Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время у обучающихся с ОВЗ
методическая разработка

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время у обучающихся с ОВЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Формирование нравственных качеств личности

во внеурочное время у обучающихся с ОВЗ».

                                                  Подготовил воспитатель: Шабалдина Е.В.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Перед школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

Нравственное воспитание:

  • Воспитание гражданско-патриотических чувств;
  • Приобщение детей к народным традициям;
  • Воспитание трудолюбия,  творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью, природе, окружающей среде;
  • Приобщение детей к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Оно  направленно  на овладение людьми правил и норм поведения. Школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.
         Образование и воспитание, как известно, неделимы, но также общепризнано и то, насколько сложно добиться результатов именно в воспитательной деятельности, вложив в растущее «я» частичку себя.

Реализация воспитательной деятельности выражается в различных формах:  внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций. А так же экскурсии, библиотечные часы, внеклассные мероприятия – все эти формы организации внеурочной деятельности позволяют воспитателям целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и ребёнку) взращивать в себе ростки добра.

Главное назначение воспитателя – быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, воспитатель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей педагога является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Первоначально, прежде всего, дети должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

При подготовке внеурочных мероприятий педагогом ставятся задачи

воспитывать:

-         уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;

-         чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе,;

-         уважение к членам семьи, семьянина, любящего своих родителей;

-         сознательную дисциплину и культуру поведения, ответственность и исполнительность;

-         негативное отношение к вредным привычкам;

-         чувство прекрасного, художественных способностей, эстетических вкусов, идеалов;

-         чувство патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

-         понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

формировать:

-        духовно-нравственные ориентиры;

-        гражданское отношение к себе;

-         потребность самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

-         гражданское отношение к Отечеству;

-         сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям;

-         сознательное отношение к учебе, развитие познавательной активности, готовность школьников к сознательному выбору профессии;

-         осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-         эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

создавать:

-         ситуации практического применения нравственных категорий в реальной ситуации;

-         условия для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся;

развивать:

-         значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;

-         представления о семейных ценностях;

а также:

-         пропагандировать здоровый образ жизни;

-         дать учащимся возможность проявить свои нравственные ценности на практике;

-         создать условия для нравственного самовоспитания учащихся;

-         приобщать обучающихся к народным традициям.

Для решения этих задач по нравственному воспитанию с детьми были проведены следующие занятия:«Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Народные праздники», «Будьте добрыми и человечными», «Фольклорные традиции и праздники россиян», «Спорт в моей жизни», «На Земле друзьям не тесно», «Можно, нельзя, нужно», «Мы за Закон и Порядок».Беседы:«Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Роль книги в жизни человека», «Вредные привычки»,  «В дружбе - сила», «Эту Землю Родиной зовут», «Памятные даты моей страны» «Управляй эмоциями».            Акции:«Письмо надомнику», «Протяни руку лапам».Выставки рисунков:

«Я и моя семья», «Мой город», «Детство — территория без жестокости».

Мастер-класс:«Ладошки дружбы»

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что внеурочные занятия  способствуют нравственному воспитанию детей. Для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности.

У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей:

• Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.

• Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.

• Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.

• Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
         • Заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Формирование нравственных качеств личности как важнейшая задача общества

Обществу для своего оптимального развития необходимо уделять внимание формированию нравственной личности....

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...

Формирование нравственных качеств личности учащихся

Одна и та же форма поведения, имея разные цели поступка, может выражать самые различные, противоположные качества личности. Поэтому необходимо формировать у школьника нравственные побуждения и закрепл...