Статья по теме: "Развитие познавательной мотивации подростков на уроках математики"
статья по алгебре на тему

Почуева Екатерина Витальевна

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет найти ни в одном учебнике или методическом пособии. Только он сам сможет спроектировать учебный процесс, наиболее адекватный преподаваемому им предмету, именно этим конкретным учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом организационных, дидактических и психологических условий обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почуева Е. В.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одной из наиболее значимых и сложных проблем в педагогике является проблема формирования мотивации учебной деятельности школьников. Исследование мотивации имеет длительную историю в отечественной и зарубежной педагогической науке и повседневной школьной практике. Учителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос: «Что необходимо делать, чтобы ученики не потеряли интерес к учебе?». Ведь когда дети приходят в школу, они хотят учиться, они гордятся своим новым социальным статусом. Но как быстро гаснет огонек любопытства в детских глазах – учеба становится трудом, часто неприятным и даже непосильным.

Школьная мотивация, как и любой другой частный вид мотивации, определяется целым рядом специфических факторов. Прежде всего, - индивидуально-личностными особенностями обучающихся (пол, возраст, интеллектуальное развитие и способности, самооценка, уровень притязаний, готовность к взаимодействию с другими учениками, умение работать в команде и т. д.); также, - индивидуально-личностными  особенностями педагога, его профессиональными и личностными ценностями, отношением к ребенку и своему предмету. Кроме того, важную роль играет организация образовательного процесса, особенности педагогической системы организации, в которой осуществляется учебная деятельность. Нельзя не учитывать специфику учебного предмета и др.

В педагогической науке накоплен значительный опыт использования форм, методов, приемов, которые направлены на усиление познавательной и социальной мотивации   учебной деятельности школьников.

Нестандартные, оригинальные формы проведения урока обладают значительным потенциалом для развития мотивации школьников. Здесь многое зависит от самого учителя, от его готовности отойти от стереотипов, от шаблонов, творчески спроектировать учебный процесс. Яркие, эмоционально и интеллектуально привлекательные уроки позволяют повысить интерес к данному предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет найти ни в одном учебнике или методическом пособии. Только он сам сможет спроектировать учебный процесс, наиболее адекватный преподаваемому им предмету, именно этим конкретным учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом организационных, дидактических и психологических условий обучения.

Так же следует сказать о видах и методах организации учебной деятельности. Существует три вида организации учебной деятельности - это фронтальная, групповая и индивидуальная. Но наиболее привлекательной и желанной формой деятельности для детей и подростков является игра, а значит целесообразно использовать потенциал игровой деятельности в процессе обучения школьников.

Привлечь внимание ученика, удивить его, - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, несложно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно устойчивым и осознанным. Интерес к различным учебным предметам, к многообразным видам учебной работы необходимо постепенно и целенаправленно формировать у школьника.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться – на традиционном уроке или не совсем обычном, оригинальном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность, самостоятельность, инициативность и любознательность.

Таким образом, полезно чередовать формы организации, методы и приемы обучения учащихся.

Современный учитель должен вдумчиво и обоснованно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. В последнее время практически все учителя используют презентации и компьютерное тестирование, однако не везде оправдано и эффективно.

Итак: формированию положительной мотивации учебной деятельности детей способствуют: общая доброжелательная атмосфера в школе, классе; включение ученика в групповую форму организации разных видов деятельности; отношение сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде поддержки, советов, рекомендаций.

Учащихся очень важно уметь мотивировать, чтобы они стремились всегда достигать поставленные цели и улучшить свои результаты.

Мотивация достижения понимается как стремление личности к улучшению своих результатов, неудовлетворённость в достигнутом, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться желаемого результата во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и реальными успехами в жизнедеятельности. Такая связь неслучайна, поскольку люди, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределённых ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения, – стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей, гораздо в меньшей степени определяет успех в делах и свершениях. Однако, мотивация достижения существенно влияет на нечто другое, также весьма важное, – на качество взаимоотношений с другими людьми.

Для повышения мотивации учащихся я стала чаще использовать информационные и коммуникационные технологии. Уроки с использованием презентаций и просмотром видеофрагментов у школьников вызывают наиболее высокий интерес. Так же я заметила, что чем больше разноуровневых и не похожих друг на друга заданий предлагается в классе, тем эффективнее проходят уроки.

Огромное значение имеет связь изученного теоретического материала и применения его в реальной жизни и повседневной практике. Если ребёнок понимает, что данная информация ему где-то пригодится, что в дальнейшем он её будет использовать, а непросто после прохождения материала он это выкинет из головы, как «ненужный мусор», то он будет более внимателен и сосредоточен на уроке. А если учитель сможет привести ещё и примеры из своей жизни, то ученик будет заинтересован вдвойне.

Средством развития мотивации детей также выступают игровые технологии. На уроках с использованием сюжетных, ролевых, имитационных игр у учащихся наиболее высокий уровень активности, самостоятельности, инициативы, ответственности. Часто присутствует дух соперничества, никому не хочется проиграть. Школьники поддерживают участников «своей» команды, стараются проявить творческие возможности. А если при этом будут задания разного типа и разного уровня, тогда каждый из учеников сможет показать свои сильные стороны, что позволит, в свою очередь, систематизировать знания по предмету. Но при  этом не стоит забывать, что частое использование таких технологий может привести к обыденности урока, дети просто привыкнут к такой форме занятий и потеряют интерес.

В связи с этим необходимо  сказать о том, что грамотное сочетание разнообразных технологий, форм и методов обучения позволит учителю повысить уровень мотивации изучения учениками данного предмета.

Если говорить именно о математике, то здесь важно, чтобы всё было наглядно. Часто встречаются темы, где нужно построить график или изобразить схему. Ребёнок должен чётко представлять, что именно от него хотят. В геометрии надо чаще переходить в пространство, показывать всё на реальных фигурах, так как сейчас у учащихся слабое представление о том, что от них требуется. А в старших классах возникают значительные сложности, ведь там начинают изучать стереометрию, где надо иметь яркое воображение, для того, чтобы представить, как правильно изобразить ту или иную фигуру.

Но самое важное – это настрой учителя. Он должен приходить в класс с доброжелательным настроем и показывать своё хорошее расположение к учащимся. Речь учителя должна быть эмоциональной, выразительной, яркой, стилистически грамотной. Важно адекватно использовать поощрение и порицание. Чем необычнее, оригинальнее и менее похожим на другие уроки будет его урок, тем интереснее будет учащимся включаться в учебную деятельность, тем с большим удовольствием и желанием они будут на него приходить.

Постоянно применяя на своих уроках разнообразные формы и методы, я увидела, что ребята стали проявлять наибольший интерес к изучению математики, на уроках стали более активными, начали лучше выполнять домашние задания.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика.

Также немаловажно, какими личностными качествами обладает учитель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете. Важно и полезно задуматься над словами великого немецкого поэта И. Гёте: «Научить других можно только тому, что любишь сам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Статья на тему: "Развитие физической культуры личности подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба"

В современном мире физическая культура является важным средством воспитания школьника, так как она обеспечивает не только получение новых знаний для ученика, но и воспитывает в нем бережное отношение ...

Статья на тему "Развитие познавательной активности через приемы проблемной ситуации на уроках математики"

laquo;Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт мо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Развитие познава...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Развитие познава...

Статья на тему "Развитие творческих способностей старших подростков на уроках геометрии"

На вопрос, обращённый к школьнику родителями или их друзьями: «Нравится ли тебе учить в школе математику?», зачастую можно услышать отрицательный ответ. Дело не в успехах на уроках математ...