АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
В статье рассматриваются вопросы об истории проектной деятельности, ее актуальность, методы, значимость в жизни учащихся; представлены рекомендации по организации проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_i_osobennosti_ispolzovaniya_proektnoy_deyatelnosti_.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об истории проектной деятельности, ее актуальность, методы, значимость в жизни учащихся; представлены рекомендации по организации проектной деятельности.
Ключевые слова: проект, деятельность, метод, проектная деятельность, результат, рекомендации.
Сегодня проектирование рассматривается как процесс работы учащихся над проектом. Коснемся некоторых вопросов истории проектной деятельности и скажем, что история проектной деятельности связана с такими именами как Пирс, Джемс и Вьюи, эта теория была довольно популярна и связана она с прогрессивной педагогикой, педагогикой прогрессивизма, которая должна отвечать определенным критериям: когда учащийся познает мир так или иначе он его изменяет, и основная идея заключалась в том чтобы связать теорию с практикой.
Необходимо сказать, что проектная деятельность была весьма популярна в Америке в аграрных школах, также в Великобритании был период, когда проектная деятельность была популярна в России в 20-х годах прошлого века, но со временем свою актуальность она потеряла, потому что педагоги того времени сочли её не прогрессивной, а примитивной. Но существует точка зрения, что подобное негативное отношение и провал проектной технологии был связан с тем, что не была разработана теория использования проектной технологии, не было профессионалов в этой области. Только в 80-х годах XX века к этой теории опять стали возвращаться, поскольку обществу нужны были специалисты с универсальными знаниями, навыками и умениями и конечно актуальность эта теория обрела сейчас в связи с обучением, в центре которого находятся концепции и компетенции.
Обществу нужны специалисты с универсальными умениями инавыками, которые должны быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. В процессе проектной деятельности учащиеся так или иначе добиваются их формирования и развития.
Актуальность проектной технологии связана с необходимостью в образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся и это является краеугольным камнем теории и технологии проектной деятельности.
Метод проектов обеспечивает активную позицию учащихся в учении, формирует общеучебные умения, навыки и компетенции, развивает познавательный интерес учащихся, обеспечивает связь обучения с жизнью.
Проекты могут быть краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочный проект можно использовать как на одном занятии, так и как элемент во время занятия, задавая определенные вопросы. Долгосрочные проекты с точки зрения педагогики и методики преподавания рассчитаны максимум в количестве 2-3 проектов на один учебный год.
Очень часто в практике встречается то, что педагог задает на дом задание подготовить проект на следующий урок, не объясняя как это нужно делать, просто просит прийти с готовым альбомом, презентацией и т.д. Проектная деятельность это кропотливый труд не только учащихся, но и педагога, который должен организовать деятельность учащегося в работе над его проектом.
При использовании педагогом метода проекта учащийся получает возможность делать самостоятельно что-то интересное, максимально использовать свои возможности, принести пользу, решить интересную проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задач, проявить свои силы и знания, публично показать достигнутый результат.
Неправильно думать, что проекты это результат деятельности только группы, существуют проекты над которыми работает один человек – все учащиеся разные, кто-то предпочитает работать в группе, а кто-то индивидуально.
Как показывает практика, групповой метод является наиболее эффективным, потому что преследует не только какой-то продукт в виде презентации, буклета, видеоролика, театральной постановки, музыкального произведения, выращенного растения и т.д., но и способствует общению учащихся в коллективе.
Когда учащиеся работают над проектом у них есть возможность решить какую-то интересную проблему и эта проблема сформирована самим учителем, а также может быть сформирована учащимися в процессе деятельности на занятиях. Существует определённый этап вхождения в тематику проекта, где активен и учитель, и учащийся и инициировать проблему могут как один, так и второй, но при этом проблемная ситуация создаваться может искусственно учителем.
Кроме вышеперечисленного учащийся реализует так же свои возможности. При наличии в классе 20-30 человек не всегда есть возможность уделить внимание каждому и не у каждого есть возможность проявить себя, свои силы и найти применение своим знаниям.
Проекты могут носить характер не столько теоретического, сколько практического характера и проекты практического характера являются наиболее ценными. Осуществляя деятельность над проектами практического характера, учащийся чувствует свою значимость для общества или небольшой социальной группы (семья, школа, город). Осуществление проектной деятельности позволяет выступать на публике, позволяет научиться организовать свое выступление, побороть страх публичного выступления, неловкость, смущение.
В свою очередь для учителя проектная деятельность дает возможность введения в процесс образования различных новшеств, а также дает возможность быть активным в своей деятельности. При работе над проектом необходимо готовить паспорт (папку) проекта, материалы которой говорят о том, что педагог эффективно реализует себя и есть определенные результаты, которые отражаются в знаниях учащихся, а также в большой мотивации учащихся изучать преподаваемый предмет.
Обучающиеся учатся ставить цели и задачи и планировать свою деятельность, что характерно для проектов в любом возрасте. Кроме того развивается способность к самоанализу и рефлексии, дети учатся находить информацию, критически оценивать проблему, а также исследовать различные источники и находить информацию для решения проблемы, таким образом развиваются навыки решения проблемы, и исследования проблемы основываются на определенных методах. Также развиваются практические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях, так как наиболее эффективно метод проектов используется на базе имеющихся знаний, способствует развитию самостоятельности учащихся.
К рекомендациям по организации проектной деятельности учащихся можно отнести: тщательную подготовку педагога, выделение тем, вопросов, разделов, программ конкретного курса, по которым желательно бы провести проект, проведение проекта занимает 5-6 уроков (если проект рассчитан на урочную деятельность), на итоговом уроке происходит защита проекта, результаты выполнения проектов должны быть материальны, так как это делает работу социально значимой, поэтапная работа над проектом является залогом успеха.
Метод проектов вносит разнообразие в жизнь педагогов и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
«Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики»
laquo;Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики»...
Проектная деятельность как актуальная система интеграции урока и внеурочной деятельности.
Описание проекта,направленного на развитие интереса к исследовательской деятельности учащихся....
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Реализация межпредметных связей через проектную деятельность школьников на уроках. Актуальность и значимость
Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания, учащихся на качественно новом уровне, ...