Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса
материал
ЛУЧШАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЯ»
Уклад обеспечивает школьникам вовлеченность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик. Он создает условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт. Школьный уклад объединяет усилия всех участников образовательного процесса, формирует особое пространство развития обучающихся, обеспечивающее школьникам включенность в сложный мир человеческих отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_praktiki_.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма описания / анализа практики
1. Название практики | Лучшая управленческая практика по реализации программы «воспитания» Тема: «Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса» |
2. Авторы — разработчики практики не более 3-х человек) | Серова Галина Владимировна, директор школы, Харлина Людмила Иозасовна, заместитель директора, МКОУ «СОШ № 5 г. Алзамай |
З. Где проходила реализация практики | Нижнеудинский район, МКОУ «СОШ № 5 г. Алзамай |
4. Когда началась реализация практики и когда закончилась, если практика больше не реализуется | Бессрочная |
5. Ценности практики | Принятие любого ребенка всеми участниками образовательных отношений. Раскрытие личностного потенциала каждого ребенка |
6. Адресная группа благополучателей | Обучающиеся 1-11 классов |
7. Краткая аннотация практики | Уклад обеспечивает школьникам вовлеченность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик. Он создает условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт. Школьный уклад объединяет усилия всех участников образовательного процесса, формирует особое пространство развития обучающихся, обеспечивающее школьникам включенность в сложный мир человеческих отношений. |
8. Основные мероприятия | У нас в школе демократический тип уклада школьной жизни, стремимся к реальному сотрудничеству учителя и ученика, привлекая учеников к реальной деятельности. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Все мероприятия, проводимые на базе школы, направлены на развитие основных компетенций обучающихся. |
9. Результаты | Способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. |
10. Факторы, влияющие на достижение результатов | Сохранение традиций, которые создают неповторимый облик школы. Установление согласия и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, переход от непосредственного воздействия на человека к формированию среды, в которой школьники и педагоги реализуют себя как личности. Единая система ценностей интегрирует все виды деятельности школы, все процессы образовательного учреждения |
11. Риски реализации практики | Совместная деятельность всех участников образовательного процесса (администрация, педагоги, родители, общественность, дети) позволяет минимизировать риски |
12. Какими навыками, компетенциями, подготовкой должны обладать авторы и исполнители практики | Педагогическая эрудиция, целеполагание, мышление, импровизация, наблюдательность, рефлексия. |
13. Имеется ли методическое или информационное обеспечение реализации практики | Рабочая программа воспитания, программа внеурочной деятельности и дополнительного образования |
1 4. Какие есть данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы | Участники конкурса на присвоение статуса инновационной площадки ФГБНУ «ИИДСВ РАО» |
15. Роль социальных партнеров в реализации практики | Уклад школьной жизни – это стиль жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном согласованным участием иных субъектов воспитания и социализации в первую очередь семьи, конечно же, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, иных общественных организаций. |
16. Какие позитивные изменения (результаты) можно констатировать у благополучателей по итогам реализации практики | Расширение социального партнерства в социуме; Совершенствование условий воспитания, воспитательной деятельности |
ЛУЧШАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЯ»
Тема: «Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса»
Известно, что наиболее интенсивно процессы воспитания, социализации и личностного развития протекают в детстве и юности, в период обучения ребёнка в школе, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, устанавливаются основные социальные нормы и правила, формируется мотивация социального поведения. Поэтому одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями. В 2021 году перед коллективом школы встал традиционный вопрос: с чего начать? Решая данный вопрос за круглым столом, педагоги школы обратились к Стандартам третьего поколения, где определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития. А это значит, что наша школа должна стать вторым домом детей, в котором комфортно, надёжно и интересно каждому ребёнку. На очередном педагогическом Совете было утверждено решение о создании программы по формированию базовых ценностей у обучающихся через уклад школьной жизни, который основан на сотрудничестве и доверии, диалоге и самостоятельности, выборе и поддержке, опирающийся на традиции, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания. Отсюда и определились цели воспитания в нашем учреждении:
- усвоение обучающимися социально значимых знаний, связанных с понятием семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек;
- развитие позитивных отношений к данным общественным ценностям;
- приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний на практике.
В Программе определён путь достижения поставленных целей – это формирование уклада школьной жизни через реализацию инвариантных и вариативных модулей. К ним относятся «Самоуправление», «Основные школьные дела», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Социальное партнерство», «Взаимодействие с родителями», «Профилактика и безопасность», «Внешкольные мероприятия», «Профориентация», «Классное руководство», «Организация предметно пространственной среды».
Ученическое самоуправление занимает ведущее место в формировании уклада школьной жизни, так как именно здесь обучающиеся проходят уроки жизни, получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту стать активными участниками процесса социализации. В каждом классе осуществляется деятельность для учёта мнения обучающихся по вопросам организации и принятия важных решений, затрагивающих детские права и их интересы. В конце каждого учебного года подводятся итоги классного самоуправления согласно положению и выявляется «Лучший класс года». Ежегодно в сентябре месяце проходят в школе выборы в Совет школы, где каждый кандидат представляет свою программу развития школьной жизни. В Совет школы входят не только представители ученической общественности, но и представители родительского комитета и педагоги. Основной нормативный акт, разработанный Советом школы, – «Правила этики общения друг с другом и с другими людьми». Общение – важное средство воспитания, основной компонент образа жизни школьного коллектива. «Правила этики общения…» включают следующие пункты:
- относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
- умей выслушать и понять другого;
- не оскорбляй своё достоинство и достоинство другого человека грязными, бестактными словами;
- уважай старших, помогай младшим;
- будь приятен окружающим людям;
- помогай окружающим людям; и т.д.
Обучение искусству общения осуществляется в неформальной обстановке через классные вечера общения, уроки искусства общения, игры, обучающие общению, традиционный конкурс «Ораторское искусство», литературную гостиную, встречи за круглым столом для решения проблемных вопросов, обсуждение фильмов и видеороликов, конкурсы сочинений. Продуктом хорошего общения становится духовное обогащение воспитателя и воспитанника.
Советом создана эмблема школы, есть свой гимн.
В результате деятельности Совета школы сформировались традиционные Основные школьные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками, обучающимися и их родителями. К ним относятся социально-значимые проекты: шефство над пожилыми ХОСПИСА, помощь ветеранам в уборке снега, дров. Создание аллеи в честь памяти участников - алзамайцев ВО войне. Забота о птицах. Данные проекты ориентированы на преобразование окружающего школу социума. Также организуются коллективные творческие дела, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционального комфорта, доброго юмора и общей радости. Это такие дела, как День самоуправления, КВНы, Поющая семья, Мой папа лучше всех, Зарница, День здоровья, квест-игры, литературная гостиная, смотр художественной самодеятельности. Также организуются и проводятся дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
В школе создана телестудия, которая готовит выпуск школьной передачи «Большая перемена» один раз в месяц. Цель школьного медиа – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Уклад школьной жизни помогает формировать модуль «Внеурочная деятельность», где осуществляется воспитание через кружки, занятия внеурочной деятельности, куда вовлечены обучающиеся в интересную и полезную для них деятельность. В нашем учреждении действуют:
- Ментальная математика,
- Робототехника
- Школа шахмат
- Экспериментальная химия
- Химический калейдоскоп
- Практическая биология
- Занимательный английский
- Куборо
- Экспериментальная физика
- Проектная деятельность
- Педагогический класс
- Мир музыки
- Мультипликация: «Оживи своих героев»
- Экспериментальная лаборатория
Действующая на базе школы детское общественное объединение РДДМ – это добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов реализации общих целей, указанных в федеральном законе https://будьвдвижении.рф/media/documents/Закон_о_РДДМ_2.pdf
Также в школе организован и действует детский кадетский класс МЧС, который ведёт пропагандистскую работу среди сверстников, родителей, населения.
Нельзя сформировать благоприятный уклад школьной жизни без участия родителей. Уже много лет действует как классные, так и общешкольный родительский совет, активное включение которых в учебно-воспитательный процесс помогает не только снизить уровень конфликтности, неблагополучности семей, но и даёт хорошую основу для формирования у обучающихся ценностного отношения к семье, семейным традициям, а также учат детей взаимоуважению, стилю общения, умению разрешать конфликты.
Среди обучающихся 5-11 классов была проведена анкета с одним вопросом: как ты охарактеризуешь уклад сегодняшней школьной жизни? Анализ анкеты дал следующие результаты:
Обстановка в школе комфортная, что повышает школьную успешность и дает возможность каждому ученику проявлять себя как личность творческую, ощущая при этом свою значимость для общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.
Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....
Формирование активной личности как основа воспитательного процесса
Формирование активной личностикак основа воспитательного процесса Воспитание социально активной личности, разв...
Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС
Устав образовательной организации как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской средней общеобразовательной школы му...
Выступление на августовском пленарном заседании по теме Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур. Мосолова Е.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур....
родительское собрание СПО "Безопасность подростков и организация учебного и воспитательного процесса вколледже"
сентябрь организационное родительское собрание СПО...
презентация "Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса"
презентация к УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЯ»...