Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня
статья по математике на тему
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_k_ege_profilnogo_urovnya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
В.З. Валиева,
учитель математики высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, г.Бугульма.
И.Ф. Мальцева,
учитель математики первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, г.Бугульма.
Продуманная система подготовки к экзамену обязательно приведёт к хорошему результату. Формула успеха проста – старательность, мотивация и компетентный педагог.
Наша система подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня основана на принципах:
- непрерывности и систематичности подготовки;
- дифференцируемого подхода;
- деятельностного обучения;
- контроля результативности.
Непрерывность подготовки к ЕГЭ по математике проявляется в том, что на базе 9 класса учащиеся уже могут решать некоторые задания единого государственного экзамена. Поэтому при поступлении в 10 класс ученики получают летнее задание – найти и разобрать разнотипные задания с кратким ответом и доступные задания с развёрнутым ответом открытого банка ФИПИ.
В сентябре 10 класса по этим заданиям проводится диагностическая контрольная работа. Диагностика уровня усвоения знаний и умений позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. С этого момента, когда выявлены основные проблемы, начинается систематическая подготовка к ЕГЭ по математике профильного уровня, ведётся индивидуальный мониторинг и мониторинг по классу в целом. Разбираются задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся, многие вопросы решаются индивидуально. Еженедельно проводятся занятия по решению «сложных» заданий ЕГЭ.
Со второго полугодия 10 класса мы практикуем работу «вариант на неделю». Задания берутся с сайта alexlarin.net, либо предлагаются учителем из дополнительной литературы по подготовке к ЕГЭ. Ребята выполняют работы на листах А4, выписывая справа ответы, соблюдая правила заполнения бланка ответов №1. Обязательное условие «полезности» «варианта на неделю» - работа над ошибками. Она включает в себя следующее:
- исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися;
- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;
- предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей.
В 10 классе дифференцированная подготовка не носит ярко выраженного характера. Мы считаем, что все учащиеся должны быть знакомы со структурой профильного экзамена. На дополнительных занятиях разбираем все задания, которые возможно решить на базе 10 класса. В тематические контрольные работы включаем задания ЕГЭ прошлых лет и задачи открытого банка ФИПИ.
Мы систематически проводим диагностические и тренировочные работы в формате ЕГЭ, которые предлагает система Статград. Такие работы готовят к ЕГЭ и психологически, и выявляют вопросы, на которые нужно обратить внимание. Ежегодно мы разрабатываем варианты тестов ЕГЭ, адаптированные к 10 классу, когда пройден ещё не весь учебный материал. Таким образом, формируется банк тренировочных вариантов для 10 класса.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Подготовка к ЕГЭ продолжается и в каникулы. Летнее задание перед 11 классом усложняется по сравнению с предыдущим годом. Теперь ученики должны сами составить и решить варианты ЕГЭ по демонстрационной версии текущего года, используя открытый банк заданий ФИПИ. В сентябре учитель имеет возможность, обменяв варианты, провести первую диагностическую работу.
В 11 классе продолжается работа «вариант на неделю», проводятся диагностические и тренировочные работы, пробные ЕГЭ муниципального уровня. Мы считаем, что тренировочные работы должны отвечать следующим принципам.
- «Временной» принцип. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
- Принцип «равных возможностей». Содержание теста по содержанию и по времени для всех учащихся одинаково. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
- «Индивидуальный» принцип. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Самое главное отличие системы подготовки в 11 классе – ее дифференцированный характер. На основе текущих оценок по предмету, анализа диагностической работы формируются 3 группы учащихся.
I группа – те учащиеся, которым на данном этапе подготовки посильно решение только некоторых заданий с кратким ответом.
II группа - те учащиеся, которые уже хорошо справляются с заданиями части с кратким ответом, но испытывают затруднения при решении заданий с развёрнутым ответом.
III группа – мотивированные учащиеся с хорошими познавательными способностями, которым требуется помощь при решении заданий повышенной сложности.
Группы мобильные, со временем возможен переход в группу более подготовленных учащихся.
У нас в лицее оправдала себя работа спецкурсов «Решение уравнений и неравенств с параметром», «Эти непростые логарифмы», «Сложные планиметрические задачи» и другие. Это дополнительные занятия, где решаются сложные задачи ЕГЭ.
В течение всего учебного года, изучая новый учебный материал, которым насыщена программа по математике старшего звена, мы в качестве устного счёта используем задания ЕГЭ с кратким ответом. Таким образом, осуществляется постоянное повторение и закрепление пройденного ранее.
При подготовке к решению некоторых заданий необходима зачётная система. Так, для решения тригонометрических уравнений, нужно знать наизусть много формул, значения тригонометрических функций различных углов. Для решения логарифмических, показательных неравенств необходимо знание метода рационализации. Для решения стереометрических задач – формулы площадей поверхностей, объёмов. Эти вопросы ребята обычно рассказывают учителю индивидуально.
Некоторые задания полезно решать несколькими способами. Мы практикуем «уроки решения одной задачи». Например, угол между плоскостями можно найти «чисто» геометрическим способом, можно применить координатный метод, а можно воспользоваться и методом проекций.
При подготовке к ЕГЭ мы используем интерактивные средства обучения, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы. Видеоразбор задания, когда рассказывает незнакомый учитель, когда можно остановиться и вернуться вновь к тому, что уже сказано – преимущество для многих учащихся.
Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к экзамену. Вся эта проводимая работа способствует тому, что наши выпускники успешно сдают единый государственный экзамен по математике профильного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Статья для родителей «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у меня сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла коррекция педагогичес...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Приоритетное направление изучения физико-математических дисциплин в МОУ лицей обязывает поднять ...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное о...
Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:— расширение кругозора учащихся;— развитие интереса у...
Образовательный проект "Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике"
Педагогический проект посвящен системе подготовки к основному государственному экзамену по математике на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций у учащихся. Основные разделы д...
Бланки ЕГЭ для учащихся 11 классов по математике профильного уровня
Бланки ЕГЭ по математике профильного уровня....