуждением на МО учителей английского языка | январь |
7. Обобщение, выводы | Январь-март | |
8. Защита продукта исследовательской деятельности | Реферат + презентация | апрель |
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится учителем, преподавателем, тьютором (куратором) и доводится до сведения ребенка и родителей.
Образец 5
Показатели достижения результатов
Критерии | Показатели | Конечный показатель прогрессивного развития |
Соответствие образовательным стандартам | Результаты итоговой и текущей успеваемости. Участие в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, викторинах | Результаты стабильные или растут |
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса | Динамика удовлетворенности учащейся, родителей. | Рост удовлетворенности |
Рост достижений | Динамика достижений ученика | Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио). |
Прогнозируемый результат | успешное освоение предмета - «русский язык» в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом |
|
Фактический результат |
|
|
Егор не только одарённый ребенок, но и отличник (как правило эти учащиеся принимают участие в олимпиадах по всем предметам)
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей могут быть необычны. Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а тьютор - опираясь на оценочные таблицы.
Завершением работы по ИОМ может стать портфолио, как одна из основных форм оценивания достижений человека Образец 6
Портфолио (заполняется учеником)
Деятельность | Форма представления результата | Период |
Раздел документов | Дипломы, грамоты, свидетельства и т.д. |
|
Раздел работ | Зачетная или творческая книжка, видеозаписи, отчеты, модели проектов и т.д. |
|
Раздел отзывов | Тексты заключений, рецензии, эссе, резюме, характеристики |
|
Для максимального раскрытия интеллектуальных способностей одаренных личностей необходимо создание особой образовательной среды, которая в наибольшей степени способствовала бы этому, обеспечение доступа обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...
Индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей.
Разработала, реализую, внедрила в практику школы (2010-2015): индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей; индивидуальные подпрограммы работы с одаренными детьми в рамках реали...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей
В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования. В документах, посвященных модернизации российского образования, отражена необходимость смены ориентиров образования от трад...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
Этот ИОД разработан для одаренного ребенка по информатике...
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей
Учебно-тематическое планирование по индивидуальному образовательному маршруту для одаренных детей студии спортивной акробатики....
Индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми
Индивидуальный образовательный маршрут с одаренными детьми...