Выступление на муниципальной августовской конференции «Требования к современному уроку в условиях ФГОС»
материал

Плехова Людмила Анатольевна

Выступление на муниципальной августовской конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анимационные слайды на уроках Математика 5 - 6 класс

Слайд 2

–2x + 7 = 8x +2 – – –10x= –5 x= 0,5

Слайд 3

– ( – 2x + 4 + b – k ) –(–2x+4+b–k) + – – + Если перед скобками стоит знак «–» , то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках заменяются на противоположные.

Слайд 4

–5 –2 ( 3x –1 ) = –6x +2 –2 –1 3x -3 -3 –5 ( 4x ) 4x -12x +15 = -18x+17

Слайд 5

3км на 150% > догнал через 20мин

Слайд 6

24− 24 км ? (3+5) 4 t=4ч ?!!! На слайде ошибка

Слайд 7

24 км ? t=4ч

Слайд 8

2) (3+5 ) 1=8( км ) S через 1ч 24 км ? t=4ч t вст =3ч t ост =1ч Разберемся подробно! 1) 24: (3+5)=3(ч) t вст (3+5) 4–24=8( км ) S через 5ч 2 способ.

Слайд 9

2ч 2,5км/ч на25% меньше 2ч

Слайд 10

2ч 2,5км/ч на25% меньше 2ч x +2,5 x 2(x+2,5) x 2(x-2,5)

Слайд 11

–24 + ( –15) Отрицательные числа любят друг друга -39

Слайд 12

– 8 14 + Числа с разными знаками ссорятся!!! Кто сильнее, чья возьмёт ?

Слайд 13

0 –3 3 X= 3

Слайд 14

0 2 -2 -2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ п. Нивенское Багратионовский район Калининградская область Презентацию подготовила: учитель математики Плехова Л.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Слайд 2

• анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Портрет выпускника Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

Слайд 3

• хорошее начало и хорошее окончание. Требования к современному уроку: • четко сформулированные тема, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим; • учитель активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • учет уровня и возможностей учащихся; • урок должен быть добрым.

Слайд 4

• свобода выбора; Принципы педагогической техники • открытость; • деятельность; • идеальность (высокий КПД); • обратная связь.

Слайд 5

выявление спорных вопросов выступление перед аудиторией экскурсии поиск дополнительного материала на заданную тему обмен мнениями построение системы доказательств обсуждение в группах УУД формируются в процессе...

Слайд 6

• требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования. Дидактические требования к современному уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: • требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

Слайд 7

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП НОО Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты

Слайд 9

Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Слайд 10

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: • предъявить противоречивые факты, теории; • обнажить житейское представление и предъявить научный факт; • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • уровня сформированности УУД учащихся. Учебная ситуация



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п.Нивенское

Выступление на муниципальной августовской конференции

на тему:

«Требования к современному уроку в условиях ФГОС»

Учитель: Плехова Л.А.

  « Если мы будем учить сегодня так, как учили всегда, мы украдём у детей завтра!»

Джон Дьюн

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлага-ются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. (Слайд №2)

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: ( щелчок)

  • анализировать свои действия;( щелчок)
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;(щелчок)
  • отличаться мобильностью;( щелчок)
  • быть способны к сотрудничеству; ( щелчок)
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

       Какие требования предъявляются к современному уроку? (Слайд №3)

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. (щелчок)
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока; (щелчок)
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; (щелчок)
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; (щелчок)
  • вывод делают сами учащиеся; (щелчок)
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; (щелчок)
  • времясбережение и здоровьесбережение;(щелчок)
  • в центре внимания урока – дети;(щелчок)
  • учёт уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.(щелчок)

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №4) (щелчок)

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); (щелчок)
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); (щелчок)
  • деятельности(освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен использовать свои знания); (щелчок)
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); (щелчок)
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).

(Слайд №5) (щелчок)

  Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным дей-ствиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение систе-мы доказательств, и  выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

   Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше  всего был распространён  объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему,а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов упор должен делаться на взаимодействие уча-щихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

    Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребёнок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта  группы.(Слайд №6)  (щелчок)

При планировании уроков, также необходимо обращать внимание на дидактические требования к современному уроку:

-чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учётом: (щелчок)

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования; (щелчок)
  • требований к структуре основной образовательной программы общего образования; (щелчок)
  • требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования.

(Слайд №7) (щелчок)

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

  1. Урок изучения нового.(щелчок) Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью: изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний.(щелчок) Это: практикум, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью: выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний.(щелчок)Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. имеет целью: выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний.(щелчок) Это: семинар, конферен-ция, круглый стол и т. д. Имеет целью: обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.(щелчок) Это: контрольная работа, зачёт, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

        При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидак-тические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. (Слайд № 8) Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы общего образования.(щелчок) Они представлены в виде личностных, мета-предметных и предметных результатов.(Слайд №9)

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универ-сальных способов деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивномвосприя-тии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формиро-вания в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

(Слайд №10)

 ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой  дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится зада-ча научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной де-ятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

(щелчок)

Создание учебной ситуации должно строиться с учётом: (щелчок)

  • возраста ребёнка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

(щелчок)

  Для создания учебной ситуации могут использоваться приёмы: (щелчок)

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и  предъявить научный факт;
  • использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность»

     Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

  • проблемы, с которыми столкнулись учителя :неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.
  • Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в неё коррективы.

   Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. (сост. Е. С. Савинов). – М. : Просвещение, 2010.-стр. 191 –(Стандарты второго поколения)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.- стр.31 – (Стандарты второго поколения)  воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п. Нивенское

Выступление на педагогическом совете по теме: 

«Примеры использования анимационных презентаций для сопровождения уроков математики в 5-6 классах».

Учитель Плехова Л. А.

(Слайд №1)

      Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

             С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем.  Применение интерактивных моделей и динамических flash-презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Например, на уроке математики в 6 классе, посвященном решению уравнений с помощью новых, алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране монитора можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую. Слагаемые переходят через «границу» и обменивают «паспорт – знак». Если закон нарушен, появляется полицейский и громко свистит в свисток. (Слайд №2)

           Эффектными получились слайды, объясняющие «правила раскрытия скобок» (Слайд № 3, №4), «правила весов» при решении уравнений: обе части уравнения можно поменять местами, можно увеличить, уменьшить, умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.

Возможности анимации позволили показать учащимся задачи на движение (Слайд №5): навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Раньше я рисовала задачи на бумаге, где пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями.  Не хватало в моих рисунках одного, но самого главного – движения. Времени на создание «бумажного» наглядного материала рисунка уходило много, а «продукт» получался одноразовый.

Создав коллекцию анимационных картинок и используя эффекты анимации PowerPoint (Эффект – Пути перемещения), я стала создавать анимационные задачи. Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды – яркие, привлекательные. Даже те, кто обычно не отличался высокой активностью на уроках,  начали высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Рисуя задачи в PowerPoint, я могу использовать их неоднократно, так как условия задачи легко заменяемы, можно одну и ту же задачу использовать несколько раз. Например, упростив числовые данные задачи, можно использовать её для устного счёта.                                  

При работе с задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить и им не понятно движение вдогонку или с отставанием, как изменяется расстояние.

          Преимущество при работе над задачами, используя компьютерные анимационные слайды, в том, что учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, неосмысленно читают, не умеют образно мыслить.  Активизировать внимание обучающихся можно используя слайды с ошибками.   (Слайд №6 )     

           Учитель получает возможность для творчества, теперь можно составить те задачи, которые надо отработать в классе. Отпадает необходимость писать длинный текст задачи на доске (да и ребёнку не просто прочесть и осмыслить текст задачи, написанный на доске). (Слайд №7, №8)

            При составлении задач на движение использую «Справочник по физике и технике» автор А. С. Енохович.

           Разделы.        22. Скорости движения в технике.

                                  24. Средние скорости движения тел.

                                  25. Скорости движения в живой природе.

                                  26. Мировые спортивные рекорды.  

          Пессимистам, которые скажут, что это будет слишком весело, хочу напомнить слова из известной песенки: «…учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

           Для сложных задач оформляю два слайда. Например.(Слайд № 9, №10)

           Задача. Моторная лодка за 2 ч против течения реки прошла расстояние, на 25% меньшее, чем за то же время по течению. Какова собственная скорость лодки, если скорость течения равна 2,5км/ч? Найди лишнее данное в условии этой задачи.

         Работаем над задачей следующим образом.

1)  Читаем по учебнику текст.

2) Смотрим первый слайд, на котором  ещё раз повторяем условия задачи. Рассматривая движение лодки, дети замечают, что по волнам лодка движется быстрее, а против течения медленнее.

3) Смотрим второй слайд. Фронтальная работа с классом. Рассматривая  второй слайд, работаем над решением задачи, каждый шаг обсуждения отражается на экране. Вводим x (собственная скорость лодки), выражаем vпо теч, затем расстояние. Теперь рассматриваем движение против течения, выражаем vпр. теч, расстояние.

- осталось оформить таблицу в тетради, составить и решить уравнение.

           Эффективна и другая методика. Учитель предлагает детям не просто посмотреть слайд – мультфильм, а придумать задачу. На экране последовательно появляются условия задачи, ученики не просто смотрят фильм, а напряженно думают: о чём же эта задача, кто её герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свой сюжет задачи. Затем учитель читает текст задачи, дети самостоятельно приступают к решению. Итоговый фрагмент – обсуждение способов решения.

          Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая.

          Чтобы создавать такие слайды, надо изучить панель рисования программы PowerPoint и конструктор слайдов (настройка анимации). Трудности при создании слайдов были при поиске анимационных картинок. Картинки в Интернете часто очень маленьких размеров. При увеличении теряется качество. Неудобны картинки в рамке, их приходится ставить на задний план, так как рамка загораживает другие картинки слайда. Так и не удалось найти, удовлетворяющие этим условиям,  автобус, грузовик, трактор, которые часто встречаются в задачах на движение.

          Анимационные слайды помогают при изучении действий с рациональными числами. При сложении отрицательных чисел, герои любят друг друга. При сложении чисел с разными знаками герои–ссорятся.                                                                    «Кто сильнее, чья возьмёт?» (Слайд №11,№12)Такие слайды помогли моим ученикам запомнить правила сложения рациональных чисел.

          Анимационные слайды помогают  при изучении понятия «модуль» (Слайд №13,№14), решении уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины, раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых,  введении геометрических понятий.

          Возможности компьютера, как наглядного пособия  качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации  позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.

       Тексты задач в заметках к слайдам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...

Требования к современному уроку в условиях ФГОС. Технологическая карта.

Данный материал содержит информацию о составлении технологических карт как одном из основных требований современного урока...