Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
статья

Осипова Светлана Николаевна

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ

          Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его  познавательную деятельность.

   Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2019_god.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ

          Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его  познавательную деятельность.

   Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

   Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов  является организация этой деятельности, особенно – подготовительный этап. Желательно дифференцировать предлагаемые темы проектов по степени сложности, например, уровню абстракции, креативности.  Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальный или групповой).  Условиями успешной проектной деятельности являются:

-четкость и конкретность  постановки цели проекта;

-определение планируемых результатов;

-констатация исходных данных.

     При проектировании самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут  не туда».  На консультациях учителю нужно только отвечать на возникающие у ребят вопросы.

      У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проекта лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими сложностями, как:

-постановка ведущих и текущих целей и задач;

-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

-осуществление и аргументация выбора;

-осознание последствий выбора;

-совершение самостоятельных действий (без подсказок взрослых);

-сравнение  полученного с требуемым;

- корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

   Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: от «выбора» темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная  или групповая) на основе сформировавшегося у ученика интереса до рефлексии по поводу полученных результатов.    

      При использовании в образовательном процессе «метода проектов» существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление как последствий данного выбора, так и результатов собственной деятельности. Именно это результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя. И к оценке предъявляется лишь сам проект, а если он красочно оформлен или сопровождается макетом, то о личной проекции деятельности   на защите вообще не вспоминается. Поэтому мне хочется посоветовать начинающему руководителю проектирования записывать очень краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть более объективным на самой защите проектов.

         Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным  проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации, а применение этого массива в деятельности для достижения поставленной цели. Вполне понятно, что обычная пятибалльная оценка для этого не подходит.

            Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Причем оценивается каждый из критериев отдельно. При таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования. Критерии оценки проекта выглядят следующим образом:

     Оформление и выполнение проекта:

  1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;
  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию;
  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений;
  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии;
  5.  Качество оформления проекта: соответствие стандартным требованиям к подготовке структуры текста.

Процедура защиты:

  1. Качество доклада: композиция доклада, полнота представления в нем работы и ее результатов, аргументированность основных позиций проекта, убедительность речи и  убежденность оратора.
  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, отражение межпредметных связей.
  3. Педагогическая ориентация:  культура речи, манера держаться перед аудиторией, использовании наглядных средств.
  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность

      Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

        В старших классах  веду элективные курсы, где учащиеся работают над учебными проектами, проводят глубокие исследования, оформляют их, представляя на школьных научно-практических конференциях. Например, с учащимися 9 класса создали информационно-исследовательские проекты «Проблемы современного русского языка», исследовательский проект «Использование сленга в речи современного подростка»; в рамках урочной и внеурочной деятельности создали интегрированный творческо-исследовательский проект «Здесь Родины моей начало», посвящённый истории села.

       При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

    В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.

    Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

        В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила  мне  достичь положительных результатов.

     Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка ...

Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также при...

Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"

   В настоящее время  заказ  общества на образовательные результаты учащихся  формируется  в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...

Участие в областной конференции г.Санкт-Петербург «Современное воспитание: задачи, проблемы, перспективы развития» (Сертификат)

Участие в областной конференции "Современное воспитание: задачи, проблеьы, перспективы развития" (Сертификат)...