Организация школьного Медиацентра
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
Реализация целей учебно-воспитательного процесса школы должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты, которая является одним из средств достижения медиаобразования учеников.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи как внутри школы, так и вне её. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает реализовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, формирует личностное видение картины мира. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Детская пресса как социальный институт – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также «двигатель» познавательной активности, формирует информационную культуру личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
Реализация целей учебно-воспитательного процесса школы должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты, которая является одним из средств достижения медиаобразования учеников.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи как внутри школы, так и вне её. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает реализовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, формирует личностное видение картины мира. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Детская пресса как социальный институт – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также «двигатель» познавательной активности, формирует информационную культуру личности.
Методические принципы, необходимые для реализации проекта
- Личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- Коммуникативная направленность дает учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- Деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, в группах;
- Взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
- Поэтапность обучения от простого к сложному, способствует свободному владению письменной речью при создании образовательного продукта.
Ключевые Компетенции, формируемые в ходе реализации проекта
- Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
- Языковедческая компетенция предполагает овладение знаниями как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами словарей.
- Общекультурная компетенция предполагает знания общечеловеческой национальной культуры, духовно-нравственные основы жизни.
- Социально-трудовая компетенция предполагает знание и опыт гражданско-общественной деятельности.
- Информационная компетентность предполагает знания, умения и навыки обрабатывать информацию.
- Личностного самосовершенствования – освоение физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция, самоподдержка.
Цель проекта:
Создание пресс-центра как социального института перед динамично меняющемся информационным обществом.
Задачи проекта:
- Обеспечить возможность самовыражения и самореализации учащихся
- Обеспечить право на получение каждым учащимся достоверной качественной информации, важной для его полноценного развития
- Создать условия для прямого участия самих детей через массовые средства информации и коммуникации в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего
Ведущие идеи образовательного продукта:
- реализация творческого потенциала учащихся;
- возможность самореализации учеников в нескольких направлениях;
- ориентированность на индивидуализацию и социализацию;
- погружение в профессию;
- организация проектной деятельности
Деятельность в рамках проекта.
Социальная миссия
- укрепление статуса семьи и семейных ценностей;
- - пропаганда здорового образа жизни;
- -профилактика правонарушений;
- -профилактика наркомании, детского алкоголизма, СПИДа
- освещение волонтерской идеологии добровольчества и подвижничества в средствах массовой информации»,
- «Волонтерство как объект СМИ»).
Образовательная миссия
- повышение познавательного интереса;
- создание методического вестника;
- работа по программе «Интеллект»;
- знакомство с основами демократии, Конституции РФ и тд.
Воспитательная миссия
- военно-патриотическое, краевдческое;
- ПДД, ППБ, ГО МЧС;
- воспитание гражданственности;
- нравственно-эстетическое;
-профориентационная работа;
Направления.
Информационные каналы | Деятельность | Диалог межпоколенческий с медиалидерами |
Школьная газета Школьное радио Школьное ТВ Сайт школьный Блоги личные Медиахолдинги Интернет-магазин Интернет Электронное правительство Дистанционное обучение Медиаконсультант | Экология Педагогика образование Психология Конфликтология Право Культура Наука Социология Бизнес | Знаменитый спортсмен Кумир-певец Авторитетный бизнесмен Любимый журналист Общественный деятель Духовный лидер Известный ученый Выдающийся музыкант Писатель |
Сроки и этапы создания пресс-центра:
- 1 этап (организационный)– Создание команды единомышленников:
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.
В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Курирует работу «пресс-центра» учитель русского языка и литературы, практическую помощь оказывает учитель информатики.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы)
2. Главный редактор
3. Дизайнер
4. Журналисты
5. Фотокорреспонденты
6. Корректоры
7. Верстальщики
8. Выпускающий редактор
2 этап (основной) – разработка плана работы пресс-центра
- Провести совет школы для создания журналистского объединения (ЖО) -
- разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
- распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;
- разработать положение о школьной газете;
- выбрать название газеты.
- Организовать обучающие занятия по специальностям:
- информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker; Windows Movie Maker
- работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
- русский язык и литература, культура речи.
- основы журналистики.
- Конструирование и редактирование шаблона школьной газеты с помощью программы Microsoft Publisher
Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;
Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты;
Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты;
Выпуск первого номера. Презентация первого номера
Выпуск второго номера
Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно
Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в месяц
Запланировать выход газеты 1 раз в месяц
3 этап (основной)– Схема организации выпуска школьной газеты: на учебный год
Примерный перечень тем выпусков газет
1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
Примерный перечень рубрик газеты
1. Спортивные новости ("Как это было")
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.
10. Размышления на тему… ("Точка зрения")
11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")
Социальная эффективность при реализации проекта
Повысится качество современного образования посредством доступа к мировым информационным ресурсам и образовательным системам через региональные и глобальные сети.
Формируется информационное пространство, ориентированное не только на образовательные нужды, но и на взаимодействие образовательного учреждения с социосредой
Создание программ, методических комплексов, способность активно работать в единой информационной среде.
У учащихся формируется мировоззрение о роли информационных технологий.
Ожидаемые результаты проекта
Повышение уровня информационной компетентности учащихся
Показатели (критерии успешности):
использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием интернет - технологий и интернет - ресурсов.
Возможные риски
Нехватка финансовых средств в условиях нормативного финансирования в школе.
Нарушение требований Санпина перегрузки учеников компьютерными занятиями, особо сложными заданиями, чрезмерная увлеченность компьютерными технологиями ради новизны.
Недостаточный интерес родителей к информационным возможностям участия в инновационном процессе.
Техническое обслуживание оборудования.
Методическая литература
Уроки для начинающих журналистов.- Улан-Удэ. Изд. БГУ. Автор. Доржиева Л.Б.
От детской прессы к преобразованию общества. .- Улан-Удэ. Изд. БГУ. Автор. Доржиева Л.Б.
Детская пресса как социальный институт воспитания и образования .- Улан-Удэ. Изд. БГУ. Автор. Доржиева Л.Б.
Интернет-ресурсы:
Сайты «Бумеранг», «Распахни глаза», «Юнпресс», «Столица глазами детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Школьный медиацентр". Автор: Спиридонова Е. В.
Инновационный проект "Школьный медиацентр". Автор: Спиридонова Е. В....
Программа "Школьный Медиацентр как единое образовательное пространство для социализации обучающихся"
Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-11 классов "Школьный Медиацентр как единое образовательное пространство для социализации обучающихся"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"
Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....
Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Школьный медиацентр"
Теоретические и практические занятия программы позволят шестиклассникам познакомиться с первичными представлениями о журналистике и ее истории, совершенствовать навыки работы в группе, общения д...
Педагогический проект "Создание школьного медиацентра"
Педагогический проект "Создание школьного медиацентра"...
Школьный медиацентр "Первая школа"
В рамках реализации национального проекта «Образование» Курумканская СОШ №1 в 2020 выиграла грант на сумму более 3,7 млн рублей в федеральном проекте - конкурсе «Успех каждого ребенк...
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный медиацентр"
Рабочая программа дополнительного образования "Школьный медиацентр"...