Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории (выступление на районной августовской конференции для учителей истории и обществознания)
методическая разработка по теме

Хуснутдинова Гульнур Гумаровна

Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdan.pozits.na_urok_ist.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма и гражданской позиции  на уроках истории 

(выступление на районном августовском                                                конференции для

учителей истории и обществознания)

                 

Выполнила: Хуснутдинова Г.Г.,

Советский р-н, «Гимназия №20»

                         

 

 

                                         

Казань 2013


Воспитание патриотизма и гражданской позиции  на уроках истории.

  В настоящее время ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.

Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

В этих условиях 16 февраля 2001г. Правительство РФ приняло постановление №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.Сегодня также остро стоит  проблема воспитания патриотизма у настоящей молодежи. Принята вторая программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2010 года, целью которой является совершенствование системы патриотического воспитании. [2,c.2-8] Где в системе патриотического воспитания большая роль отводится образовательным учреждениям всех видов и типов. Появляются различные организации, называющие себя патриотическими. Важно воспитать патриота с малых лет и в зрелом возрасте, в семье, в детском саду, в школе на производстве. И воспитывать не словом, а делом. Эффект от этого намного выше.

Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.

У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется родным, особенным. Знать свою историю – значит  твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, быть достойным ее будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

          Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории?  Поэтому на своих уроках стараюсь сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам.                                      

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с  историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, интернет. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают,  какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. 

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади».  чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения учащихся  о исторических личностях. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское  «Бородино»?

Таким образом, уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить всё,  что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм  нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях.

Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански акти...

Сценарий проведения районной Августовской конференции

Сценарий проведения районной Августовской конференции...

. Тема: «Уроки мужества писателя Смирнова».Руководитель: Грачева Октябрина Анатольевна учитель истории и обществознания

Земля наша Шаховская славится хрустальной водой холодных родников, дивной красотой рек, лесов. А еще она знаменита людьми, которые родились на нашей подмосковной земле. Их много –  это и ге...