Коррекционное воздействие экологического воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и подросткового возвраста.
календарно-тематическое планирование по теме
Индивидуальный план по самообразованию Толмачевой Тамары Ивановны – воспитателя коррекционной школы интернат 8 вида
на 2010-2015г.
1. этап Диагностический (0,5 года)
Диагностика и выявление экологического воздействия на детей с
ограниченными возможностями здоровья.
-Игра «Цветик - семицветик»
-Тест «Мое любимое дело»
-«Тест «Несуществующие животные»
-Анкета: «Что ты умеешь делать сам, своими руками?»
-Методика Кобыльницкой «Диагностика психических процессов»
(внимания, мышления, памяти).
-Методика Венгер А., Филинкова Е «Диагностика общей школьной зрелости ребёнка».
-Методика Эбингауза «Выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциаций».
-Таблица Шульте (исследование скорости ориентировочно – поисковых движений взора, объёма памяти).
Изучение психолого-педагогической литературы:
Воронкова В.В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». С.Д.Забрамная «психолого-педагогическая диагностика умственно – отсталых детей». Е.Д.Худенко, Г.Ф. Гаврилычева «Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе – интернате, д. доме.
Ожидаемый результат: 1. У детей расширяется представление об экологии..
2.Формируется умение самостоятельно работать, развиваются чувства гармоничного сочетания цветов, коррекция образной памяти..
3.Коррегируются отдельные стороны психической деятельности.
4.Отрабатываются навыки коммуникативного поведения, коррекция эмоционально- волевой сферы.
5.Дети ближе познакомятся с природой родного края.
6.Дети научатся видеть красоту природы через творческую, культурно- досуговую деятельность.
2.Этап. Прогностический.
Цель: Выявить эффективность экологического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Формирование комплексных экологических представлений о природе, человеке и о его деятельности.
- Развитие творческих способностей при решении экологических проблем.
- Развитие у школьников чувств самоуважения, сопереживания, сострадания.
- Вовлечь учащихся в природоохранную деятельность.
- Довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на земле.
- Коррекция и развитие мелкой моторики.
- Психологическая поддержка и коррекция личности ребенка в случаях психической нестабильности.
- Выявление индивидуальных особенностей детей на различных возрастных этапах.
- Профилактика и преодоление отклонений в развитии.
- Корректировать отдельные стороны психической деятельности, основные мыслительные операции, нарушение и развитие эмоционально – личностной сферы.
План мероприятий.
1) Игры:
а) подвижные: «Петушок и курочка», «Еж и лиса», «Листопад», «Перелет птиц»
б) Имитационная игра «Заселение острова»
в) Интеллектуальная игра «Что, Где, Когда»
г) Спортивные игры на природе.
д) Игры – путешествия : «Природа», « Море и корабли», « Путешествия по лесным тропам»
2) Занятия:
1 а) Что такое экология?
2 б) « Берегите природу»
3 в) « Растения родного города»
4 г) «Откуда хлеб пришел?»
5 д) «Здравствуй гостья зима»
6 е) «В весеннем лесу»
7 ж) «Лес и мы»
8 з) «Посадка растений на огороде»
9 и) «Экскурсия в лес»
10 к) Заучивание загадок, пословиц, поговорок о временах года.
3. Этап – Практический (2 года)
1) Внедрение педагогического опыта и систем мер направленных на решение проблем.
2) Использование дидактических игр во внеурочное время, на самоподготовку, внеклассных мероприятий.
3) Формирование методического комплекса по теме самообразования: проведение открытых занятий, составление и разработка внеклассных занятий, составление и разработка внеклассных мероприятий, накопление дидактического материала по теме.
А) Дидактические игры «Растения родного края»,
« Чудо дерево», « Лесные тайны», « Найти дерево НПО описанию».
Б) Составление рассказов по картинам « Осень» , « Листопад», « Зима», « Кормушка», « Весна наступила».
В) Составление и отгадывание описательных загадок о временах года.
Г) Развитие мелкой моторики пальцев рук, графомоторных навыков (обведение трафаретов, шаблонов с изображением цветов, листьев, овощей, фруктов, птиц, зверей, раскрашивание и штриховка контуров)
Д) Использование физ.минуток на самоподготовке.
Е) Театрализованная деятельность о временах года « Кому зимой снег нужен?», « Какие заботы весна пришла».
Ж) Прогулки к водоему во все времена года.
З) Участие в конкурсе « Мисс осень».
Классные мероприятия:
- Проводы весны
- На открытом воздухе нам весело играть
- Устный журнал « Белокурая березка- символ Родины моей»
- Устный журнал « Мир вокруг нас».
Диагностика:
- Осознание себя и других в отношениях с другими ( методика Непомнящая Н. И.)
- Рефонометрия
- Твой класс « Уровень сформированности навыков общения.
4. этап Обобщающий (3-5 лет)
Проведение диагностических методик.
Таблица Шульте:
- Улучшение формирования механизмов продуктивного общения.
- Адекватная реакция на попытку другого вступить в контакт
- Принимать помощь, поддержку другого ребенка
- Адекватно реагировать на свои успехи и неудачу
- Развитие элементарных представлений экологической грамотности « Мой дом, моя земля»
Составление таблиц и диаграмм по результатам исследования.
Выступления на М.О.
5. этап Внедренческий
Открытые внеклассные мероприятия. Выступления М.О.
Самоанализ работы на аттестацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.
Понятие «экологическая культура» или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...
Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...
Фольклор как средство коррекционного воздействия на психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Гармоничному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка с норматипичным развитием способствует активное применение фольклора. Фольклор органично вписывается в сис...
Конспект экологического занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья «Птицы наши друзья»
Цель: познакомить обучающихся с многообразием пернатых.Задачи:1. Закреплять знания о пользе птиц, которую они приносят человеку;2. Прививать любовь и бе...
Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке, прослушивания звуков природы: журчанье ручья,...
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...