Профилактика оптической дисграфии с помощью цифровых технологий
методическая разработка
Профилактика оптической дисграфии с помощью цифровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kulaevoy_k.d.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Проблема изучения и коррекции специфических ошибок на письме и речи (то есть дисграфия и дислексия ) у младших школьников, является одной из актуальных проблем не только логопедии, но и педагогики. На данном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых. К одним из наиболее частых видов школьной дизадаптации на начальном этапе обучения относятся трудности обучения письму, перерастающие в дальнейшем в стойкие нарушения письма, к которым принято относить дисграфию . Отметим, Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Виды дисграфии По характеру причин возникновения дисграфиии выделяют следующие виды этого нарушения: Артикуляторно -акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Проявляется на уровне слова и на уровне предложения. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Аграмматическая дисграфия Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Виды дисграфии Оптическая дисграфия Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.). Почему я заинтересовалась этим вопросом? Одним из самых важных предметов школьного обучения на начальном этапе является обучение письму. Именно письмо и грамматика позволяют школьнику подняться на высшую ступень в развитии речи. Однако, обучение этой сложной функции является трудоемким процессом, так как все основные психические функции, которые составляют основу письма, к моменту начала обучения ребенка письму являются несформированными, так как еще не закончили своего развития, и обучение письму опирается на незрелые психические процессы. Отметим, в письме школьников в последние годы обнаруживаются новые виды ошибок, которые не подходят под описание ранее выделенных видов дисграфий , а следовательно и эффективной коррекционно-логопедической методики по коррекции этих новых ошибок ещё не разработано. Данные нарушения письма заключается в неспособности овладеть графическим образом букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы (л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш). В других случаях не дописываются элементы букв. Чаще это происходит, если соседние буквы имеют одинаковый элемент. В ряде случаев смешивается сходство печатных и письменных букв.
При оптической форме дисграфии ошибки выражаются в: 1. Недописывании некоторых элеметов буквы; 2. Замене похожих элементов букв, но по другому расположенных в пространстве. Это приводит и к замене отдельных букв. 3. Замене определенных букв, состоящих из аналогичных элементов. 4. Зеркальном изображении букв. Данное нарушение чаще наблюдается у левшей с органическим поражением мозга. При этом буквы образно переворачиваются в противоположную сторону.
Одним из современных направлений коррекции дисграфии являются компьютерные технологии. Многие авторы отмечают значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом. На сегодняшний день обычную школьную доску в учебных кабинетах все чаще заменяет интерактивная доска. Интерактивные доски обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами. Важная задача такой технологии – мотивация на улучшение результатов и заинтересованность учащихся в коррекционном процессе.
Интерактивная доска безусловно удобна и эффективна в коррекции оптической дисграфии , так как она позволяет: Увеличивать и уменьшать изображения ; 2. Изменять цвета объектов; 3. Моментально привлечь внимание обучающихся; 4. Выделять необходимое другим цветом или шрифтом.
Отметим основные преимущества интерактивной доски для логопедических занятий: · возможность сохранения изображений на доске; · активизация детей; · экономия времени и улучшение качества материалов; · повышение эффективности подачи материала; · организация групповой работы; · частая смена видов деятельности, за счет использования мультимедийных возможностей; · мобильность использования дидактических возможностей интерактивной доски; · повышение мотивации к логопедическим занятиям за счет наглядности материала, т.к. есть возможность · загружать видео, музыку, картинки, различные программы и т.д ; · возможность для участия в коллективной работе за счет контроля деятельности учащихся; · ясность, эффективность и динамичность подачи материала; · экономия времени урока.
Итак… Таким образом, интерактивная доска, как современная инновационная технология, служит эффективным способом профилактики и коррекции оптической дисграфии так как этот вид нарушения характеризуется недоразвитием пространственных представлений, зрительного гнозиса и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Рассмотрим некоторые задания… 1. Задания на развитие предметно-зрительного гнозиса :
2. Для улучшения цветового восприятия: Рассмотрим некоторые задания…
3. Для развития зрительной памяти Рассмотрим некоторые задания…
4. Для развития ориентации в пространстве: Рассмотрим некоторые задания…
5 . Для развития ориентации в теле: Рассмотрим некоторые задания…
Итак … Коррекционная работа с помощью цифровых технологий при оптической дисграфии проводится в нескольких направлениях: развитие зрительного восприятия; развитие и уточнение зрительной памяти; формирование пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза . Отметим, наиболее эффективным методом при коррекции и профилактики оптической дисграфии являются компьютерные технологии. Именно с помощью компьютерных технологий решается ряд проблем: развитие пространственных представлений, зрительного гнозиса и синтеза. При раннем начале коррекционной работе, при систематичности и комплексности проводимых мероприятий, при своевременном привлечении родителей к выполнению домашних заданий коррекционная работа для преодоления оптической дисграфии у младших школьников будет наиболее эффективной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.
Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк между этими п...
«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»
В методической разработке представлен широкий обзор материала для профилактики оптической дисграфии....
Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.
Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста, занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, профилактикой нарушений устной и письменной речи. В работе с детьми использую логопедические...
"Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР"
Статья для родителей. Рекомендации по профилактике оптической дисграфии у дошкольников....
Методическая разработка по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.
Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждения дисграфии у дошкольников....
Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня
У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...