Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
опыты и эксперименты по алгебре (11 класс) по теме
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной сельской школы испытание особенное. Профильное обучение в старших классах давно стало требованием времени, но выпускник сельской школы, получающий универсальное образование в общеобразовательной школе не имеет этой возможности. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов и основная его цель – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов. Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену.
Выпускники нашей школы проходят аттестацию в новой форме последние семь лет и обстоятельства сложились так, что именно мне пришлось столкнуться со всеми трудностями этого переходного периода. Пять лет подряд я работала в выпускных классах и готовила учеников к итоговой аттестации. В этой статье хочу представить собственную систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты. (таблица результатов итоговой аттестации за последние три года).
Результаты ЕГЭ по математике за курс полной средней школы
Учебный год | По РТ | По району | По школе | Максимальный балл |
2006-2007 | 50,8 | 53,9 | 50 | 92 |
2007-2008 | 36,7 | 39,3 | 44,3 | 56 |
2008-2009 | 41,9 | 48,9 | 54,5 | 64 |
2009-2010 | 44,7 | 57,12 | 54 | 66 |
2011-2012 | 48,2 | 59,3 | 68,1 | 77 |
Сравнительный анализ:
Учебный год | ||
По РТ | По району | |
2006-2007 | -0,8 | -3,9 |
2007-2008 | +7,6 | +5 |
2008-2009 | +12,6 | + 5,6 |
2009-2010 | +2,9 | +14,9 |
2011-2012 | +19,9 | +8,8 |
Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 2-3 учеников на более высокий результат. В 2012-2013учебном году результаты экзамена моих выпускников Гарифуллина Ф.Ф. (77 б.) и Шайдуллина Л.А. были (77 б.) лучшими в районе.
Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.
Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей математики, настоящим «сюрпризом», поскольку ломал все привычные подходы к процессу обучения математике.
Что возмущало больше всего:
- полный отказ от всех правил оформления решения;
- нестандартность в формулировках заданий;
- допустимость «метода угадывания» в разделах А и В.
Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 10 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводились на выполнение 30 заданий в 2003 году, 29 – в 2004г., 26 заданий в 2007- 2009г., 18 заданий в 2010 и 2011 годах и согласно демоверсии 20 заданий в 2012 и 2013 годах.
Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей сельской школы к успешной сдаче экзамена?».
Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.
Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».
Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе».
Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные решения демоверсий ЕГЭ. Благодаря этим материалам, мне удалось подготовить своего ученика Галлямову Д.Д. для успешной сдачи ЕГЭ в 2007 году. Диля уже в апреле сдал пробный экзамен с результатом 76 б., а результат настоящего экзамена были значительно выше - 92 балла. Этот единичный факт успешной подготовки школьника к ЕГЭ показал, что я абсолютно правильно построила систему занятий, что методически верно всё продумала, теперь оставалось адаптировать её для класса в целом.
Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:
1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 7 класса;
2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;
3. Учить школьников «технике сдачи теста»;
4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;
5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.
А теперь расскажу, как я решаю поставленные задачи. С чего я начинаю эту работу.
Во-первых, никогда не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время. Во-вторых, в течение всего года знакомлю детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Прошу ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу рациональнее, чтобы сэкономить время.
В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:
- обучаю строгому самоконтролю времени;
- учу определять трудность заданий;
- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;
- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».
Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент обучения. Обязательно отмечаю количество человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и опять даю совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.
Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.
Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сама определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними строго индивидуально.
Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организую повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Я стала экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю недостающим теоретическим материалом.
И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой я нашла выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Иногда прошу найти подобные задания в учебнике. Убедившись, что таких заданий нет, ученики осознают значимость, приобретённых материалов для подготовки к экзамену и уже практически не расстаются с ними. Регулярно провожу диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации. Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаю переходу к комплексным тестам, учу ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частью, привлекаю в качестве консультантов.
В 10-11 классах на элективных курсах большое внимание уделяю на решение уравнений и неравенств с параметрами и модулями. Программы курсов рассматривают ключевые и сложные темы школьной математики, помогают расширить спектр задач, посильных для учащихся и реализовать принципы дифференцированного обучения.
Ежегодно пополняю кабинет математики новыми дидактическими материалами для урочной и внеурочной деятельности, способствующими развитию у школьников интереса к математике, активизации мыслительной деятельности, выявлению детей, проявляющих особый интерес к предмету и в первую очередь повышению качества знаний по подготовке к ЕГЭ.
Приобрела для кабинета большое количество методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне в течение пяти лет получить результаты выше районных и республиканских.
Учитель математики МБОУ «Кулле Киминская СОШ имени
Сибгата Хакима» Галлямова Найля Газимовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Статья для родителей «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»
За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у меня сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла коррекция педагогичес...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике
Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Приоритетное направление изучения физико-математических дисциплин в МОУ лицей обязывает поднять ...
Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:— расширение кругозора учащихся;— развитие интереса у...
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня...
Образовательный проект "Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике"
Педагогический проект посвящен системе подготовки к основному государственному экзамену по математике на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций у учащихся. Основные разделы д...
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грам...