Опыт использования электронных ресурсов на уроках ОДНКНР в рамках введения ФГОС нового поколения
методическая разработка
Доклад - практика использования ЭОР на уроках ОДНКНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Опыт использования электронных ресурсов на уроках ОДНКНР в рамках введения ФГОС нового поколения"
Сегодня перед школой стоит сложная задача - духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Цель учителя — помочь задуматься над мировоззренческими вопросами и найти ориентиры в многообразном информационном пространстве.
Актуальность исследования обусловлена проблемой разработки содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования с учетом новых ФГОС третьего поколения.
Как учителю интересно и наглядно познакомить учеников с многообразием культуры? Выход можно найти, используя на уроках электронные образовательные ресурсы. Развитие современных технологий, распространенность различных электронных платформ и обеспечиваемые ими возможности делают цифровые средства передачи информации привлекательными для современной молодежи. Целью информационно — коммуникативной технологии является активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе, повышения учебной мотивации.
Сегодня доступность электронных образовательных ресурсов, размещение в свободном доступе обеспечивает их использование во всех школах страны. Работа учащихся и учителей с электронными образовательными ресурсами не требует дополнительной подготовки, так как концептуально они ориентированы на непрофессионального пользователя: простота навигации, удобный интерфейс, интуитивно понятное меню обеспечивают учителям и учащимся комфортные условия работы с ресурсами.
На занятиях ОДНКНР учащимся предлагается просмотр содержательных видеороликов. Все просмотры сопровождаются различными заданиями (обсуждение, записи в рабочие листы и т. д.). Использование визуального материала дает возможность «погрузиться» ребенку в учебный материал, позволяет наглядно увидеть различные аспекты культурного наследия России.
Пятиклассники любят различные творческие задания, это можно использовать при знакомстве с этническим составом нашего государства. На портале Flomaster.info представлены раскраски, с помощью которых ученики узнают, как выглядят национальные костюмы народов России. Выполняя на уроке творческие работы, учащиеся становятся частью культуры, ее творцами и, как результат - у детей растет интерес к познавательной и учебной деятельности. В дополнение к предложенным материалам, учитель может открыть карту народов России (данные — на 2010 год) для наглядного представления о численном соотношении народов и месте их проживания. В рамках изучения данной темы, также можно использовать интерактивный атлас коренных малочисленных народов севера (или https://test.atlaskmns.ru/).
В рамках знакомства с предметом, ребятам на уроках ОДНКНР к просмотру были предложены короткие видеоролики из цикла "Мы живем в России" на канале «Гора самоцветов». Этот ресурс интересен тем, что является сборником сказок, собранных со всей территории, где проживают народы России. Пятиклассники имеют возможность познакомиться с культурой народов России в интересной форме, привлекая своих родителей и других членов семьи.
Просветительский проект «Arzamas», посвященный истории культуры, настоящий кладезь полезной и интересной информации для учителя и учеников. Эта образовательная платформа может познакомить школьников с историей становления русского языка: например, видеоролик «Русский язык за 18 минут», или цикл коротких мультфильмов о букве, слове и языке. Данный видеоролик мы смотрели на уроке, останавливаясь на обсуждении различных периодов становления языка. Дети очень удивляются, когда узнают, что привычные для них слова некогда звучали по — другому или же их не было вовсе. Дома ребята с большим удовольствием составляли словарики молодежных сленгов. Для актуализации знаний по темам «Язык и история», «Русский язык — язык общения и язык возможностей», можно предложить ребятам пройти тест по материалам Корнея Чуковского на сайте «Арзамас».
На практическом занятии «Многообразие культур России» обращаемся к сборнику «Колыбельные народов России», где содержатся 15 традиционных колыбельных напевов, принадлежащих народам, живущим в самых разных частях России. Данный сборник содержит в себе не только музыкальную составляющую, но и тексты колыбельных на русском и других языках народов России.
Портал культурного наследия, традиций народов России Культура.РФ — еще один ЭОР, который достоин нашего внимания. Данный образовательный портал может помочь учителю рассказать учащимся о традициях, культуре нашего государства через видео экскурсии, прямые трансляции различных событий, лекции, онлайн спектакли и т. д. Например, можно использовать видеосюжет Праздник самовара —для урока №25 «Праздники народов России». Для проведения урока «Музыкальная культура народов России» можно использовать фрагменты из Творческой встречи «Народная песня — наше прошлое и будущее».
Для формирования интереса учащихся или повторения и закрепления изученного, на уроках ОДНКНР возможно прохождение различных онлайн — тестов: про этнический состав России; на знание географии и живописных мест нашей Родины ; про национальные дома народов России и т. д. Для того, чтобы каждый ученик смог проверить себя, узнать свой уровень знаний, на уроках ОДНКНР мы используем QR-коды - штрихкоды, предоставляющие информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. Такой прием помогает разнообразить урок и сделать его более интересным.
Мультимедийная насыщенность уроков ОДНКНР направлена на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Использование ЭОР повышает наглядность изучаемого учебного материала и позволяет визуализировать многие процессы и явления.
Следует подчеркнуть, что применение электронных образовательных ресурсов помогает разнообразить урок, сделать его более ярким и запоминающимся в рамках проведения традиционных уроков гуманитарного цикла, где диалог и дискуссию учителя и учеников не сможет заменить ни один ЭОР. Таким образом, опыт преподавания предмета ОДНКНР сводится к творческому подходу учителя в подготовке своих уроков, использованию разнообразных источников и ресурсов, форм и приемов для формирования своей принадлежности каждого ученика к народу, к национальности, обществу страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ №2» в рамках введения ФГОС нового поколения.
Представлен опыт МБОУ "Седельниковская СШ №2" по организации внеурочной деятельности для младших школьников...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Использование квест-технологий на уроке физкультуры в рамках введения ФГОС
Данная разработка поможет учителям физкультуры спланировать образовательный процесс в рамках ФГОС, обеспечить формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью....
Использование электронных образовательных ресурсов на уроке истории в условиях введения ФГОС
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Же...
«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»
Контроль на уроках математики - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...