Отчет о работе в рамках проекта «Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования»
проект
Отчет о работе в рамках проекта "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ».
С 2018 года в МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» в целях духовно – нравственного воспитания обучающихся в современных условиях реализую проект «Десять заповедей».
Цели: способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения обучающихся, приобщать обучающихся к духовной культуре человечества.
Задачи: становление отношений обучающихся к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
- патриотизм, любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Проблема проекта: нравственное и духовное воспитание обучающихся в современных условиях.
Актуальность исследования: мы с вами живем в современном XXI веке и на каждом шагу сталкиваемся с нравственным упадком общества, когда люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга. Вся забота современных родителей к детям сводится только к материальным достижениям, а отсюда духовная деградация молодежи. Пропаганда насилия, увеличение количества преступлений среди подростков, падение духовности, разрушение семейного уклада жизни – все это заставляет детей иначе смотреть на мир.
План мероприятий в рамках проекта «Десять заповедей»
№ п/п | Мероприятия | дата | Форма проведения | Ответственные |
Мониторинг нравственных ценностей обучающихся. Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам: Среднее звено Старшее звено | В течение года 9-11 кл | Анкетирование «Духовные ценности». - Человеческая личность и её качества (кл. часы) - Самооценка своих нравственных качеств (тестирование) - Управляй собой: эмоциями, состоянием - Жизненные пути - Путь к счастью в личной жизни (кл. часы) | Классные руководители | |
День учителя | 04.10 | Комплекс мероприятий: праздничная программа, праздничная газета | Обучающиеся 9-12 класса, педагог-организатор, классные руководители | |
Духовно-нравственные беседы со священнослужителями | В течение года 9-11 кл. | Классные часы | ||
Конкурс чтецов «Живая классика» | Неделя русского языка ноябрь | конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) | Учителя литературы | |
День матери | ноябрь | Проект фото-коллаж в ватсапе «Наши мамы - самые красивые!» | Кл. руководители Обучающиеся 9-11 кл | |
День Конституции и День права | 10-11.12. | Встречи с работниками МВД Или проведение классного часа по правовой грамотности: «Наши права и обязанности» «Я – гражданин и патриот» | зам. директора по ВР или классные часы | |
День Защитника Отечества Встреча с ветеранами войны
| февраль | встреча с военнослужащими, беседа | педагоги-организаторы, классные руководители | |
Праздник «Масленица – широкая». | март | Ярмарка. | Классные руководители. | |
8 марта | март | Мастер – классы или конкурс среди девушек | Педагоги-организаторы Классные руководители. | |
Всемирный День культуры 7 апреля. | апрель | Классный час о знаменательном событии истории России | Классные руководители. | |
«Бессмертный полк» | 9 мая | Фотовыставка, сочинение об участниках ВОВ в инстаграм | Учителя русского языка, классные руководители. | |
Акция милосердия: проведение недели «Добрых дел»
| май | Акция | Классные руководители | |
15 мая - Международный день музеев | 1-15 мая | Экскурсии | классные руководители | |
Международный День семьи 15 мая. «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | 10-15 мая | Заочный конкурс проектов, создание фотороликов о семье | классные руководители |
В начале реализации данного проекта был проведен мониторинг нравственных ценностей у обучающихся 9-12 классов, по результатам которого выяснилось, что у 80% опрошенных важность взаимоотношений в семье занимает первое место, что не может радовать, на втором месте – отношения с одноклассниками, на третьем – возможность заработка. По отношению к гуманистическим ценностям: счастье стоит на первом месте, также ребята очень ценят свободу, второе место – дружба, третье место – справедливость.
Исходя из результатов мониторинга, в качестве воспитательной программы по проекту «10 заповедей» были предложены следующие направления деятельности:
Направление 1. Воспитание ценностного отношения к традициям нашей религии.
Направление 2. Формирование ценностного отношения к семье.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни.
Направление 4. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная жизнь школьника.
В системе школьных предметов такой предмет как литература обладает немаловажной особенностью помогает нравственному становлению личности, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Отсюда следует, что одной из основ формы воспитательной работы и нравственного воспитания в частности – это уроки словесности.
Литературные произведения - это духовный опыт поколений, и одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы.
Задача учителя-словесника — сформировать у обучающихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.
Вместе с уроками словесности, в школе ведется работа по внеурочной деятельности, например, походы в театр, что тоже помогает формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «подпитывается» важнейшими, необходимыми источниками: искусством, наукой, отчасти, религией.
Так, в рамках данного проекта ежегодно в школе проводится цикл классных часов, бесед, диспутов на соответствующие темы, например: «Герои Бесланской трагедии», «Как я преодолеваю трудности», «Права личности и уважение прав других», «Этикет, культура и нравственность», «Чувства и эмоции», «Человеческая личность и её качества», «Самооценка своих нравственных качеств», «Жизненные пути», «Управляй собой: эмоциями, состоянием» и т.д.
Также формированию духовно-нравственного мировоззрения личности обучающихся способствует сотрудничество с учреждениями религиозного направления. В рамках данного проекта были организованы экскурсии в Спасский мужской монастырь города Якутска, проводились встречи со священнослужителем отцом Иоанном.
Надо отметить, что основной контингент МОБУ «Центр образования» составляют дети с девиантным поведением, у которых имеются проблемы с законом или дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. С такими детьми проводятся тематические встречи с работниками МВД и уроки по правовой грамотности.
Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания и развитие семейных отношений на основе духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы, поэтому классными руководителями проводится работа и с родителями: беседы, индивидуальные консультации, анкетирование.
Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит через весь образовательный процесс, в том числе и через внеурочную деятельность.
В школе реализуются целевые программы, конкурсы, мастер-классы, акции, приуроченные к календарным праздникам, например: «Корзинка добра» для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников СВО, экологическая акция по сбору вторичного сырья «Добрые крышечки», «Письма солдату», Осенняя ярмарка, мастер – классы, приуроченные к празднованию Международного женского дня 8 марта , и т.д.
Поздравления с «Днем учителя».
Неоднократно обучающиеся МОБУ «Центр образования» принимают участие во внутришкольном конкурсе «Наши мамы - самые красивые!» - готовят фото - и видеопоздравления для своих мам с Днем матери. https://www.instagram.com/tv/B5PlzE8pJD1/?igshid=11hni5p9wgig9
2019-2020 учебный год внес свои коррективы не только в образовательный процесс, но и на работу школы в целом, с тех пор некоторые из запланированных мероприятий проводятся в новом, дистанционном, формате, например, флешмоб, посвященный к празднованию 75-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Здесь ученики школы в своих видеороликах рассказывают о своих дедушках и бабушках, внесших огромный вклад в борьбу с фашизмом. https://www.instagram.com/tv/B_wuiKSJMQy/?igshid=16e4os6wx6ne
По итогам проведенной работы надо отметить, что духовно - нравственное воспитание наших детей обусловлено необходимостью использования системного подхода В связи с этим, проект, как способ реализации задач духовно - нравственного воспитания обучающихся, представляет собой комплекс мероприятий, проводимых регулярно. Работа, проведенная в рамках проекта, была отмечена Дипломом 1 степени Министерством образования и науки РС(Я).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Отчет о работе творческой группы учителей русского языка и литературы МОБУ "Центр образования"
В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится целью совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетенции в области преподаваемых пред...
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».
Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....
ПРОЕКТ "ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОБУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ".
Проект "Десять заповедей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся МОБУ "Центр образования" в современных условиях"....