Особенности формирования ВСОКО в ОУ, реализующем АООП.
методическая разработка
Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_vsoko_v_ou_realizuyushchem_aoop.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Иванова О.П., методист
Тиханова А.С., методист
Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные образовательные программы
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»[1] поставил образовательные учреждения России перед необходимостью начать интенсивный инновационный поиск внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО), отвечающих новым требованиям и ориентированных на самостоятельное установление соответствия уровня существующего качества образования требуемому федеральными государственными стандартами (ФГОС)[2].
Результаты создания и апробации школами своих ВСОКО были изучены и оценены в большинстве регионов Российской Федерации в ходе проведения конкурсов систем оценки качества образования. Конкурсы зафиксировали как позитивные результаты работы ряда инновационных школ, так и некоторые негативные моменты в действующих ВСОКО. Среди недостатков были отмечены преобладание формально-отчетного подхода к определению качества образования, в котором оценивается лишь уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»), отсутствие использования надпредметных методик анализа и оценки качества образовательной деятельности обучающихся. Иными словами, во многих школах продолжается использование традиционной системы оценки качества обучения, которая не учитывает перспективу перехода образования на ФГОС. Поэтому вопрос создания и внедрения в школах ВСОКО, отвечающих современным требованиям, не теряет своей актуальности. Особенно важно его решение для школ, реализующих адаптированные основные образовательные программы, поскольку для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при проектировании ВСОКО следует учитывать необходимость исследования состояния здоровья обучающихся, качества коррекционной работы, проводимой с ними, уровня социализированности и т.п.
Современные требования к оценке качества образования в ГБОУ школе-интернате № 1 им. К.К.Грота были реализованы в действующей модели ВСОКО. Представляемая модель может быть использована и другими образовательными учреждениями для детей с ОВЗ.
Особенностью ВСОКО школы-интерната является то, что она изначально отличается авторским характером наполнения и реализации. Специфика контингента учащихся не позволяет в полном объеме использовать предлагаемые стандартные контрольно-оценочные материалы общеобразовательных школ, АИСУ «Параграф». Для слепых и слабовидящих детей, обучающихся в школе-интернате, разрабатываются особые контрольно-оценочные материалы, учитывающие характер физических нарушений, а пролонгированные сроки обучения требуют особого графика контроля освоения тем образовательной программы. Все это обусловливает уникальный характер ВСОКО и путей ее реализации.
ВСОКО представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменения его результатов, условий и содержания. Целью ВСОКО являются сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования школы-интерната и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Содержание ВСОКО определяется, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год и отражается в соответствующем разделе годового плана.
Основными принципами функционирования ВСОКО являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.
Основными пользователями результатов ВСОКО являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники школы-интерната, учащиеся и их родители.
Методами проведения ВСОКО являются следующие:
- экспертное оценивание;
- тестирование, анкетирование, ранжирование;
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- статистическая обработка информации;
- наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний;
- собеседования с учащимися, педагогами, родителями.
Контроль за качеством образования в Школе-интернате осуществляется по трем направлениям: соблюдение требований к условиям ведения, к содержанию и результатам образовательной деятельности. ВСОКО осуществляется по трёхступенчатой модели.
Первая ступень ВСОКО (административный контроль) предусматривает осуществление контроля по всем трем указанным направлениям и включает проведение как традиционные для школы классно-обобщающий, предметно-обобщающий и персональный виды контроля, так и новые - мониторинги качества образования.
Объекты для классно-обобщающего, предметно-обобщающего и персонального контроля определяются по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год.
Мониторинги качества образования представляют собой систематические исследования уровня достижения заданного ФГОС уровня образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Перечень мониторингов качества образования, в отличие от объектов контроля, не меняется ежегодно. Мониторинги распределены между учебными месяцами в течение одного учебного года. Проводимые ежегодно мониторинги отличаются они друг от друга только содержанием. Темы и объекты для проведения мониторингов подбираются таким образом, чтобы отразить
- все образовательные области учебного плана;
- все категории образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- все возрастные группы учащихся;
- преемственность между уровнями образования.
Мониторинги подразделются на
- входные (проводятся в начале обучения на одном из уровней уровне образования);
- промежуточные (проводятся в течение обучения на одном из уровней образования);
- итоговые (проводятся по окончании изучения одного или нескольких предметов учебного плана или по окончании обучения на одном из уровней образования).
В течение учебного проводятся следующие мониторинги:
№ | Месяц | Вид мониторинга | Цель | Инструментарий | Содержание контроля | Учебный предмет | Кл. |
сентябрь | Входной | Диагностика | Задание стандартизированной формы | Уровень достижения планируемых результатов на предыдущем уровне образования | Русский язык | 5, 11 | |
Математика | 5, 11 | ||||||
Закрытая таблица «Уровень сформированности предпосылок к обучению в 1 классе» | Уровень готовности к обучению в 1 классе | Нет | 1 | ||||
октябрь | Входной | Диагностика | Задание стандартизированной формы | Уровень достижения планируемых результатов на предыдущем уровне образования | Английский язык | 11 | |
Промежуточный | Диагностика | Закрытая таблица «Карта здоровья и индивидуального развития» | Создание индивидуальных маршрутов на текущий учебный год | Нет | 1-12 | ||
Диагностика и контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень сформированности предметных и метапредметных умений | Биология | 8 | |||
ноябрь | Промежуточный | Диагностика и контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень сформированности предметных и метапредметных умений | История | 7 | |
Физика | 10 | ||||||
декабрь | Итоговый | Контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень достижения планируемых результатов к моменту перехода на следующий уровень образования | Музыка Изо | 9 | |
январь | Промежуточный | Диагностика и контроль | Практическое задание | Уровень сформированности социальных умений | СБО | 3, 6 | |
Итоговый | Контроль | Анкетирование (само- и взаимо-оценка) | Уровень достижения планируемых результатов обучения: социализированность выпускников-сирот | Нет | 4, 10 | ||
февраль | Промежуточный | Диагностика и контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень сформированности предметных и метапредметных умений | География | 7 | |
Промежуточный | Диагностика и контроль | Практическое задание | Уровень сформированности социальных умений | ПО | 11 | ||
март | Промежуточный | Диагностика | Анкетирование | Уровень удовлетворенности получателей образовательных услуг | Нет | 1-12 | |
Диагностика и контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень сформированности предметных и метапредметных умений | Обществознание | 8 | |||
Практическая работа | Уровень сформированности предметных и метапредметных умений | Информатика | 9 | ||||
Проверка портфолио индивидуальных достижений | Соответствие достигнутых личностных результатов требованиям ФГОС к моменту перехода на следующий уровень образования | Нет | 3, 7, 11 | ||||
апрель | Итоговый | Контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень достижения планируемых метапредметных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования | Все | 4, 10 | |
май | Итоговый | Контроль | Задание стандартизированной формы | Уровень достижения планируемых предметных и метапредметных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования | Русский язык | 4 | |
Математика | 4 | ||||||
Химия | 10 | ||||||
Заполнение закрытой таблицы «Уровень достижения личностных результатов слепыми и слабовидящими выпускниками 4 классов» | Уровень достижения личностных результатов к моменту перехода на следующий уровень образования | Нет | 4 | ||||
Промежуточный | Заполнение закрытой таблицы «Мониторинг уровня развития физических качеств слепых и слабовидящих учащихся» | Уровня развития физических качеств | Физкультура | 2-12 |
Методисты школы-интерната под руководством администрации в лице заместителей директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, коррекционной работе определяют содержание мониторингов, обеспечивая соответствие современным требованиям к содержанию контрольных и диагностических материалов, демоверсиям экзаменационных материалов, организуют проведение мониторингов, анализируют результаты, доводят их до сведения педагогов, деятельность которых связана с вопросами достижения образовательных результатов, проверяемых в ходе мониторингов, готовят проекты управленческих решений на основании результатов мониторингов. К подготовке, проведению, анализу результатов мониторингов по решению администрации могут привлекаться председатели методических объединений, учителя, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.
Вторая ступень ВСОКО – контроль методического объединения (МО). К области контроля МО относится проведение контрольных работ по повторению в начале учебного года и на этапе промежуточной аттестации, проверка техники чтения, проверка тетрадей для контрольных работ.
Председатели МО составляют по предметам, преподавателями которых являются учителя, входящие в их МО, тексты контрольных работ по русскому языку и математике по повторению в начале и в конце года, передают их учителям-предметниками вместе с таблицами анализа результатов. Учителя русского языка и математики для своих классов готовят карточки, напечатанные рельефно-точечным шрифтом или укрупненным плоскопечатным шрифтом, и проводят контрольные работы в учебные часы, указанные в тематическом планировании. Результаты контрольных работ по повторению учителя-предметники заносят в таблицы, составленные председателем МО. Каждый учитель совместно с председателем МО анализирует результаты контрольной работы по повторению, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов контрольных работ по повторению и отправляет ее заместителю директора по учебно-воспитательной работе вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей-предметников.
Председатели МО учителей начальных классов и русского языка и литературы осуществляют контроль за техникой чтения обучающихся 2-6 классов. Они составляют тексты для проверки техники чтения в каждом из классов, передают их учителям чтения и литературы вместе с таблицами анализа результатов. Каждый учитель чтения и литературы проверяет технику чтения своих обучающихся, заносит результаты в таблицы, составленные председателем МО, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов проверки техники чтения и отправляет ее заместителю директора по УВР вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей чтения и литературы.
На председателя МО возлагаются обязанности по проверке тетрадей для контрольных работ, которые ведутся учащимися 2-12 классов по всем предметам. Результаты проверки тетрадей для контрольных работ председатели МО доводят до сведения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Третья ступень - контроль учителя – включает проведение обязательных и необязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости: тематических контрольных работ, терминологических диктантов, контрольных словарных диктантов по русскому языку, внутритемных проверочных работ, устных опросов по выбранным самостоятельно материалам и выбранной самостоятельно форме.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении контроля учителя определяются на заседании МО учителей, вносятся вместе с критериями оценки в перечень видов контрольно-оценочных материалов (КОМ), о принятии которого в протоколе заседаний МО делается соответствующая запись, а также отражаются в рабочих программах каждого учителя. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и председатель МО контролируют полноту контроля, соответствие предлагаемых учителем обучающимся форм контроля указанным в перечне КОМ, а также соответствие выставленных отметок указанным в критериях оценки.
К лицам, осуществляющим процедуры ВСОКО, относятся администрация школы-интерната, председатели методических объединений, учителя, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.
К лицам, участвующим в процедурах ВСОКО относятся учащиеся, учителя, воспитатели, специалисты. Участие учителей, воспитателей, специалистов в повышении качества образования в ходе процедур ВСОКО изучается опосредованно: через результаты их обучающихся, воспитанников.
По итогам анализа полученных данных ВСОКО и результатов оценки достижений педагогов и школы-интерната по обеспечению качества образования готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы-интерната, учредителя, родителей.
Результаты ВСОКО, оценки достижений педагогов и школы-интерната являются основанием для принятия управленческих решений.
Представленная модель ВСОКО в школе-интернате функционирует в течение 3 лет и полностью оправдывает себя, позволяя реально оценить качество образования учащихся с ОВЗ.
[1] Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках «Живой мир» в образовательной организации, реализующей АООП образования, обучающихся с ОУ.
Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим разви...
Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах, реализующих АООП ДО для детей со сложным дефектом (обучение плаванию)
Рабочая программа сформирована как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраст...
Сборник интерактивных упражнений по естествознанию, 9 класс, для обучающихся школы, реализующей АООП.
Данный ресурс представляет собой сборник упражнений , для обучающихся 9 класса коррекционной школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Задания, предло...
"Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся
quot;Определение прожиточного минимума семьи" - конспект урока математики в 11 классе школы, реализующей АООП для умственно отсталых обучающихся...
Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.
- Цель презентации, уточнить знания обучающихся о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....
Особенности формирования ВСОКО в ОУ, реализующем АООП
Современные требования к оценке качества образования в школе-интернате, реализованые в действующей модели ВСОКО....
Функциональная грамотность Читательская грамотность Тест по чтению для 9 класса ОО, реализующих АООП (предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Ю.И.Коваль «Приключение Васи Куролесова» главы 1, 2.
Материал предназначен для проверки сформированности читательских навыков, умения работать с текстом...