Звуки [З] – [С]. Орфоэпия: Звонкие согласные перед глухими. Текст «Подснежники».
план-конспект

Перепёлкина Надежда Васильевна

Технологическая карта открытого индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, проведённого на Дне открытых дверей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich_karta_z-s.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. учителя

Перепелкина Надежда Васильевна

Класс

3 б

Предмет

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Межпредметные связи:

Русский язык, ознакомление с окружающим миром.

Форма работы

Индивидуальная.

Тема

1. Формирование произношения.  Тема: Дифференциация звуков [З] – [С]. Орфоэпия: звонкие согласные перед глухими

2. Развитие слухового восприятия. Текст «Подснежники».

Цель

Дифференцировать правильное произношение звуков [З] – [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, диалоге.

Развивать слуховое восприятие на речевом материале фраз и текста.

Задачи

 Образовательные

-Формировать коммуникативную функцию речи.

-Строить речевое высказывание, опираясь на алгоритм, данный учителем.

-Выделять главную мысль текста

 Воспитательные

- воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка;

- воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

- воспитывать положительную мотивацию к учению.

- анализировать поведение и действия людей.

Коррекционно-развивающие

- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звуков [З] и [С];

- Закрепить верное произнесение звуков [З] - [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, диалоге.

- Учить произносить слова соблюдая звуковой состав слова, словесное ударение, правила орфоэпии.

- Учить воспринимать на слух фразы разговорно-обиходного характера;

- Учить воспринимать на слух текст «Подснежники».

Оборудование урока

Учебно-методический комплекс:

Печатные пособия:

Технические средства обучения:

Пфафенродт А. Н. Произношение, 3 класс: учебное пособие для спец. (коррекц.) образовательных учреждений,М. : Просвещение, 2010. – 256 с.

Картинки и таблички с речевым материалом.

Звукоусиливающая аппаратура ИНТОН – М.

Организационная структура индивидуального занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Мотивационно-целевой (организационный) этап.

Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Учитель приветствует учащегося

Задает организационные вопросы.

- Здравствуй!

- Как ты слышишь?

- Что ты будешь делать?

- Внимательно слушай и хорошо говори звуки, старайся.

Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.

- Здравствуйте.

- Я слышу хорошо.

- Я буду слушать, говорить, думать, отвечать на вопросы.

II. Обучение произношению.

  1. Работа над звуками З и С

Послушай и скажи, какие звуки мы будем говорить?

Правильно, сегодня мы будем работать над звуками з и с.

Обучающийся воспринимает звуки на слух и правильно произносит их.

  1. Уточнение профиля произношения

- Посмотри на профиль звука З и скажи

- язык вверху или внизу?

- Голос есть?

- Посмотри на профиль звука С и скажи

- язык вверху или внизу?

- голос есть?

- Послушай и повтори слоги:

(с использованием фонетической ритмики)

ЗА – СА

ЗО – СО

ЗУ – СУ

ЗИ – СИ

ЗЕ – СЕ

Послушай слог и повтори.

Вставь букву.

Завтрак–санки, зонт–соль, зубы–суп, зима–сирень, зеркало – сено.

Послушай и проверь.        

Составь словосочетание.

(Задание) на дом

(Самостоятельная) работа

(Зубная) паста

(Сильный) ветер

(Зимние) каникулы

Послушай и проверь.

Составь предложение по схеме:

Кто? +Что делает?+Что?

Захар, Зоя, Зина и Сима.

закрывает, собирают, застегивает

соль, землянику, сапоги

Послушай и проверь.

Послушай диалог. Потом скажешь, что ты понял.

-Какое будет задание на дом?

-Задача номер семь.

-Завтра будем самостоятельная работа?

-Да, завтра будет самостоятельная работа. Надо готовиться.

-Хорошо, спасибо.

Будем читать по ролям.

Обучающийся отвечает на вопросы.

- язык внизу

- Голос есть.

- язык внизу

- Голоса нет.

 

 

Обучающийся воспринимает слоги слухозрительно и повторяет. При затруднении читает по табличке.

Затем различает слоги.

Ученик читает слова

Слушает и повторяет.

Обучающийся читает и составляет словосочетания.

Слушает и исправляет ошибки.

Обучающийся подбирает слова к схеме, составляя предложения.

Слушает и исправляет ошибки.

Диалог воспринимается на слух, прочитывается по табличкам, соблюдая правила орфоэпии.

Затем обыгрывается по ролям.

  1. Работа над правилом орофэпии – Звонкие согласные перед глухими.

Прочитай правило.

Звонкие согласные перед глухими говорим как глухие.

Послушай слова и повтори.

Сказка, указка, низко, близко, скользко.

Поставь знаки. Прочитай словосочетания.

Читал сказку

Взял указку

Голубые глазки

Кудрявая берёзка

Составь предложения.

На уроке читал сказку.

У доски взял указку.

Под окном растет кудрявая берёзка.

У моей сестры голубые глазки.

Послушай и проверь.

Читает, повторяет слова.

Читает, ставит надстрочные знаки.

Составляет предложения.

Слушает и повторяет. Читает по табличке.

IV. Развитие слухового восприятия

Речевой материал разговорно-обиходного характера.

Цель: Учить различать фразы на слуховой основе

Послушай и ответь.

Когда будет урок физкультуры?

Маша быстро выполняет домашнее задание.

Дополни: Катя любит играть с малышами, она будет…

Кто в цирке показывает фокусы?

Какой сегодня день недели?

Начерти отрезок 7 см.                                                                                                                                                                                                                                                

Отвечает на вопросы, повторяет утверждения, соблюдая звуковой состав слова и словесное ударение.

  1. Текст.

Цель- Учить воспринимать на слух незнакомый текст и предложения, входящие в него.

Послушай рассказ и скажи, что ты услышал.

Весна.

В глубоких оврагах снег ещё не растаял.

Но уже появились подснежники- первые весенние цветы нашего леса.

Подснежник – это маленький колокольчик на тонкой ножке.

Обычно подснежники бывают белого и голубого цвета.

Эти цветы радуют нас.

От них пахнет весной.

- Что ты услышал?

Послушай рассказ еще раз. Слушай внимательно.

- Будем слушать по предложениям.

Послушай первое предложение и повтори.

Весна.

В глубоких оврагах снег ещё не растаял.

Но уже появились подснежники- первые весенние цветы нашего леса.

Подснежник – это маленький колокольчик на тонкой ножке.

Обычно подснежники бывают белого и голубого цвета.

Эти цветы радуют нас.

От них пахнет весной.

Прочитай рассказ.

Обучающийся воспринимает на слух текст до 2х раз глобально. Каждый раз говорит, что он понял.

Воспринимает на слух каждое предложение, читает по табличке, корректирует произносительные ошибки.

Чтение рассказа.

III. Рефлексия деятельности

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, корректирование своих последующих действий.

Что ты делал?

Ты молодец, занимался хорошо, старался, говорил все звуки.

 Послушай, какую оценку, я поставила за занятие.

 

Отвечает на вопрос.

- Мы говорили, слушали, думали, отвечали на вопросы.

Оценивает свою деятельность.

-Я молодец.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ (БЕЗУДАРНЫЙ ЗВУК О, ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НА КОНЦЕ СЛОВ)

Данная презентация может использоваться на индивидуальных занятиях по формированию произношения, для изучения правил орфоэпии: безударное о, звонкие согласные звуки на конце слов....

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова

Правописание парных глухих и звонких согласных в конце слова 1 урок...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. урок русского языка в 5 классе

Урок по учебнику Л.М.Рыбченковой, параграф 5. второй урок из трёх по данной теме....

Автоматизация звука Ш в стечениях с согласными. Произношение звонких согласных перед глухими. Текст "Кормушка"

Индивидуальное занятие по  ФП и РСВ с обучающимся 3 класса  по данному конспекту было продемонстровано на областном методическом объединении педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха...

Дифференциация звуков Б-П. Произношение звонких согласных на конце слов. Текст "Семья"

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи с обучающимся 2 класса 2 отделения по теме "Дифференциация звуков Б-П. Произношение зво...