Открытый урок в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока в 5 классе по русскому языку Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать ( урок-исследоавание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать
( урок-исследоавание)
Цели урока: -
Образовательные:
- повторить материал об основной мысли текта, о типах речи;
- познакомить обучающихся с признаками рассуждения как типа
речи , со структурой рассуждения;
Развивающие:
- закрепить умение определять основную мысль текста, типы
речи;
формировать умения находить в тексте рассуждения тезис,
аргументы и вывод;
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда на основе разных
мыслительных операций ( анализ, синтез, обобщение);
- формирование наблюдательности в процессе анализа текта;
Коррекционные:
- корректировать орфографические и пунктуационные навыки
обучающихся.
Оборудование урока: учебник для 5 класса «Русская речь», раздаточный
материал, музыкальный диск, таблица с типами
текста, тексты для исследования
Ход урока
1. Речевая разминка
а) чтение «птичьим базаром» стихотворения Э. Успенского
« Путаница»:
Я не зря себя хвалю, А старушка в это время
Всем я всюду говорю, Мыла кактус на окне.
Что любое предложенье Ехал Ваня на коне,
Прямо сразу повторю. Вел собачку на ремне,
Ехал Ваня на коне, Ну, а кактус в это время
Вел собачку на ремне, Мыл старушку на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
б) работа над содержанием и заглавием стихотворения:
- О чем этот текст? Почему он назван «Путаница»?
- Как создается комический эффект?
- Какую пословицу можно подобрать к этой ситуации? (Хвалилась
синица море зажечь; Хвались да не поперхнись; Не спеши языком, а
торопись делом; Не хвали себя сам, пусть другие похвалят.)
- Как надо читать этот текст?
Прочитайте текст выразительно.
- На сколько частей можно его разделить? ,
- К какому типу речи относится данный текст?
2. Формирование ЗУН обучающихся
1. Повторение типов речи.
- Как отличаем типы речи?
-Сколько частей в рассуждении? ( 3- ТДВ)
2. Объяснение нового материала
а) инсценировка «Дни недели»
Автор: Вечером, перед тем как лечь спать, подошла Жанна
к календарю и прочла: « Вторник»
Яна: А почему так называется?
Жанна: А потому что это второй день недели.
Мама: Молодец, Жанна!
Яна: А давай еще один оторвем!
Жанна: Давай.
Яна: Смотри «среда».
Жанна: А почему так наэывается?
Яна: А я знаю, почему среда средой называется. Это потому , что
она посередине недели висит. Верно говорю?
Мама: Верно !
- О чем вы узнали из этой мини- сценки?
- Какие типы речи представлены в этом тексте? ( повествование и
рассуждение)
3. Запись в тетради структуры рассуждения
а) Тезис.
б) Доказательство.
4. Слово учителя о рассуждении
Цель рассуждения – выяснить значение какого-нибудь понятия,
доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. Рассуждение
приводит к получению новых знаний о чем-либо.
Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных
Предложений.
Развитие мысли в рассуждении передается при помощи вводных
слов ( итак, следовательно, таким образом и др.). Сказуемые обычно
выражаются глаголами в форме настоящего времени.
3. Закрепление ЗУН обучающихся
а) Посмотрите инсценировку и скажите, какие типы речи здесь есть?
- Можем ли мы назвать последовательность действий героев? Что
дальше? Какой это тип речи?
- А можем ли мы ответить на вопрос: Каким был кот внешне? Это что?
- А где же тогда рассуждение?
- Какой вывод можно сделать о типах речи в тексте?
б) Работа с текстами ( тексты на каждом столе), исследование текстов
« Хорошо быть моряком» , « Грамматику изучать необходимо».
- К какому виду речи принадлежит этот текст ?
- Найдите сложные предложения.
- Найдите глаголы настоящего времени.
Тезис: Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.
Аргументы:
а) Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей.
б) Моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они не боятся
урагана.
в) Моряки носят на шапке ленты и ходят на разных кораблях по
темно-голубым волнам океана.
Вывод: Когда я вырасту, буду моряком.
Физминутка под музыку ( упражнения на выбор)
в) Составление устного текста-рассуждения
1 группа - перина, 2 группа- земляника, 3 группа- шиповник
г) Работа по учебнику « Русская речь» упр. 134, стр. 59
- чтение текста о слове «бег»;
- Кто, по-вашему прав, Коля или его одноклассники?
Свое мнение обоснуйте.
- упр. 135, стр. 59. Образец рассуждения.
д) Письменная работа – сочинить текст-рассуждение ( 3-5 предложений) на
одну из тем :
- « Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»
- « Кем я хотел бы стать и почему»?
- « Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему»?
4. Обобщение пройденного на уроке
- Что нового вы узнали на уроке о рассуждении?
- Чем же отличается рассуждение от описания и повествования?
- Какова структура рассуждения? Домашнее задание : упр.139(в)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Открытый урок развития речи по русскому языку в 8 классе по теме: «Кристально чистая проза Е.И.Носова»
Урок развития речи по литературе в восьмом классе....
Открытый урок по учебному предмету "Русский язык" в 6 классе на тему " Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных"
Дааный урок предназначен для обучающихся 6 классов...