Рабочая программа "Разговоры о важном"
рабочая программа (8, 9 класс)

Кий Вера Николаевна

Программа "Разговоры о важном" предназначена для учащихся 8-9 классов. Рассчитана на 35 часов 1 раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razgovory_o_vazhnom_8-9_klass.docx104.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Большелеушинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1от «______»_________________2022 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Большелеушинская СОШ»

_____________________Щенникова С.А.

Приказ №_____от _____________2022г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов

«Разговоры о важном»

Социально-патриотическое направление

1 час в неделю (35 часов)

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации - 1 год

Кий В.Н.

Классный руководитель 8 класса 

        

2022-2023 учебный год

Пояснительная  записка

Актуальность  и назначение программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена с  учетом требований Федеральных государственных стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов  внеурочной   деятельности.

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной

деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100.)

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 №64101.)

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».(Зарегистрирован17.08.2022 №69675.)

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 №70034.)

5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 №03-1190.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения  к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, развитие высокой социальной активности, дисциплинированности и ответственности.

Задачи:

1. Воспитание учащихся в духе законности, уважения к общепринятым нормам жизни.

2. Формирование у учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому.

2. Формирование у учащихся интереса к познанию.

3.Формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других.

4. Обучение учащихся выстраиванию собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм.

5. Создание  мотивации для участия в социально-значимой деятельности.

6.Развитие у школьников общекультурной компетентности, умения принимать осознанные решения и делать выбор, в осознании своего места в обществе.

7. Формирование готовности к личностному самоопределению.

  Ценностное наполнение внеурочных занятий

1. Историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;

историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

 2. Преемственность поколений — каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции; семья построена на сохранении преемственности поколений.

 3. Патриотизм — любовь к Родине — самое главное качества гражданина. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном».

  4. Доброта, добрые дела это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности.

5. Семья и семейные ценности Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т.д.;
5. Культура России — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении
его истории.
6. Наука на службе Родины  наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека; в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для учащихся 13-15 лет (8-9 классы), сроком на 1 год: 35 часов (по 1 часу в неделю, продолжительностью не более 40 минут).
Формы и методы работы:
  • диалог между педагогом и учащимся;
  • просмотр тематических видеороликов, презентаций;
  • игры;
  • интерактивные задания;
  •  работа с дополнительными материалами.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности.

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигами трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,  проживающих в родной стране.

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;  готовность  оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм  и  правил  общественного  поведения,  форм  социальной  жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.

Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.

Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.

История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках. Умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники   разных   типов;   приобретение   опыта   взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и

явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом  статусе  гражданина  Российской  Федерации (в том числе несовершеннолетнего); безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной

География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человек и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компо-нентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Содержание курса внеурочной деятельности
  • Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия—страна возможностей».
  • Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?
  • Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.
  • 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.
  • Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?
  • История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
  • Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.
  • Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности.
  • Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
  • Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
  • Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?
  • Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.
  • История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.
  • Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?
  • Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и  выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
  • История праздника Рождества  Христова.  Рождественские  традиции в России и в других государствах.
  • Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.
  • Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.
  • Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
  • Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
  • Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране.
  • Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?
  • День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
  • Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которым и сталкиваются добрые люди.
  • Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?
  • Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С.В.Михалкова к стихотворчеству.
  • Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
  • Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.
  • Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту  — многолетний процесс.
  • Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.
  • День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты.  Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать эко правила —не так сложно.
  • История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?
  • Работа мечты. Жизненно важные навыки.
  • История появления праздника День Победы. Поисковое движение Рос-сии.МогилаНеизвестногоСолдата.СемейныетрадициипразднованияДняПобеды.
  • 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
  • Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

I

этап

Введение

1 ч.

0,5ч.

0,5 ч.

Рефлексивные высказывания учащихся

II

этап

Информационно-практический

33 ч.

16,5 ч.

16,5 ч.

Рефлексивные высказывания учащихся

III

этап

Заключение

1 ч.

0,5ч.

0,5 ч.

Рефлексивные высказывания учащихся

Итого:

35 ч.

17,5 ч.

17,5 ч.

Календарно-тематический план

8 -9 классы (35 часов)

№ п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

1

01.09.2022

День знаний / Россия — страна возможностей

«Мы — Россия. Возможности —будущее»

        

Знакомство с платформой «Россия—страна возможностей».

Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей»

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика «История успеха».

Участие в мотивационной беседе о чертах  характера,  которые  присущи  людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр ролика «Россия — страна возможностей»

2

05.09.2022

Наша страна—

Россия

«Мы—жители большой страны»

Родина—не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами.

Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением

3

12.09.2022

165 лет

со дня рождения

К.Э.Циолковского

 «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К.Э.Циолковский)»

Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоре-тической космонавтики. Герои освоения космоса

Участие во вступительной беседе о мечтах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика.

Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К.Э.Циолковском

4

19.09.2022

День пожилых людей

 «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения—не повод быть исключённым из жизни семьи и общества

Участие во вступительной беседе о Международном дне пожилых людей. Просмотр видеоролика.

Участие в групповой работе: составляем

«Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

5

26.09.2022

День учителя

 «Какие качества необходимы учителю?»

Ценность профессии  учителя.  Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.

Участие в командной работе: каким должен быть современный учитель? (Создание кластера.)

Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…, как готовился к заня-тиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»; «Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю учиться?»

6

03.10.2022

День отца

 «Отчество— от слова „отец“»

История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца.

Равноправие родителей в семье

Просмотр   видеоролика.     Знакомство с литературными образами отца.

Участие в групповой работе по соотнесению текста и высказывания известного человека об отце. Участие в беседе о нравственных качествах отца.

Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам

7

10.10.2022

День музыки

«Что мы музыкой зовём»

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть

Групповая работа по созданию кластера

«Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика.

Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка—неотъемлемая часть

8

17.10.2022

Традиционные семейные ценности

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Дом, в котором мы живём.

Идеальные отношения в семье: какие они?

Семейные ценности

Просмотр вступительного  видеоролика о доме, в котором мы живем. Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся пословицы». Участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, связанных с жизнью в семье

9

24.10.2022

День народного единства

«Мы — одна страна»

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты.  Ополчение  во  главе с князем Дмитрием Пожарским и зем-ским старостой Кузьмой Мининым.

Примеры единения народа не только в войне

Участие во вступительной беседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической  справкой о событиях Смутного времени.

Работав группах: если бы вы жилив Смутное время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться? Блиц опрос о том, что в Москве нам напоминает о событиях 1612года

10

07.11.2022

Мы разные, мы  вместе.

«Языки и культура народов России: единство

в разнообразии»

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?

Блиц опрос: какие народы,  живущие в России, вы можете назвать? (По последним данным в России проживает более 190 народов.)Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что объединяет   людей   разных   национальностей в одной стране, что им в этом помогает

11

14.11.2022

День матери

«Мама — главное слово в каждой судьбе»

Мама—важный человек в жизни каждого. Материнская   любовь   —   простая и безоговорочная.

Легко ли быть мамой?

Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово „мама“…». Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.

Поиск причин этого в процессе групповой работы. Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

12

21.11.2022

Символы России

«Двуглавый орёл: история легендарного герба»

Герб—символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага

Участие во вступительной беседе о гербе России: что олицетворяет  герб  России, где его можно увидеть? Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде госу-дарственных символов нашей страны

13

28.11.2022

День добровольца

«Жить — значит действовать»

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России

Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста.

Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли создание именно этой организации можно считать началом волонтёрского движения?».

Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности

14

05.12.2022

День Героев Отечества

«Россия начинается с меня?»

Россия—страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о героизме тех, кто вставал на её защиту.

Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников.

Участие в игре «Согласен—не согласен»

15

12.12.2022

День Конституции

«Повзрослеть—это значит, чувствовать ответственность за других».(Г.Купер)

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение

Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции.

Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение прав или не выполнение обязанностей.

Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности

16

19.12.2022

Рождество

«Светлый праздник Рождества»

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах

Участие в блиц опросе «История рождения Христа».

Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся?

Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество

17

26.12.2022

Тема нового года. Семейные праздники и мечты

«Полёт мечты»

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы знаете о Новом годе?).

Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет семью». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом году?

Участие в разговоре о новогодних приметах

18

16.01.2023

Цифровая безопасность и гигиена школьника

«Правила продвинутого пользователя Интернета»

Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попа-дает в Сеть, остаётся там навсегда

Что относится к личной информации. Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, карандаши, фломастеры и т.д.)

19

23.01.2023

День снятия блокады Ленинграда

«Ты выжил, город на Неве…»

Голод, морозы, бомбардировки—тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск

Участие в блиц опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?». Участие в обсуждении неписанных правил выживания:

  1. Не съедать весь выданный хлеб сразу.
  2. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой — чтобы сохранить тепло.
  3. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».
  4. Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять.

Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено было сбыться?

20

30.01.2023

160 лет

со дня рождения К.С.Станиславского(Великие люди России)

 «С чего начинается театр?»

Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского

Самостоятельная   работа   «Знакомство с  некоторыми    фактами    биографии

К.С. Станиславского».

Участие в обсуждении идей системы Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства?

21

06.02.2023

День российской науки

 «Научные прорывы моей страны»

Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в на-шей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без научных достижений.

Участие в  беседе  об  основных  научных и технических достижениях в нашей стране.

Участие в блиц опросе «Примеры использования достижений науки в повседневной жизни».

Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусы научно-технического прогресса»

22

13.02.2023

Россия и мир

«Россия в мире»

Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень корен-ных малочисленных народов (47этно-сов). Российская культура. Чем славится Россия?

Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?». Беседа о том, в чём причины исчезновения малочисленных народов России.

Мозговой штурм: как сохранить Россию для будущих поколений

23

20.02.2023

День защитника Отечества

(День Армии)

 «Тот, кто не может благодарить, не может и получать благодарность»

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.

Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время

Интеллектуальная  разминка «Что вы знаете о Дне защитника Отечества».

Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.

Участие в  работе  в  парах:  знакомство с примерами военных действий, в которых выручала смекалка. Участие в беседе о том, как жители России выражают свою благодарность защитникам Отечества

24

27.02.2023

Забота о каждом

«Мы всё можем»

Мотивация добрых дел.

Подлинность намерений—то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди

Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры — участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел. Участие в дебатах: «Делать добро — это значит не делать зло»

25

06.03.2023

Международный женский день

 «Мужских и женских профессий больше нет?»

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина—добытчик, женщина—хранительница очага»: изменились ли роли?

Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта.

Работа в группах: как научно-технический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе

26

13.03.2023

Гимн России (110 лет со дня рождения советског описателя и поэта, автора слов

Гимнов Российской Федерации и СССР С.В.Михалкова))

«Гимн России»

Сергей Владимирович Михалков—поэт, драматург, баснописец, сказочник, сати- рик, сценарист, общественный деятель. Страсть С.В.Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время

Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна

Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С.В.Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в Интернете. Какую информацию вы бы в неё поместили? Участие в беседе о том, почему, не смотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С.В.Михалкова?

27

20.03.2023

День воссоединения Крыма с Россией

 «Крым на карте России»

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён        привлекало разные народы в Крымском полуострове?

Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму

28

03.04.2023

Всемирный день театра

 «Искусство—одно из средств

Различения доброго от злого».

(Л.Толстой)

Сила театрального искусства.  Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против

Участие во вступительной беседе о первом походе в театр, о тематике постановок, которые интересно смотреть. Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр.

Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями. Дебаты: «Кино и театр: аргументы за и против»

29

10.04.2023

День космонавтики.

Мы—первые

«Истории великих людей, которые меня впечатлили» (ко Дню космонавтики)

Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-ре-кордсмены.

Подготовка к полёту—многолетний процесс

Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в Интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кон-дакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьёв).

Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту

30

17.04.2023

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

 «Есть такие вещи, которые нельзя простить?»

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире

Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения

31

24.04.2023

День Земли (Экология)

«Сохраним планету для будущих поколений»

День Земли—призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека.

Соблюдать эко правила—не так сложно

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении.

Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый

32

08.05.2023

День труда

«Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведёшь

и час, и день, и всю жизнь».

(А.Солженицын)

История Праздника труда.

Труд — это право или обязанность человека?

Работа мечты. Жизненно важные навыки

Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии «Труд—это право или обязанность человека?».

Мозговой штурм—обсуждение критериев работы мечты.

Блиц опрос «Владеете ли вы элементарными трудовыми навыками?»

33

15.05.2023

День Победы. Бессмертный полк

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших защитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы?

34

22.05.2023

День детских общественных организаций

«Какие существуют детские общественные организации?»

19 мая 1922 г. — день рождения пионерской организации.   Цель   её   создания и деятельность. Распад пионерской орга-низации. Причины, по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о пионерской организации.

Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить. Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются.

Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения

35

29.05.2023

Про счастье (1час)

«Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни». (Марк Твен).

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни

Игра «Согласен — не согласен».

Работа в группах: обсуждение с дальнейшим обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?».

Обсуждение притчи о счастье.

Участие в дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализация; финансовое благополучие. Этого достаточно?»

Список используемой литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе.- М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2013.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.
  3. Бударникова        Л.В.,         Попова Г.П.         Проблемы         нравственного         становления. – М.: 2018.
  4. Верекса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в детстве. Учебное пособие. – М.: 2012.
  5. Материалы для родительских собраний. Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб, 2006.
  7. Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. Кн. 1,2,3. — М.: Амрита-Русь,  2009.
  8. Лопатина А., Скребцова М.. Мудрость на каждый день. Для детей и родителей. – М.: Амрита-Русь, 2009.
  9. Методические рекомендации для учителей и родителей. Москва «Философия – Детям» – М.:  2008.
  10. https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Razgovori_o_vazhnom_NOO_OOO_SOO_.htm 
  11. school-collection.edu.ru/collection/edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Важное о важном" 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

программа внеурочной деятельности "Важное о Важном"

       Программа внеурочной деятельности «Важное о важном»» разработана в соответствии с нормативными документами:1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273...

Занятие по профориентации для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) «Все профессии важны, все профессии важны»

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях  своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)Задачи мероприятия:Воспитывать  интерес и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Важное о важном" 7класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное) рассчитана на один год, ор...

Рабочая программа курса внеурочной занятости "Важное о важном" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...