Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста
консультация
В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков , которыми он недавно овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mulitiurok_3.1.docx | 32.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях для детей младшего
дошкольного возраста
В свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков , которыми он недавно овладел.
Играя, дети познают окружающий мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Сущность игровой деятельности заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.
Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Понятие «игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий при помощи игровых приёмов и ситуаций должны выступать как средство побуждения, стимулирования детей к обучению
Игровые технологии могут использоваться на музыкальных занятиях как: самостоятельная технология, как элемент более обширной технологии, в качестве занятия или его части, или как технология культурно-досуговой работы.
Результаты использования игровых технологий на муз занятиях:
- дети легче усваивают и запоминают материал занятий;
-получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
-в процессе игр дети получают специальные знания умения ,навыки.
-повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью театрально-игровой деятельности, которая является важным средством развития музыкальных способностей дошкольников
Процесс театрально-игровой деятельности неразрывно связан с песенным творчеством, в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки ,т.е. элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.
Поэтому театрально-игровой технологии в моей работе отведено особое место. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Она охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажами.
Цель: Формирование у детей младшего возраста муз. способностей в доступной игровой форме посредством театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной деятельности.
- Развивать природную музыкальность детей через театрально-игровую деятельность .
- Использование в театрально-игровой технологии всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
- Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
- Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх на занятиях.
- Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
- Изобразительные движения и жесты;
- Речевые игры;
- Инсценирование песен;
- Хороводы;
- Сюжетные игры;
- Сюжетные танцы;
- Импровизации.
В слушании основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна побуждать ребенка к творчеству. Если дети умеют слушать музыку, вслушиваться в ее интонации ,то они легко могут передавать характер музыки в пении, в движениях. Малыши учатся слышать начало и окончание музыкальных фраз, небольших музыкальных построений, а в средней группе дети могут уже анализировать прослушанное, учатся составлять образный рассказ, используя средства музыкальной выразительности,
Во время слушания детьми музыкальных произведений, использую метод образного игрового восприятия, т.е. создается игровая ситуация, в которой дети проявляют свою фантазию, воображение (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» П. И.Ч., дети руками по коленкам отстукивают метроритм в 1 и 3 части, а во 2 части сгибая руки маршируют, как солдатики. Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.). Объясняю, что выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающий действия отдельных персонажей. При слушании муз.произведения ,нужно ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, помочь ребенку найти выразительные движения.
Например, после прослушивания музыки К. Сен-Санса « Карнавал животных» одна группа детей выполняет пластические образы животных, другая группа – отгадывает этот образ. Затем дети меняются ролями. Это задание можно использовать и в музыкально-ритмических движениях. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например, «скачут» как лошадки котятки резвятся и т.д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.
Использование театрально-игровой технологий в разделе пения.
Систематически занимаясь развитием певческих способностей через театральную деятельность в младшем возрасте, у детей среднего возраста обязательно будет проявляться желание не только петь в коллективно, но и солировать.
В своей работе я использую сначала более простые по содержанию песни — попевки, песенки — шумелки , провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, использую элементы артикуляционной гимнастики, игровые песенки.
В подговорках в стихотворной форме помогаю детям освоить ритмические танцевальные движения.
Подговорки – малый фольклорный жанр. Например, при освоении детьми шага польки (начиная со средней группы), использую ритмизированный стих (Все девчонки и мальчишки очень рады поплясать, скок-пробежка, скок-пробежка, будем польку танцевать), который в непринужденной игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию танцевального материала.
Дети с удовольствием разыгрывают маленькие сценки, мини-диалоги, небольшие инсценировки и т.д. Песни-инсценировки позволяют на муз. занятиях развивать чувства, коммуникативные качества, движения выразительности, развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность, и помогают проявить себя. Хорошо использовать на тематических праздниках.
При использовании театрально-игровой технологии в музыкально — ритмических движениях выбираю наиболее доступный и эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. В движении ребенок выражает свое эмоциональное состояние.
Главная задача педагога, чтобы ребенок двигался с удовольствием и с желанием. Например, использую специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Во время вводной части музыкального занятия, когда мы учим детей двигаться в соответствии с характером музыки, я предлагаю желающему ребенку маршировать с любой мягкой игрушкой(котик, мишка, зайка ).Можно повторить марш, передав игрушку другому ребенку.
При выполнении любого плясового движения, например «Пружинка» можно внести любую игрушку би-ба-бо, желающий ребенок встает около игрушки и показывает движение под музыку 1 –й части, остальные дети повторяют «пружинку» под музыку 2-ой части. И т.д.
Образно-пластические игры и упражнения направлены на совершенствование музыкально-ритмических навыков детей; умений свободно двигаться в определенном пространстве; придумывать и передавать в движении музыкально – театрально игровой образ, используя жест, мимику, пластику.
Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Например, в игре «Кот Васька» муз,Г. Лобачева я исполняю роль кота, держа игрушку в руках. Дети видят, как котик выразительно умывается , как спит, как мягко ходит, выгибая спинку и т.д. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, использую двигательные импровизации, которые провожу без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.
Также младшей группе дети могут исполнять простые этюды: после прослушивания музыки предлагаю совершить прогулку по лесной полянке(дети с удовольствием гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Обращаю внимание , чтобы дети передавали настроение, меняли мимику и т.д.
Затем детям могу предложить творческое задание, например: погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч,
Для развития у детей эмоций я также включаю в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры-этюды , упражнения рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. . (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было»).
Уже в младшей группе стараюсь объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое, т.е. создается целостный музыкальный образ. В результате ребенок учится выполнять разные движения в соответствии с характером музыки и тем самым у детей проявляется интерес к самостоятельным игровым действиям, создавать целостный музыкальный образ. Дети могут исполнять простые упражнения, этюды, например, «скачут» как лошадки котятки резвятся и т.д. Таким образом, дети ощущают музыку в движении, побуждаю их активно проникать в исполнительские возможности.
Элементы этюдов, игр включаются в праздничные инсценировки, спектакли, игры, хороводы.
Считаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Я, применяю эту технологию, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Детям помогаю самим выбирать тот или иной инструмент, и с моей подсказкой решают, как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: образ деда и бабки можно выразить деревянными ложками, курочку – трещоткой, мышку – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка или другой инструмент. Можно по своему усмотрению, подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В итоге получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Детям очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить знакомую сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории, сказки и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять в средней группе.
Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей.
В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, видимый результат.
Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра является кукольный театр: настольный, пальчиковый, театр кукол, теневой, театр на фланелеграфе, театр игрушки, и другие виды театров.
Пальчиковые игры, артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание использую систематически, на каждом занятии. По своей сути эти игры оригинальны и вызывают у детей особый интерес тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы, губы, язык.
Включение театрально-игровой технологии в музыкальную деятельность приносит положительные результаты, так как она тесно связана со всеми разделами музыкального воспитания – пением, движением под музыку, слушанием, Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я выделила следующие моменты:
- У детей в младшей группе к концу года обучения уже сформированность музыкальных творческих способностей находится на более высоком уровне по всем направлениям.
- Дети более активно используют средства выразительности (мимика, жесты, движения).
- Дети больше проявляют активность, инициативность, участвуя в игре.
- У детей среднего возраста развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).
- Повышается эмоциональная отзывчивость, развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения в музыке и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
- Значительно улучшается способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).
- Дети становятся эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
- Проявляется умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- Возникает желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.
- Более активно проявляют интерес к театрализованной деятельности.
Таким образом, театрально-игровая технология является средством развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, а систематическое применение на музыкальных занятиях вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.
Методическая литература.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,
Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,
Радынова О.П. «Слушаем музыку»,
Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие для детей 3-4 лет "Путешествие в осенний лес"
Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить различать тембр музыкальных инструментов. Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....
конспект музыкального занятия для детей с УО "путешествие в осенний лес"
конспект музыкального занятия для детей с легкою умственной отсталостью, 2 этапа обучения - "Путешествие в осенний лес"....
конспект логоритмического музыкального занятия для детей с ЗПР
конспект логоритмического музыкального занятия для детей с задержко психического развития...
Конспект комплексного познавательно-музыкального занятия для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"
Знакомство детей с миром диких животных зимой....
Конспект музыкального занятия для детей первой младшей группы «ПЕТРУШКА И ЕГО ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ».
Цель:поддерживать живой интерес к музыкально-игровой деятельности;вызывать положительный эмоциональный отклик на сюжетную игрушку, чувство радости, хорошее настроение от общения с музыкой.Задачи:1. Об...
Комплексное музыкальное занятие для детей среднего дошкольного возраста
Подробный конспект музыкального занятия для средней группы....
презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"
Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"...