Открытый урок в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Большева Галина Александровна

Разработка урока в 5 классе по русскому языку Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать  ( урок-исследоавание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                        Открытый урок русского языка в 5 классе

   

Тема урока: Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать                  

                                                  ( урок-исследоавание)

Цели урока: -

                      Образовательные:

                     - повторить материал об основной мысли текта, о  типах речи;

                     - познакомить обучающихся с признаками рассуждения как типа

                      речи , со структурой рассуждения;

                     

                     Развивающие:    

                       - закрепить умение определять основную мысль текста, типы

                    речи;

                      формировать  умения находить в тексте рассуждения тезис,

                     аргументы и вывод;

                   

                      Воспитательные:

                    -  воспитывать культуру умственного труда на основе разных

                    мыслительных операций ( анализ, синтез, обобщение);

                    - формирование наблюдательности в процессе анализа текта;

                       

                      Коррекционные:

                   - корректировать орфографические и пунктуационные навыки

                    обучающихся.

 

Оборудование урока:  учебник для 5 класса «Русская речь», раздаточный

                                      материал, музыкальный диск, таблица с типами

                                     текста, тексты для исследования

   

                                   

                                     Ход урока

     1. Речевая разминка

            а) чтение «птичьим базаром» стихотворения Э. Успенского

                « Путаница»:

                             

            Я не зря себя хвалю,                                     А старушка в это время                      

            Всем я всюду говорю,                                    Мыла кактус на окне.

            Что любое предложенье                             Ехал Ваня на коне,  

            Прямо сразу повторю.                                  Вел собачку на ремне,

            Ехал Ваня на коне,                                      Ну, а кактус в это время

            Вел собачку на ремне,                                  Мыл старушку на окне.

                                   Ехал кактус  на коне,

                                   Вел старушку  на ремне,

                                   А собачка  в это время

                                  Мыла Ваню на окне.

                                  Знаю я, что говорю.

                                  Говорил, что повторю,

                                  Вот и вышло без ошибок,  

                                 А чего хвалиться зря?  

                                   

 б) работа над содержанием и заглавием стихотворения:

          - О чем этот текст? Почему он назван «Путаница»?                        

          -  Как создается комический эффект?                          

          - Какую пословицу можно подобрать к этой ситуации? (Хвалилась                            

           синица море зажечь; Хвались да не поперхнись;  Не спеши языком, а                        

           торопись делом; Не хвали себя сам, пусть другие похвалят.)

            - Как надо читать этот текст?                      

           Прочитайте текст выразительно.                        

          - На сколько частей можно его разделить?                       ,

           - К какому типу речи относится данный текст?   

  2.  Формирование ЗУН обучающихся

       1. Повторение типов речи.

           - Как отличаем типы речи?

            -Сколько частей в рассуждении?  ( 3- ТДВ)

        2. Объяснение нового материала

            а)  инсценировка  «Дни недели»

       Автор: Вечером, перед тем как лечь спать,  подошла Жанна

                    к календарю и прочла: « Вторник»                        

      Яна: А почему так называется?

      Жанна:   А потому что это второй день недели.

      Мама: Молодец,  Жанна!

       Яна:  А давай еще один оторвем!

       Жанна: Давай.

       Яна:  Смотри «среда».

        Жанна: А почему так наэывается?

        Яна:    А я знаю, почему среда средой называется. Это потому , что

                   она посередине недели висит.  Верно говорю?

      Мама: Верно !

         - О чем вы узнали из этой мини- сценки?

          - Какие типы речи представлены в этом тексте? ( повествование и

           рассуждение)

          3. Запись в тетради структуры рассуждения

               а) Тезис.

               б) Доказательство.

            4. Слово учителя о рассуждении

             Цель рассуждения – выяснить значение какого-нибудь понятия,

          доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.  Рассуждение

          приводит к получению новых знаний о чем-либо.

              Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных

         Предложений.

               Развитие мысли в рассуждении передается при помощи вводных

         слов ( итак, следовательно, таким образом и др.). Сказуемые обычно

          выражаются  глаголами в форме настоящего времени.

3. Закрепление ЗУН обучающихся

  а)    Посмотрите инсценировку и скажите, какие типы речи здесь  есть?

       - Можем ли мы назвать последовательность действий героев? Что

       дальше? Какой это тип речи?

       - А можем ли мы ответить на вопрос: Каким был кот внешне? Это что?

       - А где же тогда рассуждение?

        - Какой вывод можно сделать  о типах речи в тексте?

      б) Работа с текстами ( тексты на каждом столе), исследование текстов

            « Хорошо быть моряком» , « Грамматику изучать необходимо».  

     -  К какому виду речи принадлежит этот текст ?

     -  Найдите сложные предложения.

       - Найдите глаголы настоящего  времени.

   Тезис: Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.

   Аргументы:

                а) Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей.

                б)  Моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они не боятся

                  урагана.

                в)  Моряки носят на шапке ленты и ходят на разных кораблях по

                  темно-голубым волнам океана.

    Вывод:  Когда я вырасту,  буду моряком.

 Физминутка под музыку ( упражнения на выбор)    

  в) Составление устного текста-рассуждения

        1 группа -  перина, 2 группа- земляника, 3 группа- шиповник

  г) Работа по учебнику « Русская речь» упр. 134, стр. 59

       - чтение текста о слове «бег»;

       - Кто, по-вашему прав, Коля или его одноклассники?

         Свое мнение обоснуйте.

       - упр. 135, стр. 59. Образец рассуждения.

    д) Письменная работа – сочинить текст-рассуждение ( 3-5 предложений) на

      одну из  тем :

               - « Чем я больше всего люблю заниматься и почему?»

               -  « Кем я хотел бы стать и почему»?

               -  « Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему»?

4. Обобщение пройденного на уроке

        -  Что нового вы узнали на уроке о рассуждении?

         - Чем же отличается рассуждение от описания и повествования?

          - Какова структура рассуждения?    Домашнее задание : упр.139(в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"

Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...