Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения"
статья по технологии по теме

Савенкова Ольга Сергеевна

Статья на тему "Пути развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.2_gotovyy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

1.2 Пути развития познавательного интереса учащихся

в процессе обучения

Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Среди многообразия путей, выработанных образовательной практикой для формирования и развития устойчивого познавательного интереса выделяют следующие:

  • создание ситуации успеха в учении;
  • метод эмоционального стимулирования;
  • использование игрового метода обучения;
  • метод проблемной ситуации;
  • метод проектной деятельности;
  • использование межпредметных связей;
  • использование исторического и занимательного материала;
  • рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии;
  • использование информационных технологий и другие [19, 20].

Использование успеха для стимуляции познавательного интереса требует психологического настроя педагога на положительные результаты работы с учащимися. Проектируя учебную деятельность учащихся, обеспечивающих успех, необходимо учитывать реальные уровень знаний и умений учащихся, их индивидуальные особенности и возможности. Важным является также и психологическая подготовка учащихся к тому, что их деятельности будет успешной и приведет к положительному результату в учении. Достигается это различными приемами: поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы, показом положительных итогов деятельности учащихся классу, родителям, подбором для учащихся ряда заданий нарастающей сложности, оказание дифференцированной помощи и другое.

Источником наиболее сильной стимуляции учения в глазах учащихся является не только содержание обучения, сколько социальные стимулы. Учитель должен быть предельно внимательным к интересам и увлечениям учащихся, по возможности реализовывать их на уроках, разнообразить задания с учетом имеющихся знаний, умений учащихся. Зная возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, педагог может предложить им посильные индивидуальные задания, указать способы работы, предостеречь от возможных ошибок, совместно выполнить образец задания. Для того чтобы внушить веру учащимся в свои силы, укрепить волю, желание преодолеть трудности, целесообразно использовать авансирование доверием (подготовить таблицу к уроку, наглядное пособие и т.п.). В развитии познавательного интереса учащихся немаловажную роль играет правильный, основанный на уважении и требовательности, доверительный, но и уважительный педагогический стиль общения, обеспечивающий появление у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [1]. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает их более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основным методом эмоционального стимулирования служит поощрение и порицание в обучении, вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы дозволенного, ‒ это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием ребенка [4].

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний [6].

Игровая деятельность создается на уроках при помощи игровых приемов, выступающих как средство побуждения, стимулирования познавательного интереса учащихся к учебному предмету. Реализация таких приемов происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве игрового средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [5].

Проблемное обучение выступает как одно из важных условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Сила его состоит в побуждении учащихся к вопросам, в активном воздействии на процесс формирования у школьников научного мировоззрения [12].

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуации: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта проблемного познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, организует поиск вариантов ответов, направляет учащихся на ее решение. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуется новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Различают методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждает учащихся делать сравнение, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и другое) [11].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей нтегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества. В основе метода проектов лежит развитие познавательных умений учащихся [3]. При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант [2].

Познавательную деятельность учащихся не уроке можно организовать при реализации межпредметных связей. В начале учащиеся должны вспомнить ранее изученный учебный материал, вычленить из него необходимые для осуществления связей опорные знания, воспроизвести их. Далее следует подготовить новые знания к связи с опорными. Для этого в новом учебном материале необходимо выделить те знания, которые будут основываться на опорных. Реализация первого и второго этапов позволяет подготовить учащихся к переносу знаний из одной предметной области в другую. В результате этого возникает дидактическая задача на взаимосвязь актуализированных знаний. Это и будет следующим этапом. На четвертом этапе вся деятельность учащихся направляется на решение поставленной задачи. Последовательность реализации выделенных этапов может быть произвольной и определяется логикой изложения учебного материала, прочностью и сформированностью у учащихся опорных знаний, их умением самостоятельно использовать учебный материал одних дисциплин при изучении других, решаемыми на занятиях целями и задачами [14].

На уроках используются различные способы осуществления межпредметных связей:

  • включение в изложение учебного материала изучаемых дисциплин знаний об общем объекте изучения по другим дисциплинам;
  • применение наглядных пособий с межпредметным содержанием;
  • приведение примеров использования учебного материала изучаемой дисциплины при прохождении последующих курсов;
  • использование комплексных заданий для выполнения учащимися самостоятельных работ, вопросов, задач и заданий на обоснование, обобщение, конкретизацию, сравнение, синтез знаний по смежным учебным дисциплинам, на иллюстрацию и интеграцию знаний одних дисциплин при помощи знаний по другим и др. [14].

Наряду с осуществлением межпредметных связей целесообразно использование исторического и занимательного материала ‒ приема, который, воздействуя на чувства учащихся, способствует созданию положительного настроя к учению и к активной мыслительной деятельности учащихся, независимо от их знаний, способностей и интересов. Учащиеся живо откликаются на необычный, дающий выход эмоциям материал. Эффектные примеры, яркие наглядные пособия создают положительный фонд деятельности, располагают к выполнению тех заданий, которые учащиеся считают трудными. Занимательность, таким образом, окрашивает учебный материал, создает своеобразную психологическую ситуацию ожидания, делает процесс овладения знаниями более привлекательным. Необходимо отметить, что занимательность не самоцель, она должна побуждать учащихся проникать в суть вопроса. Важно также определить ее место в учебном материале, структуре конкретного урока. Побуждая любопытство и любознательность учащихся, следует помнить о том, что это лишь средство для возбуждения интереса и, чем больше внимания учитель уделяет творческому овладению учащихся знаниями, умениями и навыками на основе разносторонней самостоятельной работы, тем ранее формируются у учащихся глубокие и устойчивые интересы [18].

Рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии также является одним из путей формирования и развития познавательного интереса учащихся. Учащихся следует знакомить не только с широкого известными, но и новыми методами получения и обработки материалов, а также передовиками, новаторами и рационализаторами производства, при этом необходимо иллюстрировать рассказ примерами их деятельности. Всё это при умелом изложении материала, убедительности примеров, неизменно вызывает интерес учащихся. Психологи утверждают, что новое для человека, является, как правило, привлекательным. Более устойчивым будет внимание учащихся и их интерес, если учитель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Поэтому показ новизны изучаемого материала, расширяет и углубляет знания учащихся [17].

На уроках для развития познавательного интереса широко используются информационные технологии, которые создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в современных образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. [8].

Таким образом, возникновение и развитие познавательных интересов напрямую зависит от организации процесса обучения. Поэтому важно продумывать и выбирать наиболее эффективные способы деятельности на каждом этапе учебного процесса, что, как известно, определяется спецификой содержания предмета, познавательными задачами, а также возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их подготовки, наличием материально-технической базы, возможностями учителя.

Школьный предмет технология обладает широкими возможностями формирования и развития познавательного интереса. В результате учебной деятельности учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, пробуют себя в различных сферах деятельности, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, соотносят поставленную цель и условия ее достижения, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения. Ученик в процессе обучения постигает реальные процессы, объекты и т.д. Учебная деятельность по технологии предполагает «проживание» школьником конкретных ситуаций, приобщает его к проникновению вглубь явлений, процессов и изготовлению новых объектов, предметов, изделий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация учебного процесса и развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Данный материал представляет небольшую статью -анализ на примере собственного опыта....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Статья "Стимулирующее развитие познавательного интереса учащихся на пропедевтическом уровне преподвания информатики и ИКТ"

Статья в электронном журнале "Конференц-зал" www.konf-zal.com. Участие во  Всероссийской конференции "Методика и педагогическая практика" 2014 год....

Статья на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе"

Статья на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе"...

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения.

Развитие познавательного интереса учащихся – залог успешного обучения....

Межпредметные связи в процессе обучения, как средство развития познавательного интереса учащихся.

Одна из главных задач современного общего образования в стране - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Интеграция естественнонаучных знаний лежит в основе развит...