Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста
консультация

Поварова Елена Петровна

В свете ФГОС личность ребенка находится  на первом плане и все дошкольное детство должно  быть посвящено   игре.

Игра – это не только удовольствие  и радость для ребенка, но и закрепление навыков , которыми он недавно овладел.

Играя, дети познают  окружающий мир, адаптируются  к  многообразию человеческих  отношений.

Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.    

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mulitiurok_3.1.docx32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Использование  театрально-игровой технологии              на музыкальных занятиях для детей младшего      

                        дошкольного  возраста

В свете ФГОС личность ребенка находится  на первом плане и все дошкольное детство должно  быть посвящено   игре.

Игра – это не только удовольствие  и радость для ребенка, но и закрепление навыков , которыми он недавно овладел.

Играя, дети познают  окружающий мир, адаптируются  к  многообразию человеческих  отношений.

Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.    

Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.

Таким образом, игровая технология  играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного  образования.

Понятие «игровые  технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий  при помощи игровых приёмов и ситуаций  должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению

Игровые технологии  могут  использоваться  на музыкальных занятиях  как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или  как технология культурно-досуговой работы.

 Результаты использования игровых технологий на муз занятиях:

- дети легче усваивают  и запоминают материал занятий;

 -получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

-в процессе игр дети получают  специальные знания умения ,навыки.

-повышается уровень развития у детей познавательной  активности, творческих способностей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью театрально-игровой деятельности, которая является   важным  средством развития музыкальных способностей дошкольников                                                                              

Процесс  театрально-игровой деятельности  неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы  театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.    

Поэтому театрально-игровой технологии в моей работе отведено особое место. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.

Цель: Формирование у детей  младшего возраста  муз. способностей  в доступной игровой форме посредством  театрально-игровой деятельности.

Задачи:

  • Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной  деятельности.
  •  Развивать природную музыкальность детей через театрально-игровую деятельность .
  •  Использование в театрально-игровой технологии всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
  • Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх  на занятиях.
  • Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.      

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.

  • Изобразительные движения и жесты;
  • Речевые игры;
  • Инсценирование песен;
  • Хороводы;
  • Сюжетные игры;
  • Сюжетные танцы;
  • Импровизации.

   

В слушании  основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка  к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться  в ее интонации ,то  они легко могут  передавать  характер музыки в пении,  в движениях. Малыши  учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе  дети могут уже анализировать  прослушанное, учатся  составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности,  

 Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики. Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Объясняю, что выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки,  подсказывающий действия отдельных персонажей. При слушании муз.произведения ,нужно  ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, помочь  ребенку найти  выразительные движения.

Например, после прослушивания  музыки К. Сен-Санса « Карнавал животных» одна группа детей выполняет пластические образы животных, другая группа – отгадывает этот образ. Затем дети меняются ролями. Это задание  можно использовать и в музыкально-ритмических движениях. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц,  использую  двигательные импровизации, которые провожу  без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например,  «скачут» как лошадки котятки резвятся и т.д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

Использование театрально-игровой технологий  в разделе пения.

Систематически занимаясь развитием певческих способностей через театральную деятельность в младшем возрасте,  у детей среднего   возраста обязательно будет проявляться   желание не только петь в коллективно, но и солировать. 

В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки , провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.

 В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.

Подговорки – малый фольклорный жанр. Например, при освоении детьми шага польки (начиная со средней группы), использую ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.

Дети с удовольствием разыгрывают  маленькие  сценки, мини-диалоги, небольшие  инсценировки и т.д. Песни-инсценировки  позволяют на муз. занятиях  развивать  чувства, коммуникативные  качества, движения выразительности, развивают слуховые  навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность, и помогают  проявить себя. Хорошо использовать на тематических праздниках.

При использовании театрально-игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. В движении ребенок выражает  свое эмоциональное состояние.

Главная задача педагога, чтобы ребенок двигался  с удовольствием и с желанием. Например, использую  специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Во время вводной части музыкального занятия, когда мы учим детей двигаться в соответствии с характером музыки, я предлагаю  желающему ребенку маршировать с любой мягкой игрушкой(котик, мишка, зайка ).Можно повторить марш, передав игрушку другому  ребенку.

При выполнении любого  плясового движения, например  «Пружинка»  можно внести любую  игрушку би-ба-бо, желающий ребенок  встает около игрушки  и показывает движение под музыку 1 –й части, остальные дети повторяют «пружинку» под музыку 2-ой части. И т.д.  

Образно-пластические игры и упражнения направлены на совершенствование музыкально-ритмических навыков детей; умений свободно двигаться в определенном пространстве; придумывать и передавать в движении музыкально – театрально игровой образ, используя жест, мимику, пластику.

Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Например,  в игре «Кот Васька» муз,Г. Лобачева я исполняю роль кота, держа игрушку в руках. Дети  видят, как котик  выразительно умывается , как спит, как мягко ходит, выгибая спинку и т.д. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц,  использую  двигательные импровизации, которые провожу  без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

 Также  младшей группе дети могут исполнять простые этюды: после прослушивания музыки  предлагаю  совершить прогулку по лесной полянке(дети с удовольствием гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращаю внимание , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику и т.д.

Затем детям могу предложить   творческое задание, например:  погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч,

Для развития у детей эмоций я также включаю в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры-этюды , упражнения  рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. . (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было»).

Уже в младшей группе стараюсь объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое, т.е. создается  целостный  музыкальный образ. В результате ребенок  учится  выполнять разные движения в соответствии с характером музыки и  тем самым у детей проявляется  интерес к  самостоятельным игровым действиям, создавать целостный  музыкальный образ. Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например,  «скачут» как лошадки котятки резвятся и т.д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.

 Элементы этюдов, игр включаются в праздничные инсценировки, спектакли, игры, хороводы.

Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Я, применяю эту технологию, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Детям помогаю самим выбирать  тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: образ деда и бабки можно выразить  деревянными ложками, курочку – трещоткой, мышку – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка или другой инструмент. Можно по своему усмотрению, подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В итоге  получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Детям очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить знакомую   сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории, сказки  и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять в  средней группе.

Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.

Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать,
что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, видимый результат.

Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра  является кукольный театр:  настольный, пальчиковый, театр кукол, теневой, театр на фланелеграфе, театр игрушки,  и другие виды театров.

Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание  использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.

Включение театрально-игровой технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания  – пением, движением под музыку, слушанием,  Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я выделила следующие моменты: 

- У детей в младшей группе  к концу года обучения  уже сформированность музыкальных творческих способностей находится  на более высоком уровне по всем направлениям. 

- Дети более активно используют   средства выразительности (мимика, жесты, движения). 

- Дети  больше проявляют  активность, инициативность, участвуя в игре. 

- У детей среднего возраста   развиваются  нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца). 

- Повышается  эмоциональная отзывчивость, развивается  ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения в музыке  и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями. 

- Значительно улучшается  способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным). 

- Дети становятся  эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. 

-  Проявляется  умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи). 

-  Возникает  желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д. 

-  Более активно  проявляют  интерес к театрализованной деятельности. 

Таким образом, театрально-игровая технология является средством развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, а систематическое  применение на музыкальных занятиях вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Методическая  литература.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,

Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,

Радынова О.П. «Слушаем музыку»,

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,

Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»

Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».

Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие для детей 3-4 лет "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

конспект музыкального занятия для детей с УО "путешествие в осенний лес"

конспект музыкального занятия для детей с легкою умственной отсталостью, 2 этапа обучения - "Путешествие в осенний лес"....

конспект логоритмического музыкального занятия для детей с ЗПР

конспект логоритмического музыкального занятия для детей с задержко психического развития...

Конспект музыкального занятия для детей первой младшей группы «ПЕТРУШКА И ЕГО ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ».

Цель:поддерживать живой интерес к музыкально-игровой деятельности;вызывать положительный эмоциональный отклик на сюжетную игрушку, чувство радости, хорошее настроение от общения с музыкой.Задачи:1. Об...

Комплексное музыкальное занятие для детей среднего дошкольного возраста

Подробный конспект музыкального занятия для средней группы....

презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"

Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"...