Воспитательное мероприятие «Мир вокруг нас»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«Мир вокруг нас »
(цветы в легендах и преданиях)
Разработчик: Монгуш Айран Сылдысович
Цель: воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.
Форма: коллективно-творческое дело.
Подготовительная работа.
Разделить воспитанников на несколько небольших групп – «знатоков природы», которым необходимо подобрать материал и рассказать об одном или нескольких цветах(название, мифы, легенды, предания, стихи о цветах, их целебные свойства и т.д.). рассказ должен быть ярким, эмоциональным, с использованием наглядного материала (фото, картина, презентация, костюм), музыки, стихов.
Педагог.
Бывая в лесу, в поле, в деревне, на даче, вы можете увидеть много удивительного и интересного в родной природе. Мы же с вами поговорим о цветах, без которых наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они, как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянах, клумбах, около рек и ручейков.
Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов. Великий Жан Жак Руссо говорил своим друзьям «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на мое выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидите, что мне опять станет хорошо!» . мы с вами еще многое узнаем о цветах на нашем мероприятии, но это будет дальше. А сейчас викторина.
Викторина.
- Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана на Купалу? (Папоротник)
- Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (из тюльпана)
- Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)
- Какой цветок рос на планете Маленького принца (сказка А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц») ? (Роза)
- Какое растение любят кошки (Валериану)
- Какой цветок в переводе на русский язык означает «Звезда»? (Астра)
- Любимый цветок немецкого поэта В. Гете? (Фиалка)
- Какие цветы чаще всего дарят женщинам на восьмое марта? (Мимозы)
- Какие цветы взял с собой в кабину самолета Валерий Чкалов, отправляясь в 1937 году в полет через Северный полюс в Америку? (Васильки)
Заключительное слово педагога.
Материалы для мероприятия.
Стихи о цветах.
С. Есенин.
Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь близко
Родное поле, отчий край.
ххх
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
И не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.
А.К. Толстой.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
С.П. Красиков
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковер.
И.П. Мятлев
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
С.П. Красиков.
Золотинкой в серебре
Песнь нарцисса в хрустале.
Свежая-пресвежая,
Нежная-пренежная.
Над цветком наклонишься,
Нежностью наполнишься.
ххх
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился;
На его окраине, из травы душистой,
Выглянул на солнце ландыш золотистый…
ххх
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
А.Н. Плещеев
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
Правда, нет в нем бледных лилий,
Горделивых георгин,
И лишь пестрые головки
Возвышает мак один.
Да подсолнечник у входа,
Словно верный часовой,
Сторожит себе дорожку,
Всю поросшую травой…
С. Кирсанов.
Я не степью хожу –
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее
Травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты природой написанный
Мудрый рецепт.
Легенды о цветах.
ВАСИЛЕК
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могла договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придет в ее водяной дом. Но так и не дождалась: василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.
(Украинская легенда)
ИВАН- ЧАЙ
Жил в одной деревне паренек по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чем-то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили:
- Да это Иван, чай там ходит? (в этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово «чай»).
И до того к этому привыкли , что не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные раннее алые цветы, стали говорить: «Да это Иван-чай!». Так стали их называть. Кроме того, если листья этого растения заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток.
(Русская легенда)
МАРГАРИТКИ
Дева Мария, будучи ребенком, как-то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами и она могла с ними играть. И как только звезды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звездочками – белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками.
(Христианская легенда)
НЕЗАБУДКА
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
(Древнегреческая легенда)
ПОДСНЕЖНИК
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
(Христианская легенда)
ФИАЛКА
Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него.
И когда он почти настиг ее, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл ее от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил ее в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.
Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Деметры, рвала фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог мрачного подземного царства Аид и хотел похитить ее. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид все-таки догнал ее. В испуге она выронила фиалки, и они упали на землю. Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка – знак печали и траура, с другой – символ весны и оживающей природы.
(Древнегреческая легенда)
ЛАНДЫШ
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал свое сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.
(Древнерусская легенда)
ЛИЛИЯ
Фиванская царица Алкмена родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь мести Геры – жены Зевса, спрятала младенца в густом кустарнике. Однако Гера случайно обнаружила его и решила покормить грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул ее. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а несколько капель упали на землю и превратились в белоснежные лилии.
(Древнегреческая легенда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация воспитательной системы класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная презентация рассказывает о воспитательной системе класса: о ее цели и задачах, о принципах построения и основных направлених, о формах работы и ожидаемом результате....
Воспитательная система класса "Вокруг тебя - мир..."
Данная воспитательная система разработана на период 2009 – 2014 гг., для учащихся 5–9-х классовЛюбой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость дост...
Открытое воспитательное мероприятие "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет."
Пропаганда ЗОЖ....
Сценарий воспитательного мероприятия "Вокруг света за один день"
Данное мероприятие созданно для формирования толерантного отношения внутри класса или студии, позволяет познакомиться с культурой разных народов, и способствует развитию доброжелательных отношений меж...
Конспект воспитательного занятия "Мир вокруг нас"
Занятия рассчитано на детей 6-7 класса коррекционной школы 8 вида....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...