«Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (Усольцева М.Н.)
материал (9 класс)
«Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике» (Усольцева М.Н.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_k_oge_po_matematike.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике»
Усольцева Мария Николаевна,
учитель математики
первой квалификационной категории
МАОУ Абатская СОШ №1
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. В связи со стратегическими направлениями социально-экономического развития России до 2020 года: «Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих…»
Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам.
Формула успеха хорошо сдать экзамен по математике:
Высокая степень восприимчивости + мотивация + компетентный педагог.
В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность;
-предметная готовность;
-психологическая.
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к экзамену являются следующие:
1. Организация информационной работы:
- по подготовке учащихся к экзамену в форме инструктажа (содержание - правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков);
- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование об интернет – ресурсах;
- информирование о результатах пробных экзаменов;
- индивидуальное консультирование родителей.
2. Психологическая подготовка к ОГЭ.
Состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение в течении всего времени при подготовке и сдаче экзаменов, ориентированность на действия, которые приведут к успеху, актуализация и приспособление всех своих возможностей в данной ситуации.
Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся. Доброжелательное отношение к ученикам снимает у них страх перед трудностями обучения: ребенок не должен бояться ошибиться, спросить учителя, если он что-то прослушал или не понял. Психологическая подготовка учащихся, может заключается в следующем: отработка поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам само регуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
3. Организация работы по предмету:
Обучение приемам правильной, ответственной самоорганизации у обучающегося:
- ведение отдельной тетради для прорешивания тестовых заданий;
- справочника, который мы начинаем вести с пятого класса, записывая и повторяя основные формулы и правила по математике, алгебре и геометрии;
- наличие сборников (важно именно в бумажном варианте) разных авторов для самостоятельной подготовки к экзамену.
Устный счет. Для того чтобы просто сдать экзамен по математике необходимо хорошо вычислять. Развитые вычислительные навыки – один из важных условий для сдачи ОГЭ по математике. В связи с этим возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно, для этого я организовываю отработку вычислительных навыков до автоматизма, на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений устных вычислений, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Практика показала, что систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, что переводит их из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становится инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.
Не только хорошие вычислительные навыки нужны на экзамене, но и ученик должен уметь прочитывать условие задания и осмыслить его. Вот с этим есть большие проблемы: там не прочитали, тут пропустили, не обратили внимание на мелкий шрифт. Для отработки навыка прочитывания заданий использую тексты математических диктантов, где все числа и математические действия написаны буквами.
Зная, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, уделяю время на отработку вопросов специфики ОГЭ.
Правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей составляют суть специфики.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Мониторинг качества.
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Мы анализируем с учениками результаты мониторингов, выносим на обсуждение, доводим до сведения родителей.
Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.
Исходя из возможностей учеников и результатов мониторинга у нас определено 3 группы учащихся:
первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (8 заданий); (самая многочисленная)
вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – сдать экзамен на оценку «4».
третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы. (самая малочисленная)
Первая группа. Цель такой работы – отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.
Вторая группа. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами в которых ученик более успешен, повторить темы, дающие возможность решения наиболее сложных заданий.
Третья группа. Цель работы - сформировать умения и навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.
При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Мы выработали для себя некую инструкцию:
1. Поставь цель – какой балл ты хочешь получить по экзамену?
2. Пройди пробный экзамен и посмотри, сколько баллов ты набрал, и сколько тебе не хватило.
3. Определи, какие задания ты:
a) всегда решаешь,
b) решаешь, но иногда допускаешь ошибки,
c) обычно не решаешь, но уверен, что сможешь быстро и легко в них разобраться.
4. Тренировка по типам заданий, которые ты отметил в пунктах b) и с), а так же не забывай повторять задачи из пункта a).
Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:
В своей работе применяю следующие принципы для эффективной подготовки к ГИА.
1. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
2. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.
3. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
4. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
5. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
6. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, можно у учеников сформировать навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно, развить способность мыслить свободно, без страха, творчески и дать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Статья для родителей «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у меня сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла коррекция педагогичес...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Приоритетное направление изучения физико-математических дисциплин в МОУ лицей обязывает поднять ...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное о...
Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:— расширение кругозора учащихся;— развитие интереса у...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня...
Образовательный проект "Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике"
Педагогический проект посвящен системе подготовки к основному государственному экзамену по математике на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций у учащихся. Основные разделы д...