Навигатор дополнительного образования. Программа кружка "ЮИД. Дорожная азбука"
рабочая программа

Анна Глинка Алексеевна

 Реализация данной программы осуществляется в сетевой форме, это позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей, освоить практическую часть программы на более высоком уровне с использованием ресурсов организаций –партнеров.

Дети значительное время находятся в образовательном учреждении (школе, учреждении дополнительного образования), поэтому именно на образовательную организацию родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на до- рогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

Помимо этого, программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 3 уровням сложности, учитывая состояние здоровья и особенности развития учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей.

Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и разделов согласно возрастным особенностям.

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях. Еще одной отличительной особенностью программы ЮИДД является то, что она рассчитана на обучение активистов. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid.docx131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Войновская средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.И. Сагайды

Согласовано                                                                                       Утверджаю

на заседании                                                                                       Директор

совета методического                                                                Красильникова С.Ю.______

Протокол «____»___202_г.                                                        Приказ от «____»___202__г.

№___                                                                                                 №___      

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

 программа социально-педагогической направленности

 ЮИД «Дорожная азбука»

                                                                                                                Уровень программы: базовый

                                                                                            Вид программы: 

типовая

                                                                                                   Уровень программы: сетевая

                                                                                                    Возраст детей: 

от 11 до 15 лет

                                                                                                                    Срок реализации: 1 год, 70 часов

                                                                                                        Разработчик: 

старшая вожатая,

                                                                                            Глинка Анна Алексеевна

 

Хутор Войнов

2023/2024 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА………………………………………………………….3-6

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………...7-16

2.1Учебный план…………………………………………………………………………..7-13

2.2Календарный учебный график……………………………………………………….13-16

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..17-20

3.1 Условия реализации программы………………………………………………………..17

3.2 Формы контроля и реализации……………………………………………………...17-19

3.3 Планируемые результаты……………………………………………………………19-20

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………….21-22

V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ………………………………………...23

VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………24-25

VII.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..26-28

Приложение 1……………………………………………………………………………….26

Приложение 2……………………………………………………………………………….27

Приложение 3………………………………………………………………………………..28

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность программы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, количество пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях в ближайшие годы будет расти.

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач обеспечение полноценного, безопасного существования ребёнка в обществе. Обеспечение детской безопасности - важнейшая задача семьи, общества и государства. Актуальность про- граммы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.

В Законе РФ «О безопасности» от 22 декабря 2010 года № 390-Ф3 понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества государства от внешних и внутренних угроз».

С начальной школы необходимо формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина, предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов на основании приказа Министерства обра зования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

Совершенствование учреждений дополнительного образования требует введения инновационных форм, новых методов работы, создания образовательных программ, соответствующих современным потребностям.

Программа дополнительного образования детей ЮИДД социально-педагогической направленности представляет собой углубленный курс по обучению школьников безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Отличительные особенности, Новизна.  Новизна состоит в том, что реализация дан- ной программы предусматривает сотрудничество с организациями основного общего образования, медицинской организацией, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что реализация данной программы осуществляется в сетевой форме, это позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей, освоить практическую часть программы на более высоком уровне с использованием ресурсов организаций –партнеров.

Дети значительное время находятся в образовательном учреждении (школе, учреждении дополнительного образования), поэтому именно на образовательную организацию родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на до- рогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки.

Помимо этого, программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 3 уровням сложности, учитывая состояние здоровья и особенности развития учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей.

Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и разделов согласно возрастным особенностям.

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение и участие в массовых мероприятиях. Еще одной отличительной особенностью программы ЮИДД является то, что она рассчитана на обучение активистов. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Цель программы: формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, физическим и нравственным здоровьем, умением противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;
  • обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • обучить формам и приемам пропаганды безопасности дорожного движения среди сверстников;
  • сформировать навыки оказания доврачебной медицинской помощи;
  • сформировать навыки безопасного управления велосипедом. привить умение пользоваться общественным транспортом.

Развивающие:

сформировать у обучающихся устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленны

  • на сохранение и укрепление здоровья;
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащегося такого умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать грамотных участников дорожного движения;
  • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на до роге;
  • повысить правовую культуру обучающихся, как участников дорожного движения;
  • воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
  • формировать чувство ответственности;
  • заложить основы коллективных взаимоотношений, личностного общения и совместной деятельности в объединении;
  • способствовать пропаганде здорового и безопасного образа жизни;
  • способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции.

Характеристика программы.

Направленность деятельности: Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей будет проводиться по пяти направлениям:

Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на дорогах и улицах. Создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет, «Молний» и другой информационной работы, ведение документации отряда: планово-отчетная «Протоколы заседаний отряда ЮИД», «Дневник отряда ЮИД».

Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Участие в организации разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематические утренников, праздников, постановка спектаклей, создание агитбригад. Более опытные юные инспектора дорожного движения могут принять участие в патрульной деятельности: - участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений со стороны детей Правил дорожного движения, выпуск молний по результатам патруля и рейдов, информирование родителей о нарушении школьниками правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере

Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики  ДДТТ.

Тип программы: модифицированный

Вид программы: типовая

Уровень освоения программы: базовый. Добровольные объединения учащихся, которые создаются с целью совершенствования работы по профилактике правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, оказания содействия в изучении детьми младшего и среднего возраста. Правил дорожного движения и привития им навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Объём и срок освоения программы

Объем программы на весь период обучения – 70 часа

Режим занятий: 2 раз в неделю по 40 минут

Формы обучения: занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Адресат программы: отряд ЮИД состоит из учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки.

Наполняемость группы: 15 человек

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

  1. Учебный план.

Учебный план

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

 

 

Вводное занятие

1

1

0

Диагностика

Раздел 1.История возникновения правил дорожного движения

5

 2

 2

 

1.1

История развития транспорта

3

2

0

Доклад

1.2

Исторические этапы становления правил дорожного движения.

2

0

2

Работа по карточкам

Раздел 2.Дорожная азбука

5

2

2

 

2.1

Дорога. Тротуар

3

2

0

Работа по карточкам

2.2

Наши друзья - дорожные знаки, светофор

2

0

2

Беседа

Раздел 3.Участники дорожного движения

12

6

6

 

3.1

Водитель

4

2

2

Игра

3.2

Пешеход

4

2

2

Игра

3.3

Пассажир

4

2

 2

Игра

Раздел 4.Транспортные средства и правила движения

12

6

6

 

4.1

Виды транспортных средств

4

2

2

Доклад

4.2

Движение в жилых зонах

4

2

2

Доклад

4.3

Движение по автомагистралям

4

2

2

Игра

Раздел 5.Дорожная разметка

12

6

6

 

5.1

Дорожная разметка

4

2

2

Работа по карточкам

5.2

Перекрестки

4

2

2

Работа по карточкам

5.3

Движение транспортных средств

4

2

2

Работа с макетом

Раздел 6.Основы оказания первой доврачебной помощи

12

6

6

 

6.1

Поведение учащихся при ДТП

4

2

2

Работа по карточкам

6.2

Первая доврачебная помощь

4

2

2

Работа по карточкам

6.3

Виды травм

4

2

2

Работа по карточкам

Раздел 7.Правила дорожного движения, служба ГИБДД МВД РФ.

 10

 6

 6

 

7.1

Единые требования ПДД

8

 4

 6

Работа по карточкам

 2.

Итоговые занятия. Соревнования.

2

 

4

 

 

Всего:

 70  

34

40

 

Содержание учебного плана

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с дополнительной общеразвивающей программой.

Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов с целью более подробного введения в дополнительную общеразвивающую программу.

Ожидаемый результат: понятие проблемы поведения на дороге.

Формы контроля: карточки.

История возникновения правил дорожного движения.

История развития транспорта.

Теория: История появления транспортных средств и их изобретатели. Эволюция автомобилей. Значение и роль автомобильного транспорта.

Практика: для отработки полученных знаний по теме учащиеся готовят доклады про различные виды транспорта.

Ожидаемый результат: ребята узнают историю появления транспортных средств.

Формы контроля: доклад.

1.2.Исторические этапы становления правил дорожного движения.

Теория: правила дорожного движения с IXX века и до наших времен.

Ожидаемый результат: узнают исторические этапы становления правил дорожного движения.

Формы контроля: карточки.

2. Дорожная азбука

2.1.Дорога. Тротуар.

Теория: Что такое дорога? Как устроена дорога, ее основные элементы и их назначение. Дорога — место, где движется транспорт, идут пешеходы. Проезжая часть - место повышенной опасности. Граница между транспортной и пешеходной зонами (бордюр, газон, обочина). Дороги в городе (населенном пункте) и вне населенного пункта; их сходство и отличие. Движение пешеходов в городе и за городом.

Что значит слово «тротуар». История появления тротуара.- Правила безопасного движения и поведения на тротуаре. При движении по тротуару надо внимательно наблюдать за выездом со двора или с других территорий. Правила безопасного передвижения по тротуару в группе. Движение автомобилей, доставляющих груз.

Практика. Закрепление у обучающихся знаний об основных элементах дороги через практическое занятие на учебной площадке образовательного учреждения (макете участка дороги или по картинкам). Просмотр видеоматериалов по темам: «Проезжая часть. Перекресток». Обсуждение вопросов: Почему на дороге опасно? Где и как надо переходить дорогу? Проработка дисциплины на дороге, которая является залогом безопасного движения. Учащимся ставится задача: особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед, снегопад); решение которой они должны предложить.

Ожидаемый результат: более подробно узнают понятия «дорога», «тротуар».

Формы контроля: карточки.

Наши друзья - дорожные знаки, светофор (светофор и его сигналы).

Теория. История изобретения светофора. Светофор - значит «несущий свет» (красный, желтый, зеленый). Для чего нужны светофоры. Виды светофоров. Назначение каждого сигнала светофора. Светофоры для пешеходов и значение их сигналов. Светофоры со звуковым сопровождением. Как переходить дорогу на перекрестке со светофором. Правила безопасного перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Опасные ситуации.

История возникновения дорожных знаков. Введение одинаковых для всех стран дорожных знаков. Дорожный знак как источник информации.

Практика. Отработка навыков безопасного перехода проезжей части на регулируемом перекрестке на учебной площадке образовательного учреждения или примере макета перекрестка. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа по теме: «Дорога - не место для игр».

Ожидаемый результат: более подробно узнают понятия «Светофор и его сигналы».

Формы контроля: беседа.

3. Участники дорожного движения.

3.1. Водитель.

Теория: Понятие «Водитель» (категория прав водителя для различных видов транспорта). Обязанности водителя. Профессия водителя, кто может им стать, что он должен знать и уметь. Особенности работы водителей. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. Почему водитель может не увидеть пешехода, переходящего дорогу.

Практика: для отработки полученных знаний проводится игра «Пешеходы и водители».

Ожидаемый результат: развернуто узнают понятие «Водитель»

Формы контроля: игра.

3.2. Пешеход.

Теория: Понятие «Пешеход». Обязанности пешехода. Места, разрешенные для движения пешеходов (по тротуарам, обочинам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам (если это не мешает движению велосипедистов). Правила безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги. При наличии разделительной полосы пешеходам запрещается переходить проезжую часть дороги не по пешеходному переходу. Запрещено переходить проезжую часть в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения; ходить по дорогам, обозначенным дорожным знаком «Автомагистраль»; выходить на проезжую часть при приближении к пешеходному переходу транспортного средства с включенным проблесковым маячком.

Практика. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам и видеосюжетам, проведение игры-тренинга «Грамотный пешеход» по отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги. Упражнения на компьютерном тренажере: Просмотр фото- и видеоматериалов.

Ожидаемый результат: узнают понятие «Пешеход».

Формы контроля: игра.

3.3. Пассажир.

Теория: Понятие «Пассажир», его права и обязанности. Виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Обозначение мест ожидания общественного транспорта (остановочных пунктов). Правила безопасного поведения на остановке. Возможные варианты расположения остановок трамвая (посредине проезжей части, на противоположной стороне улицы). Переходить проезжую часть для посадки в трамвай можно только после того, как он остановится. Правила посадки и выхода из общественного транспорта. Поведение в салоне.

Практика. Игра «Поездка в автобусе» по отработке и закреплению навыков безопасного пользования общественным транспортом и правил поведения в салоне общественного транспорта. Для закрепления полученных знаний проводится беседа - диспут о правилах пользования общественным транспортом.

Ожидаемый результат: более подробную информацию понятия «Пешеход»

Формы контроля: игра.

4.Транспортные средства и правила движения.

4.1. Виды транспортных средств.

Теория: Понятие «транспортное средство». Типы и виды транспортных средств, для чего они служат. Способы передвижения на суше, море, в воздухе. Отличие автомобильного транспорта от других видов транспорта. В чем опасность движущихся транспортных средств. Транспорт нашего города. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков.

Практика: Для развития умений самостоятельного подбора информации обучающиеся готовят доклады по темам: «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути». Проводится практическая работа с макетом проезжей части для отработки полученных знаний.

Ожидаемый результат: узнают подробно понятие «транспортное средство».

Формы контроля: доклад.

4.2. Движение в жилых зонах.

Теория: Правила безопасного поведения на дороге в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Особенности движения автомобилей во дворе: могут заезжать на тротуар для парковки, могут двигаться в разных направлениях, могут останавливаться перед подъездом или домом для погрузки-разгрузки или высадки пассажиров. Стоящий автомобиль может неожиданно поехать вперед или назад. Неожиданные маневры автомобиля и мотоцикла во дворе и их опасность для пешеходов: объезд лужи, выбоины, камня; занос автомобиля при повороте. Признак, по которым можно предвидеть начало движения автомобиля (водитель садиться за руль, появление выхлопных газов автомобиля, включен сигнал поворота, включение стоп-сигнала или сигнала заднего хода). Гараж во дворе - место неожиданного выезда транспортного средства.

Практика: Для развития умений самостоятельного подбора информации учащиеся готовят доклады по теме: «Буксировка механических транспортных средств». Для отработки полученных знаний проводится решение ситуаций и упражнений на компьютерном тренажере.

Ожидаемый результат: узнают правила движения в жилых зонах.

Формы контроля: доклад.

4.3. Движение по автомагистралям.

Теория. Геометрические параметры, оборудование и техническое состояние автомагистрали. Обязательный элемент автомагистрали разделительная полоса между встречными потоками транспортных средств. Движение по автомагистралям. На дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль», запрещается: движение пешеходов, велосипедистов и транспортных средств, максимальная скорость которых по технической характеристике меньше 40 км/ч; остановка вне специально выделенной полосы или мест, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки» или «Место отдыха»; разворот, въезд на разделительную полосу и разрывы в ней; движение задним ходом; движение грузовых автомобилей, полная масса которых превышает 3,5 т; учебная езда. Действия водителей при вынужденной остановке вне специально отведенных для стоянки мест (водитель должен позади автомобиля выставить знак аварийной остановки).

Практика: Для закрепления полученных знаний проводится игра “Регулировщик”, и практическая работа с макетом проезжей части. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере. Просмотр фото- и видеоматериалов.

Ожидаемый результат: узнают правила движения по автомагистралям.

Формы контроля: игра.

5.Дорожная разметка.

5.1. Дорожная разметка.

Теория: Дорога и ее элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории.

Практика: для отработки полученных знаний предлагается решение ситуативных упражнений.

Ожидаемый результат: узнают элементы дороги, что такое проезжая часть и разделительная полоса. Понятие тротуар и прилегающие территории.

Формы контроля: карточки.

5.2. Перекрестки.

Теория. Понятие «перекресток», виды перекрестков. Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Движение транспортных средств на перекрестке. Сигналы, подаваемые водителями на перекрестках. Правила безопасного перехода перекрестков. Почему так важно быть внимательным.

Практика. Игра-упражнение «Мы стоим на перекрестке» (на учебной площадке образовательного учреждения) по отработке практических умении перехода различных видов перекрестков на основе осознанного применения правил поведения пешеходов, отработка умения различать виды перекрестков. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам.

Ожидаемый результат: узнают понятие перекрестки.

Формы контроля: карточки.

5.3. Движение транспортных средств.

Теория: Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.

Практика: Для закрепления полученных знаний проводится игра “Карта дороги” и экскурсия “Улицы нашего района”, а так же практическая работа с макетом проезжей части.

Ожидаемый результат: правила движения транспортных средств (полоса движения и разгона.)

Формы контроля: работа с макетом.

6. Основы оказания первой доврачебной помощи.

6.1. Поведение учащихся при ДТП.

Теория: Поведение учащихся при ДТП. Оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Практика: для закрепления полученных знаний проводится беседа по правилам поведения при ДТП, работа по карточкам.

Ожидаемый результат: рассказ о правильном поведение при ДТП.

Формы контроля: карточки.

6.2. Первая доврачебная помощь.

Теория: Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении.

Практика: отработка материала на практике (наложение повязок при ранении и кровотечении, правильное измерение давления).

Ожидаемый результат: знание правил оказания первой доврачебной помощи.

Формы контроля: карточки.

6.3. Виды травм.

Теория: Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Практика: Для развития умений самостоятельного подбора информации обучающиеся готовят доклады по темам: «Первая помощь при травмах. Первая помощь при травматическом шоке. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца». Просмотр фото- и видеоматериалов по темам.

Ожидаемый результат: узнают виды травм.

Формы контроля: карточки.

7. Правила дорожного движения, служба ГИБДД МВД РФ

7.1. Единые требования ПДД.

Теория: Единые требования ПДД для всех участников дорожного движения, безопасность движения, разметка, дорожные знаки, регулировщик, движение транспортных средств. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Практика. Проработка, ответов на вопросы билетов по ПДД для водителей категории А.

Ожидаемый результат: узнают единые требования ПДД.

Формы контроля: карточки.

Итоговое занятие.

Повторение, обобщение и демонстрация учащимися своих, знаний, практических умений и навыков грамотного и безопасного поведения в дорожной среде, полученных в период обучения. Подведение итогов года

2.2. Календарный учебный график.

Календарный учебный график программы ЮИД «Дорожная азбука»

урока

дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля 

1

Вводное занятие. Причины дорожно-транспортного травматизма.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

2-4

История развития транспорта. 

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

5-6

Исторические этапы становления правил дорожного движения.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

7-9

Дорога. Тротуар. Правила безопасного движения и поведения на тротуаре.

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

10-11

 Основные элементы дороги. 

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

12-13

Обязанности водителя. «Труд водителя».

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

14-15

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

16-17

Общие правила, обеспечивающие пешеходу безопасность на улице.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

18-19

Правила перехода дороги пешеходами в городе. Практическое занятие.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

20-21

Правила для пассажиров.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

22-23

  Правила пользования общественным транспортом. Игра «Поездка в автобусе».

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

24-25

Виды транспортных средств. Применение  знака аварийной остановки.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

26

Остановка и стоянка транспортных средств.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

27

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

28-30

Движение в жилых зонах.

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

31-32

Движение по дорогам.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

33-34

Движение по автомагистралям. игра “Регулировщик”.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

35-36

Дорожная разметка Дорога и ее элементы. Проезжая часть.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

37-38

Дорожная разметка.. Полоса движения. Тротуар.  Практическое занятие.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

39-41

Регулируемый и нерегулируемый перекресток.  Сигналы регулировщика. Значение сигналов.

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

42

Игра-упражнение «Мы стоим на перекрестке»  по отработке практических умении перехода различных видов перекрестков .

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

43

Отработка умения различать виды перекрестков.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

44-46

Основные требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам.

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

47-49

Движение транспортных средств.

3

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

50-51

Оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

52-53

Поведение учащихся при ДТП.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

54-55

Первая доврачебная помощь Раны и кровотечение.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

56-57

Первая доврачебная помощь. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

58-59

Виды травм. Повреждение головы и лица. Повреждение груди.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

60-62

Оказание первой помощи при травматическом шоке.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

63-64

Единые требования ПДД.  Наши друзья - дорожные знаки, светофор.

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

65

Единые требования ПДД Просмотр видеофильмов по правилам дорожного движения

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Текущий

66

Проработка, ответов на вопросы билетов по ПДД для водителей категории А.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

67

Проработка, ответов на вопросы билетов по ПДД для водителей категории А.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

68

Проработка, ответов на вопросы билетов по ПДД для водителей категории А.

1

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

Зачет

69-70

Игровые занятия. Соревнования

2

15.10-15.50

Групповая

ШКОЛА №9

 

III. СОДЕРДАНИЕ ПРОГРАММЫ.

         3.1. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

  • Светлое и просторное помещение
  • Большие столы (10 штук)
  • Стулья (20 штук)
  • Компьютер
  • Сенсорная доска
  • Магнитная доска, набор магнитов
  • Фотоаппарат

Кадровое обеспечение. Реализацию старшей вожатой, обладающей не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности просветительско-агитационного направления.  

3.2. Формы контроля и аттестации.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования,  викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

 При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • дорожные знаки – вопросы;
  • медицина – билеты;
  • знания устройства велосипеда – тестовая работа;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • круглый стол;
  • конкурсы рисунков;
  • конкурсы стенгазет.

Критерии оценок

           Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».

Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:

от 1 до 2,5 – уровень низкий

 от 2,6 до 4 – уровень средний

от  4,1 до 5 – уровень высокий

1.Знание дорожных знаков.

Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.

15 баллов – оценка 5

13-14 баллов – оценка 4

9-7 баллов – оценка 3

 6-1 не зачёт

  1. Первая помощь ( медицина)

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

2 балла – не зачет

3.3 Планируемые результаты.

Ожидаемые  результаты освоения программы ЮИД «Дорожная азбука»

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • роль отрядов юных инспекторов движения в обеспечении безопасности дорожного движения;
  • историю развития транспорта, виды транспортных средств;
  • историю создания правил дорожного движения Российской Федерации;
  • основные понятия и термины, используемые в правилах;
  • правила для пешеходов, где и как переходить улицу, правила движения пешеходов;
  • дорожные знаки, группы, их значение (о чем сообщают, как выглядят, где устанавливают);
  • светофоры и их виды, сигналы светофора, сигналы регулировщика;
  • элементы улиц и дорог, значение дорожной разметки;
  • перекрестки и их виды, правила перехода перекрестков;
  • виды и причины дорожно-транспортных происшествий;
  • средства безопасности;
  • принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях;
  • содержание автомобильной аптечки;
  • правила оказания первой доврачебной помощи при ушибе, растяжении, вывихе;
  • виды кровотечений, методы остановки наружного кровотечения;
  • правила наложения жгута, жгута-закрутки;
  • виды переломов, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при переломах;
  • виды ожогов, степени ожогов, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при ожогах;
  • признаки, симптомы и степени обморожения, правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при обморожении;
  • формы пропаганды безопасности дорожного движения;

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
  • Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • Познавательные УУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Деятельность объединения «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

  • в обучении -  практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил дорожного движения, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение);
  • в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

            В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

  • Викторина «Олимпиада автоэрудитов (по истории правил дорожного движения);
  • Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий);
  • Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихотворений по правилам дорожного движения, рисование рисунков, плакатов, выступление           с агитбригадами);
  • Соревнования, состязания (по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в дорожно-транспортных происшествиях, выступления в районных соревнованиях отрядов ЮИД);
  • Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа                 в группах);
  • Викторины, конкурсы, кроссворды;
  • Игра «Да – нет» (при проверке знаний по правилам дорожного движения);
  • Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе,        в своих классах;
  • Составление схемы «Безопасный маршрут Дом – школа – дом»;
  • Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по правилам дорожного движения.

V.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Результаты освоения программы каждым из обучающихся вносятся в «Личную карту...» (см. Приложение 3). Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту результативности учебной группы» (см. Приложении 2). Критерии оценки образовательных результатов для определения

уровня и качества освоения программы (см. Приложение 1) «Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы».

VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога

  1. Аксельрод, А. Ю. Скорее «Скорой» [Текст] / А. Ю. Аксельрод. - М. : Медицина, 1990. - 80 с.
  2. Бачевский, Р.И. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Бачевский Р.И., Буланова В.В., Шальпова Т.К. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - 143 с.
  3. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Фе- никс, 2006.
  4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!».
  • Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  1. Извекова, Н.А. Штаб «Светофор» [Текст] / Н.А. Извекова. - М.: Молодая гвардия, 1984.-79с.
  2. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 6. Правила дорожного движения для де- тей./Сост. В.Надеждина. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
  3. Комлева, А.Л. Дети и дорога [Текст] / А.Л. Комлева. - М.: Молодая гвардия, 1998 - 156 с.
  4. Комлева, А.Л. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ [Текст] / А.Л. Комлева.
  • Волгоград :Аваста, 1994. - 98 с.
  1. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Фе- никс, 2006.
  2. Маландин, И.Г. Внимание, дети! [Текст] / И.Г. Маландин - М.: Педагогика, 1975. - 80 с. 7. Семенюк, В.И. Изучение Правил дорожного движения [Текст] : книга для учителя / Семенюк В.И., Владимиров Н.В. - 2-ое изд., перераб. и доп. - Мн. : Народная асвета, 1986. - 88 с.
  3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006
  4. Серяков, И.М. Пособие для изучения правил движения пешеходов [Текст] / И.М. Серяков.
  • М. : Высшая школа, 1971. - 204 с.
  1. Учителю о правилах дорожного движения [Текст] / сост. Н.А. Извекова. - М.: Просвеще- ние, 1982. - 132 с.
  2. Шапиро, Л.Б. Уличный травматизм и первая помощь при травмах [Текст] / Шапиро Л.Б., Левитин С.А. - М. : Медицина, 1967. - 114 с.
  3. Шелков, Ю.Д. На зеленый свет [Текст] / Ю.Д. Шелков. - М.: ДОСААФ ССР, 1980. - 187 с.

12. Щелканова, Т. Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно- транспортной среде [Текст], - Курган, 2008. - 96 с.

  1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое посо- бие. Москва, «Третий Рим», 2008. - 130 с.
  2. ЯкуповА.М. «Формирование транспортной культуры школьников»: Челябинск,2008.- 367с.

Список литературы для обучающихся

  1. Алексанян Г. Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях - Москва, Астрель 2005 - 135 с.
  2. Гадимов, В.И. Сборник задач по правилам дорожного движения [Текст] : для учащихся об- разо-вательных и внешкольных учреждений / В.И. Гадимов - Курган: Дамми, 2000. - 149 с.
  3. Горько, В. В. Страхование автогражданской ответственности [Текст] : комментарии, поясне- ния, ответы на вопросы / В. В. Горко. - М. : Издательский Дом Третий Рим, 2003. - 32с.
  4. Лаппо, Н.В. 100 задач по Правилам дорожного движения [Текст] : для среднего школьного воз-раста / Н.В. Лаппо. - Мн.: Народная асвета, 1981. - 48 с.
  5. Серяков, И.М. Дорожная грамота [Текст] / И.М. Серяков. - Саратов: Приволжское книжное из-дательство, 1971. - 91 с. 6. Якупов А

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения обучающегося

Уро- вень

Баллы

Освое- ние

разде- лов про-

граммы

Знания и мастерство

Личностное и социальное развитие

Формирование зна- ний, умений, навы- ков

Формирование общеучебных

способов

деятельности

Развитие личностных

свойств и спо- собностей

Воспитан- ность

Формирова- ние

социальных компетенций

низкий уровень

0 - 4

Менее 1/3

Знание (воспроизво- дит термины, поня- тия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т. д.)

Выполнение со значительной помощью кого- либо (педагога, родителя, более опытного учаще-

гося)

Ниже возраст- ных, социаль- ных, индиви- дуальных норм.

Знание эле- ментарных норм, правил, принципов

Знание        эле- ментарных норм, правил, принципов.

средний уровень

5 - 8

1/3-2/3

Понимание        (пони-

Выполнение при

В соответ-

Усвоение, применение элементарных норм, правил. принципов по инициативе

«извне» Эмо- циональная значимость (ситуативное проявление).

Усвоение эле- ментарных норм, правил, принципов по инициативе

«извне» Эмо- циональная значимость (ситуативное

проявление).

мает смысл и значе-

поддержке. Разо-

ствии с воз-

ние терминов, поня-

вой        помощи.

растными, со-

тий, гипотез и т. д.,

Консультации

циальными,

может        объяснить

кого-либо.

индивидуаль-

своими        словами,

ными нор-

привести свои при-

мами.

меры, аналогии).

(использует знания

и умения в сходных

учебных        ситуа-

циях).

Высокий уровень

9-12

2/3 практи- чески полно-

стью

Овладение, самосто- ятельный перенос на другие предметы и

Самостоятельное построение, вы- полнение дей-

Выше возраст- ных, социаль- ных, индиви-

Поведе- ние, постро- енное на убеждении; осознание назначения смысла и

цели.

Поведение, построенное на        убежде- нии; осозна- ние значения смысла        и

цели

виды деятельности

ствий, операций.

дуальных

(осуществляет взаи-

норм.

модействие        уже

имеющихся знаний,

умений и навыков с

вновь        приобретен-

ными; использует их

в различных ситуа-

циях; уверенно ис-

пользует в ежеднев-

ной практике)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".

При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализирован...

Рабочая программа дополнительного образования "Юные инспекторы дорожного движения".

В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайн...

Дополнительная образовательная программа "Знатоки дорожной азбуки"

Дополнительная общеобразовательная программа "Знатоки дорожной азбуки" предназначена для получения углубленных знаний по правилам дорожного движения....

Навигатор дополнительного образования детей

          В целях реализации на территории Республики Башкортостан приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Пре...

Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования

Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД  через систему "Н...

Навигатор дополнительного образования Курской области

Презентация созданна для осознания ,что такое Навигатор дополнительного образования,для чего он и как в нем зарегистрироваться?...

Методические рекомендации по организации работы Навигатора дополнительного образования

Разработка предназначена для организации работы с порталом "Навигатор дополнительного образования"....