Выступление на региональной августовской конференции МО "Технология"
материал

Алёна Сергеевна Бондаренко

В своём выступлении я делилась с коллегами опытом формирования цифровой грамотности у обучающихся во внеурочной деятельности предмета "Технология". Регламент выступления 3-5 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_tehnologiya_avgust_2023g.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование цифровой грамотности у обучающихся во внеурочной деятельности предмета "Технология"

Каждый учитель сейчас понимает, что в век развития технологий, знания цифровой грамотности нам просто необходимы.  Цифровая грамотность несет за собой использование цифровых новшеств в бытовой и профессиональной деятельности от сотового телефона до специального программного обеспечения.

В России по последним данным средний возраст начала самостоятельной деятельности в сети Интернет составляет 10 лет, но наблюдается тенденция к снижению до 7 лет. Дети в таком возрасте не обладают навыками структурирования информации, они не могут использовать свои ресурсы для приобретения по истине полезных знаний и навыков. Вот именно поэтому, на мой взгляд, мы – учителя – должны обеспечить у учащихся грамотное развитие цифровой, а именно компьютерной грамотности. И может помочь  в этом нам внеурочная деятельность.  

Прежде чем бездумно открыть курс по внеурочной деятельности, который мог стать провальным из-за расхождения моих интересов и целевой аудитории, я решила провести опрос среди родителей 1-9 классов и обучающихся 5-9 классов.

Цель опроса:

- понять, насколько сильно дети вовлечены в игры на смартфонах/компьютерах, много ли времени проводят за ПК в день;

- выявить, на что чаще всего тратится большое количество времени при взаимодействии с цифровым носителем (игры, просмотр видео, общение в соцсетях, работа в интернете, в учебных целях);

- выявить, какую возможность имеет ребёнок для демонстрации своих знаний в работе с цифровым носителем (презентации, рефераты, создание клипов, мультфильмов, сайтов, владение компьютерной графикой, фотошопом или же никакой возможности);

- узнать, хотели бы учащиеся овладеть более высоким уровнем знаний и умений в своём увлечении,  чтобы это увлечение в дальнейшем стало их профессией.

Результаты опроса дали мне полное понимание, какой курс необходимо создать, чтобы дети с удовольствием посещали внеурочную деятельность.

Сейчас вашему вниманию я представлю один из успешных проектов внеурочной деятельности среди 1-4 классов «Создание мультипликационных героев в 2D объеме в Сиреневой мультстудии Kids Animate Desk».

Эта студия - уникальный инструмент, созданный для педагогов детского сада, начальной школы, учителей изобразительного искусства и технологии. Данная аппаратура даёт прекрасную возможность юным аниматорам раскрыть свои творческие способности и креативность. Школьники учатся взаимодействовать в команде, приходя к единому решению. Дети в процессе курса осваивают несколько профессий: декоратор, режиссер, звукорежиссер, сценарист, оператор и даже актер. Ученики сами пишут сценарий своей сказки, разрабатывают героев, воссоздают их из различных материалов (пластелин, глина, в технике папье-маше и др.), рисуют раскадровку, настраивают свет и звук, наводят камеры и штативы. Актеры, которые озвучивают своих персонажей, полностью погружаются в творческий процесс. Даже на данном этапе у детей есть огромное поле для креативности: изобразить звуки  природы, музыкальных инструментов, быта человека и многое другое.

Оборудование студии крайне простое и удобное в использовании. Дети с разным уровнем обучаемости с лёгкостью справляются с освоением интерфейса, в том числе и дети с ОВЗ. А результат превышает все ожидания у учеников и их родителей.

Следующий курс, который я разработала в рамках внеурочной деятельности, это курс для 5-8 классов,  объединяющий в себе изучение различных компьютерных программ по компьютерной графике, но с разным уровнем сложности. По результатам опроса компьютерная графика занимает одно из первых мест в интересах учеников. Она используется для создания сайта, рекламы, логотипа, мультипликационного фильма в 3D объеме, анимации, компьютерной игры.

В пятом классе модуль курса несет в себе основы моделирования в 3D. Он дает представление о базовых понятиях 3D моделирования в специализированных для этих целей программах: Cinema 4D, Adobe Animate, Adobe Illustrator. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии. А знания, полученные при изучении данного модуля, ученики могут применять для подготовки мультимедийных разработок не только по технологии в блоках «Робототехника», «3D моделирование, прототепирование, макетирование», но и по информатике в  блоке «Программирование».

В шестом классе модуль курса по компьютерной графике включает в себя усложненный блок по созданию 3D анимаций, где ученики оттачивают практические навыки по созданию своего фирменного стиля: логотипа, визитной карточки, брендбука, сайта-визитки и т.д.. Школьники приступят к изучению основ фотошопа, выполняя цветовую и тоновую коррекцию изображения. Для девочек –  это костюм, который они разрабатывают сами на занятиях, а для мальчиков – это автомобиль, тюнинг которого продумывают также ученики, фиксируя всё в чертежах и эскизах. Используются такие программы, как Cinema 4D и Adobe Photoshop.

В разработке программы модуля курса по компьютерной графике для седьмого класса я делаю упор на изучение всех свойств программы Adobe Photoshop, при помощи которой школьники разрабатывают  рекламные постеры, создают сложные текстуры, работают непосредственно с текстом, строят развертки объектов, прорисовывают  пейзажи.

Модуль курса для восьмого класса имеет уже иное направление в отличие от прошлых программ. В течение первого полугодия обучающиеся  изучают основы создания компьютерной игры, пишут сайты. Во втором полугодии ученики уже сами успешно реализуют свои собственные игры для ПК и андроида, которые пользуются популярностью в школе. Весь процесс обучения данного модуля проходит на базе таких программ, как YouTube и Unity.

По истечении одного года обучения школьников компьютерной графике во внеурочной деятельности  я провела анализ успеха данной программы и отметила, что уже сейчас многие дети и родители интересуются, будут ли проводиться подобные занятия в предстоящем учебном году, потому что польза от них колоссальная. Дети стали относиться к компьютерным технологиям более осмысленно, научились применять свои знания не только на уроках Технологии и Информатики при изучении блоков «Робототехника» и «3D моделирование». Обучающиеся стали легче запоминать и представлять информацию по иным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...