Здоровьесберегающие технологии
материал

Переспелов Леонид Геннадьевич

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках в образовательном процессе».

Переспелов Леонид Геннадьевич

Преподаватель физической культуры

ГБПОУ "СПЦ №2"

пгт Тымовское

2022


Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. Все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с этим особое внимание должно уделяться здоровьесбережению в образовательных учреждениях.

За свою педагогическую работу мне приходилось сталкиваться со многими проблемами. Одной из таких проблем, требующих решения, становится проблема здоровьесбережения обучающихся  в образовательном процессе.

С каждым  годом наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости, снижению двигательной активности, возростает количество освобожденных от занятий физической культурой, увеличивается количество противопоказаний.

        Изучая данную проблему, я пришел к выводу, что основными возможными проблемами  становятся:

  • низкий уровень заинтересованности о своем здоровье,
  •  нежелание самостоятельно заниматся физическими упражнениями,
  • становление оценки одним из главных факторов, учитываемых при контроле родителями и самоконтроле обучающихся;
  • слабая физическая подготовка

Все эти факторы несут в себе стрессовую нагрузку, влияющую на психологическое состояние  и здоровье в целом. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, болях в суставах и мышцах, не проходит  бесследно, если вовремя не обратить на него пристального внимания.

Помимо психологического фактора, на здоровье влияет недостаточная двигательная активность и несоблюдение здорового образа жизни.

В связи с постоянно развивающимися технологиями, популяризацией телевиденья и интернета, обучающиеся все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая  нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

Влияние всех перечисленных факторов ставит нас перед проблеммой: как достаточно эффективно организовать учебную деятельность без ущерба здоровью? Как научить  ценить и беречь собственное здоровье?

Для решения  данной проблемы, мною были выделены следующие задачи:

  • Создание условий, способствующих развитию мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
  • Обеспечение обучающихсянеобходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
  • Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

В связи с наблюдающимися малоподвижным образом жизни, неправильными привычками, незнанием средств, форм, перегрузок организма, накапливанием отрицательных эмоций все чаще наблюдаются заболевания, связанные с:

  • опорно-двигательным аппаратом;
  • нарушения осанки;
  • снижение зрения;
  • нервно-психические расстройства.

Изучая методическую литературу по предмету, я решил, что одними из самых эффективных приемов будет реализация современных  здоровьесберегающих технологий:

  •  использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни  на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

В.И. Ковалько в своей работе пишет, что успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий  зависит от многих составляющих:

-активного участия в этом процессе самих обучающихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-планомерной работы с родителями;

-тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Весь процесс обучения включает в себя три основных этапа:

  • Начальное ознакомление с основными понятиями, принципами, представлениями.
  • Расширение и углубление полученных знаний.
  • Закрепление знаний, умений, навыков и дальнейшее их совершенствование.

Цель первого этапа – формирование понятия здорового образа жизни, добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи первого этапа:

  • Формирование представления об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Созданиепредставления об основных понятиях здорового образа жизни.
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

     Цель второго этапа – формирование полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Задачи второго этапа:

  • Углубить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  • Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  • Формирование необходимых знаний, умений, навыков.    

      Цель третьего этапа – перевестиумение в навык.

  Задачи третьего этапа:

  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

На уроках физической культуры закладываются основные знания по здоровьесбережению. Благодаря педагогическому воздействию, у обучающихся повышается уровень знаний и навыков, стимулируется мотивация к самостоятельным занятиям.

При использовании здоровьесберегающих технологий особое внимание необходимо уделять следующим средствам:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

В обязанности любого преподавателя входит следить за соблюдением гигиенического режима, правил и норм. Необходимо постоянно следить за соблюдением теплового режима, условиями освещенности, выполнением гигиенических требований по уборке помещений, а так же за соблюдением личной гигиены обучающегосяособенно за наличием на уроках спортивной формы, подходящей для занятий.

Огромное значение имеет возможность проводить занятия на свежем воздухе, которые плодотворно влияют на общее физическое состояние обучающихся. Повышается работоспособность, снижается утомляемость, повышается заинтересованность.

Но самым важным средством становится обеспечение оптимальной физической нагрузки на занятии. Всегда необходимо помнить, что оптимальная нагрузка для каждого человека сугубо индивидуальна. Для полноценного развития организма важен комплексный подход, который включает в себя все три вышеназванных средства.

При построении занятия необходимо:

 Использоватьразличные формы проведения.

В занятие включать физические упражнения, направленные не только на физическое развитие, но и на лечебно-восстановительный эффект, корректировку.

 Исключать длительные статичные нагрузки, предпочитая динамику, способствующую снятию умственного напряжения.

 Комбинировать игровой, соревновательный и круговой метод

Учить детей сознательно оценивать свои возможности, самостоятельно составлять комплексы упражнений.

 Объяснять материал, обращать внимание на часто совершаемые ошибки, учить анализировать свои действия.

  Объяснять, что только систематические занятия способны привести к хорошему результату.

 Достигнутые результаты ведут к повышению уровня заинтересованности обучающихся, желанию заниматься спортом самостоятельно.

Не малое внимание уделять домашнему заданию, способствующему приучению к самостоятельности и являющемся первым шагом в долгом процессе самосовершенствования.

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводить тестирование обучающихся.

Для достижения оптимального уровня физической подготовленности, развития двигательных способностей, поддержания уровня здоровья необходимо особое внимание уделять внеурочным формам физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Они способствуют закреплению умений и навыков.

Большую роль с точки зрения здоровьесберегающих технологий играет летний период т.к. обучающиеся зачастую проводят его самостоятельно. Этот период может нанести как положительное так и отрицательное воздействие на организм.

Анализируя результаты своего опыта, я заметил, что использование здоровьесерегающих технологий в образовательном процессе, повышает успеваемость по предмету, заметно возростает уровень интереса обучающихся к соблюдению здорового образа жизни, повышает динамику состояния здоровья обучающихся.

Таким образом Основной своей задачей, как преподавателя физической культуры, считаю - создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Прекрасно понимаю, что невозможно заставить обучающихся заниматься физической культурой против собственной воли, поэтому стараюсь стимулировать их мотивацию благодаря урочной, вне урочной работы, личным примером, а также совместной работой с преподавателями и мастерами п/о.

Здоровьесберегающие технологии должны обязательноиспользоваться в процессе оздоровления обучающихся не только на уроках физической культуры, но и в других сферах деятельности. Тесное взаимодействие родителей, преподавателей, мастеров п/о,  осознание самих обучающихся, в использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе способствуют полноценному развитию.


Список используемой литературы

  1. Зайцев Г.К. Школьнаявалеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.
  2. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе», Москва, 2002 г.

  1. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003.
  2. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель Москва    2003.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,  2004.
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», 2004.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005. -№ 6. -С 23.
  6. Ямполец Н. Школа - территория здоровья / Н. Ямполец //Учитель. - 2006. - N 3. - C. 42-44.
  7. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...