Школьный медиацентр "Первая школа"
проект

В рамках реализации национального проекта «Образование» Курумканская СОШ №1 в 2020 выиграла грант на сумму более 3,7 млн рублей в федеральном проекте - конкурсе «Успех каждого ребенка» на создание новых учебных мест в системе дополнительного образования. На конкурс была образовательная программа «Школьный медиацентр Первая школа» и «Робототехника». Благодаря победе в конкурсе школа оснастила современным оборудованием два кабинета: современные ноутбуки, интерактивная панель Smart, интерактивная доска, 3D – принтер, конструкторские наборы LEGO, камеры для видеосъемки и т.д. Программа социально-педагогического направления Школьный медиацентр «Первая школа» была разработана мною и предоставила новые возможности для самореализации школьников и позволяет выявлять и развивать одаренных детей. Учащиеся осваивают основы журналистики, радио и телевидения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnyy_mediatsentr_pervaya_shkola.docx92.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Утверждаю

Директор школы

  /_________/ Цыремпилов Ч.О.

  подпись               ФИО

«_______»__________  ____ г 

Школьный медиацентр «Первая школа»

Возраст: 12-17 лет

Срок реализации рабочей программы: 1 год

ФИО учителя, должность: Цыренова В.В, зам. директора по воспитательной работе

Курумкан

2020 г.

Паспорт программы

Школьный медиацентр «Первая школа»

Структура

1.

Титульный лист

1.1

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

1.2

Название программы

Школьный медиацентр «Первая школа»

1.3

Срок реализации

4 года

1.4

ФИО автора, должность

Цыренова Валентина Викторовна, зам. директора по воспитательной работе

1.5

Территория, год

Курумканский район, с.Курумкан, 2020 г.

2

Пояснительная записка

2.1

Тип программы

2.2

Направленность

Социально-педагогическая

2.3

Актуальность

Школьный медиацентр будет одним из способов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. В настоящее время всё более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

2.4

Цель

- создание в школе центра занятости детей во внеурочное время, работы по развитию слабоуспевающих детей, подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях - школьного медиацентра.

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.  

2.5

Задачи

- организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

- оказание помощи учащимся в поиске, подготовке проектов и работ с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;

- содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария; совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;

- вовлечь учащихся  в  творческую деятельность, сделать их активными участниками воспитательного процесса, обеспечение занятости подростков, в том числе подростков «группы риска» и детей с ОВЗ.

- на базе медиацентра активизация работы школьного пресс-центра (продолжение выпуска школьной газеты, создание школьного  видеоцентра и студии записи), получение учащимися начальных профессиональных навыков;

- воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики, учить организации индивидуальной и коллективной  творческой деятельности.

2.6

Отличительные особенности программы

 

2.7

Возраст детей

12-17

2.8

Продолжительность занятий

2 часа

2.9

Формы занятий

Коллективная,  групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная

2.10

Режим занятий

с 15:00-17:00

2.11

Ожидаемые результаты

Работа медиацентра активизирует профессиональную деятельность педагогов школы, потребует знаний информационных технологий, умений ими пользоваться, что повысит их познавательный интерес, усилит самостоятельное обучение. Но самое главное, даст возможность занять детей в их свободное время, способствовать их развитию. Работа медиацентра будет сопутствовать  внедрению новых компьютерных и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

В результате работы медиацентра:

1. Активизируется внеурочная деятельность учащихся. Ребята будут посещать медиацентр, заниматься проектами и исследовательской деятельностью.

2. Лучшие издательские материалы, видеопередачи, студийные записи детей могут стать интересными материалами для школьного сайта, что повысит имидж школы, повысит самооценку всех участников медиацентра, повысит интерес ко многим предметам, в том числе информатике, русскому языку, литературе, физике.

2.12

Способы определения результативности

данная программа разработана на основе типовых программ социально-педагогической направленности, с учетом использования различных материалов и технологий. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

2.13

Формы контроля

Защита проекта

3

Учебно-тематический план:

3.1

Перечень разделов

1. Вводное занятие

2. Телевидение в системе СМИ

3. Журналистские профессии на телевидении

4. Основы видеомонтажа

5. Основы операторского мастерства

6. Основы тележурналистики

7. Создание и защита творческих проектов 

3.2

Количество часов по темам (теория, практика, всего)

Программа рассчитана на 68часов в год (14ч. - теории и 54 ч. - практики). Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 2 часа.

Школьный медиацентр «Первая школа»

Пояснительная записка

Создание медиацентра станет одним из способов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Программа школьного медиацентра предоставит  новые возможности для самореализации школьников. Медиацентр будет эффективным для развития ИКТ-компетентности школьников и учителей, а также их родителей, расширения кругозора учащихся, более частого посещения учениками библиотеки, чтения книг, работе с информацией и современными технологиями. Открытие школьного медиацентра  - это новый этап развития информационно-образовательного пространства школы, возможность применить современные образовательные технологии.

Организовать работу медиацентра планируется в виде групповой кружковой работы, посредством объединения пресс-центра, видеоцентра, студии записи.

Школьный медиацентр будет одним из способов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, а также повышения мотивации к различным видам профессиональной деятельности и повышению уровня знаний в современных образовательных технологиях, как для учителей, так и для учащихся нашей школы. Создание учебного центра приведёт к расширению применения информационных технологий в педагогическом процессе школы. Основная идея создания медиацентра состоит в организации внеурочной деятельности учащихся, работе по развитию детей через деятельностный подход, На базе медиацентра планируется совершенствование работы Школьного пресс-центра: создание школьного  видеоцентра (детская телевизионная журналистика) и студии записи, получение учащимися начальных профессиональных навыков в данной области.

Направленность программы. Медиацентр «Первая школа» имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана для учащихся 7 – 11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, ориентирована на применение широкого комплекса знаний. В свою очередь обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Новизна программы заключается в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства на практике, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе пресс-центра любого образовательного учреждения.

Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество педагога с учащимися, на создание ситуаций успешности, поддержки, взаимопомощи, на преодоление трудностей – на всё то, что способствует самовыражению ребёнка.

Актуальность  В настоящее время актуальной стала проблема отдаления человека от общества. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности, где очень мало мест для культурного проведения досуга. Люди замыкаются в себе, в своих собственных заботах и теряют нить, связывающую с социумом. Основными источниками информации для сельского жителя являются телевидение и газеты.

Более актуальным для человека становится владение новыми информационными технологиями. Развитие цифровых технологий идёт быстрыми темпами. Можно утверждать, что владение новыми информационными технологиями является одним из условий конкурентоспособности человека в современной жизни.

Сегодня детская телевизионная журналистика имеет хорошие возможности для развития в системе дополнительного образования. При этом возможности организовать видеоцентр в рамках учреждения становятся вполне реальными.

На базе видеоцентра организовать телевизионную передачу, передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива. Успех, зрительское внимание приходит только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на развитие творческих способностей учащихся и совершенствование ими знаний, умений и навыков, освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области.

Отличительная особенность: данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ социально-педагогической направленности, с учетом использования различных материалов и технологий. Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

Адресат программы. Программа рассчитана для подростков 12 – 17 лет позволяющая раскрыть способность и возможность каждого учащегося, обеспечивает навыками, необходимыми во взрослой жизни. Программа рассчитана на 1 год обучения, по 12 человек в группе. Принимаются все желающие от 12 до 17 лет, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

В результате обучения в медиацентре учащийся должен уметь анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно излагать материал, самостоятельно применять полученные знания, пополнять их и систематизировать. Чем раньше будет сформирована способность отбора и систематизации информации, тем успешнее ребенок будет действовать в любой предметной области, используя свое умение находить, обрабатывать и применять учебный материал.

Цель:

- создание в школе центра занятости детей во внеурочное время, работы по развитию слабоуспевающих детей, подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях - школьного медиацентра.

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.  

Задачи:

  1. организация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;
  2. оказание помощи учащимся в поиске, подготовке проектов и работ с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  3. сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;
  4. содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария; совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
  5. вовлечь учащихся  в  творческую деятельность, сделать их активными участниками воспитательного процесса, обеспечение занятости подростков, в том числе подростков «группы риска» и детей с ОВЗ.
  6. на базе медиацентра активизация работы школьного пресс-центра (продолжение выпуска школьной газеты, создание школьного  видеоцентра и студии записи), получение учащимися начальных профессиональных навыков;
  7. воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики, учить организации индивидуальной и коллективной  творческой деятельности.

В основе реализации программы внеурочной деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.

Особенностью программы является её практико - ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - телепередачами для школьного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Школьный телеканал – в первую очередь, образовательный канал. Телепроекты  так или иначе  будут связаны с разными областями знаний, а значит, будут дополнять и расширять знания, полученные обучающимися на уроках географии, истории, музыки, изобразительного искусства и др.

В основу практических занятий положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.

В работе над проектом можно выделить несколько этапов:

  1. Определение социально значимой задачи.
  2. Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)
  3. Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).
  4. Представление продукта (в нашем случае это телепроекты: мультфильмы, видеоролики и т.д.)

Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детской телепередачи требует большого количества времени на практическую работу: съёмки телесюжетов, создание сценария, запись закадрового текста, видеомонтаж.

Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 12-16 лет. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности.

Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка. Под влиянием окружающей среды в процессе целенаправленного воспитания происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов.

Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. Детям подросткового возраста присущ повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получит в ходе реализации данной программы.

Программа рассчитана на 68 часов в год (14ч. - теории и 54 ч. - практики). Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 2 часа.

Реализация программы возможна как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы (13-15 лет).

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 12 человек (по нормам САНПиНа, компьютерный класс может быть оборудован только 12 компьютерами).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

        Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
  • объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
  • проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать другую культуру, не допускать оскорблений;
  • осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной оценки себя и других;
  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию;
  • планировать пути достижения целей;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской  деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (деловое лидерство);
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

  • правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
  • соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
  • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной задачей;
  • проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов  с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе цифровых фотографий и видеофрагментов;
  • проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
  • использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
  • использовать различные приёмы поиска информации;
  • проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с использованием ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
  • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
  • создавать презентации, видеоролики;
  • использовать музыкальные и  графические редакторы.

Основы проектной деятельности

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять исследование,
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме: опросы, объяснения, использование статистических данных, интерпретации фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, критически относиться к суждениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
  • использовать разнообразные методы получения информации;
  • осознавать свою ответственность за достоверность информации, представленной в проекте, за качество выполненного проекта.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения

учащимися программы внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Сформированность личностных

действий

Соблюдение правил и норм, принятых в обществе

Участие в общественной жизни ОУ

Ответственность за результаты работы

Сформированность познавательных

действий

Умение ставить проблему, аргументировать её актуальность

Использование различных источников информации

Умение обрабатывать информацию

Способность делать выводы на основе аргументации

Самостоятельность в проведении исследования

Сформированность регулятивных

действий

Умение ставить цели и задачи

Умение планировать работу, следовать плану

Выбор оптимального варианта исполнения

Способность прилагать волевые усилия в решении поставленной задачи

Выполнение проекта в определенные сроки

Способность к рефлексии

Сформированность коммуникативных

действий

Монологическая и диалогическая речь

Участие в обсуждениях

Продуктивное разрешение конфликтов

Умение высказывать собственное мнение, аргументируя его

Соблюдение морально-этических и психологических принципов общения

Сформированность

ИКТ - компетентности

Использование устройств ИКТ

Соблюдение ТБ

Осуществление видеосъёмки, монтажа отснятого материала

Осуществление звукозаписи, монтажа записанного материала

Использование различных приёмов поиска информации

Реальным продуктом реализации программы внеурочной деятельности являются телепроекты,  защита которых  проводится на специальных занятиях. Однако  продукт еще не дает полной и объективной картины процесса проектирования и исполнения. Ограничиваясь оценкой продукта, мы упускаем из виду процесс. А ведь в методе проектов, важна сама деятельность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, практическая, презентативная).

В предлагаемой методике оценки (приложение №1)  конкретные свойства и качества личности учащегося оцениваются через внешние их проявления в ходе выполнения и защиты проекта. Поэтому при разработке критериев оценки рассматриваются различные ее аспекты и компоненты и для каждого предлагается свой комплекс критериев.

  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы внеурочной деятельности

1.        Вводное занятие

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2.        Телевидение в системе СМИ

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая или управленческая, организаторская, образовательная и рекреативная). История и тенденции развития телевидения и тележурналистики.

3.        Журналистские профессии на телевидении

Редактор, продюсер, корреспондент (репортер), комментатор и обозреватель, диктор и ведущий новостей, шоумен, модератор, интервьюер. Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

4.        Основы видеомонтажа

Программы для производства и обработки видеоматериалов: Windows Move Maker, Pinnacle Studio, Adobe Premier Pro, Adobe After Effect Pro, Boris RED 3D, Maya. Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов. Использование плавных переходов между кадрами. Использование в фильме статичных картинок. Добавление комментариев и музыки в фильм. Основы монтажа в Windows Movie Maker.

Практическое задание: создание фильма с использованием статических картинок, с видеофрагментами, добавление в фильм комментариев и музыки, использование переходов между кадрами.

5.        Основы операторского мастерства

Устройство и управление видеокамеры, приемы работы с видеокамерой. Использование трансфокатора («зума»). Глубина резкости. Освещение. Построение кадра. Правило «тройного деления». Кадр. План. Основные виды съемок. Запись звука. Основные технические средства видеозаписи и видеомонтажа. Микрофоны.

Практическое задание: работа с видеокамерой, съёмка сюжетов.

6. Основы тележурналистики

Основные жанры журналистики: интервью, беседа и дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, брифинг, комментарий и обозрение, очерк, эссе и зарисовка.

Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Очерк — близость к малым формам художественной литературы — рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Репортаж как основной жанр ТВ. Определение репортажа. Событийный (новостной) репортаж. Информационный (проблемный) и аналитический репортажи. Структура и композиция телерепортажа.

Тема. Подводка ведущего. Текст. Основные принципы подготовки текста. Указание источников информации и цитирование. Закадровый текст. Stand-up и синхрон в репортаже. Взаимодействие корреспондента и оператора.

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Язык поз и жестов. Внешний облик. Упражнения для снятия аудиторного шока.

Орфоэпия и техника речи. Орфоэпические нормы современного русского языка: ударение. Речь и дыхание. Артикуляция. Звук. Дикция.

Режиссура. Основные принципы верстки информационной программы.

Этика и право в работе тележурналиста. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Анонимные источники информации. Личная жизнь и общественный интерес. Конфиденциальные сведения. Съемки «скрытой камерой».

Практическое задание: создание собственных текстов различных жанров журналистики, запись закадрового текста разных жанров, создание собственного стиля телеведущего, языковые тренинги, анализ документов, регламентирующих деятельность журналиста.

7. Создание и защита творческих проектов

Практическое задание: создание и защита групповых творческих проектов

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 Учебно-тематический план

Раздел/ тема

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Введение (1час)

1.1.

Вводное занятие.

1

1

1

1

Раздел 2. Телевидение в системе СМИ (2 часа)

2.1.

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения.

1

1

2.2.

История и тенденции, развития телевидения и тележурналистики.

1

1

2

2

Раздел 3. Журналистские профессии на телевидении (2 часа)

3.1.

Журналистские профессии на телевидении.

1

1

3.2.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

1

1

2

2

Раздел 4. Основы видеомонтажа(12 часов)

4.1.

Программы для производства и обработки видео-материалов.

1

1

4.2.

Основы монтажа в Windows Movie Maker.

1

1

4.3.

Использование в фильме статичных картинок.

2

2

4.4.

Захват видеофрагментов с камеры. Разрезание видеофрагментов.

2

2

4.5.

Использование   плавных   переходов  между кадрами.

2

2

4.6.

Добавление комментариев и музыки  в фильм.

2

2

4.7.

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

2

2

12

1

11

Раздел 5. Основы операторского мастерства (11 часов)

5.1.

Устройство видеокамеры.

1

1

5.2.

Основные правила видеосъёмки.

2

1

1

5.3.

Композиция кадра.

2

1

1

5.4.

Человек в кадре.

1

1

5.5.

Внутрикадровый монтаж.

1

1

5.6.

Съёмка телесюжета.

2

2

5.7.

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

2

2

11

3

8

Раздел 6. Основы тележурналистики (33 часа)

6.1.

Основные жанры тележурналистики.

1

1

6.2.

Интервью.

2

1

1

6.3.

Комментарий и обозрение.

2

2

6.4.

Очерк.

2

2

6.5.

Эссе. Зарисовка.

2

2

6.6.

Репортаж как основной жанр ТВ. Разновидности репортажа.

1

1

6.7.

Текст. Основные принципы подготовки текста.

1

1

6.8.

Структура и композиция телерепортажа.

2

1

1

6.9.

Закадровый текст.

2

2

6.10.

Stand-up и синхрон в репортаже.

2

1

1

6.11.

Имидж ведущего. Внешний облик.

2

2

6.12.

Невербальные средства общения.

2

2

6.13.

Орфоэпические нормы современного русского языка.

2

2

6.14.

Речь и дыхание.

2

2

6.15.

Артикуляция.

2

2

6.16.

Дикция.

2

2

6.17.

Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки информационной (новостной) программы.

2

2

6.18.

Этика и право в работе тележурналиста.

2

2

33

6

27

Раздел 7. Создание и защита телепроектов (8 часов)

7.1.

Работа над творческими проектами.

6

6

7.2.

Фестиваль творческих идей.

2

2

8

8

итого

68

14

54

 Методическое обеспечение программы

Раздел/тема

Форма проведения

Методы,

технологии

Дидакти-

ческое обеспечение

Формы контроля

Раздел 1. Введение

1.

Вводное занятие.

беседа

словесный

бланки анкет

Раздел 2. Телевидение в системе СМИ

2.

Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения.

мультимедиа-лекция

объяснительно- иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

3.

История и тенденции развития телевидения и тележурналистики.

мультимедиа-лекция

Объяснительно-иллюстратиный с применением ИКТ

ПК, презентация, кроссворд

кроссворд (работа в группах)

Раздел 3. Журналистские профессии на телевидении

4.

Журналистские профессии на телевидении.

деловая игра

игровая ситуация, проектная деятельность

карточки с заданием

групповая презентация

5.

Критерии оценки профессиональной деятельности на ТВ.

беседа

дискуссия, объяснение

Раздел 4. Основы видеомонтажа

6.

Программы для производства и обработки видеоматериалов.

практико-ориентированный

семинар

проектная деятельность, ИКТ

ПК, программы Windows

Move Maker, Adobe Premier Pro, Adobe After Effect Pro

защита группового проекта

7.

Основы монтажа в Windows Movie Maker.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, программа Windows Move Maker

8-9.

Использование в фильме статичных картинок.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Windows Move Maker, Internet

создание фильма с использо-ванием статических картинок

10-11.

Захват видеофрагментов  с камеры. Разрезание  видео-фрагментов.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Windows Move Maker, цифровая видеокамера

создание фильма с использованием видеофрагментов

12-13.

Использование плавных переходов  между   кадрами.

практикум

объяснительно-иллюстративный с применением  ИКТ,  индивидуальная проектная деятельность

ПК, программа Windows Move Maker

добавле-ние в фильмы плавных переходов между кадрами

14-15.

Добавление комментариев и музыки в фильм.

практикум

объяснительно-иллюстративный, проектная деятельность

ПК, программа Windows Move Maker

добавление комментариев и музыки в фильм

16-17.

Презентация творческих проектов. Рефлексия

фестиваль

КТД      (коллективное   творческое дело)

ПК, программа Windows Move Maker, видеофильмы детей

защита

творческих

проектов

Раздел 5. Основы операторского мастерства

18.

Устройство видеокамеры.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

19.

Основные правила видеосъёмки.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

20.

Основные правила видео-съёмки.

практикум

практическая работа   съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

21.

Композиция кадра.

лекция

объяснительно-иллюстративный

цифровая видеокамера

22.

Композиция кадра.

практикум

практическая работа   съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

23.

Человек в кадре.

практикум

практическая работа   съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

24.

Внутрикадровый монтаж.

практикум

практическая работа   съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

25-26.

Съёмка телесюжета.

практикум

практическая работа   съёмочной группы

цифровая видеокамера

съёмка видеосюжета

27-28.

Презентация творческих проектов. Рефлексия.

фестиваль

КТД      (коллективное   творческое дело)

ПК, телесюжеты мультимедиапроектор, интерактивная доска

защита

творческих

проектов

Раздел 6.  Основы тележурналистики

29.

Основные жанры тележурналистики.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация, тест

тест

30.

Интервью.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация, тест

тест

31.

Интервью.

работа в парах

практическая работа в парах

карточки

с заданием

подготовка вопросов

32-33.

Комментарий и обозрение.

практическая работа в парах

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеокамера, ПК

 подготовка вопросов для интервью, написать

 комментарий или обозрение

34-35.

Очерк.

индивидуальная практическая работа

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ, практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеокамера, ПК

 Подго-товка вопросов для интервью, написать очерк

36-37.

Эссе, зарисовка.

индивидуальная практическая работа

практическая работа в парах над созданием творческого телепроекта

карточки с заданием, цифровая видеокамера, ПК

подготовка вопросов для интервью, написать зарисовку

38.

Репортаж как основной жанр ТВ. Разновидности репортажа.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

39.

Текст. Основные принципы подготовки текста.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

40.

Структура и композиция телерепортажа

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация

фронтальный опрос

41.

Структура и композиция телерепортажа.

практикум

групповая творческая работа

ПК, цифровая видеокамера

написать текст репортажа

42-43.

Закадровый текст.

практикум

практический

ПК, про- грамма Windows Move Maker

запись за кадрового текста

44.

Stand-up и синхрон в репортаже.

мультимедиа-лекция

объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ

ПК, презентация, видеосюжеты

45.

Stand-up и синхрон в репортаже.

практикум

цифровая видеокамера, ПК

запись репортажа Stand-up и синхроном

46-47.

Имидж ведущего. Внешний облик.

практико-ориентированный семинар

дискуссия, творческий групповой проект

ПК, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, подборка видеосюжетов

творческий групповой проект по созданию имиджа телеведущего  телеведущего

48-49.

Невербальные средства общения.

практико-ориентированный семинар

дискуссия, проблемные ситуации

ПК, презентация, видеосюжеты

50-51.

Орфоэпические нормы современного русского языка.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые языковые тренинги

52-53.

Речь и дыхание.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые языковые тренинги

54-55.

Артикуляция.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые языковые тренинги

56-57.

Дикция.

индивидуально-групповой практикум

индивидуально-групповые языковые тренинги

58-59.

Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки.

практико-ориентированный семинар

ПК, программа Windows Move Maker, цифровая видеокамера

запись  программы новостей о школьной жизни

60.

Этика и право в работе тележурналиста.

практико-ориентированный семинар

Раздел 7.  Создание и защита телепроектов

61-66.

Работа над творческими проектами.

практикум

групповая творческая работа

ПК, цифровая видеокамера

создание видеоролика

67-68.

Фестиваль творческих идей.

Рефлексия.

фестиваль

КТД      (коллективное   творческое дело)

ПК, телесюжеты, мультимедиапроектор, интерактивная доска

защита

творческих

проектов

Кадровые условия реализации программы внеурочной деятельности

Реализовывать данный проект в ОУ может любой педагог.

Должностные обязанности: осуществлять реализацию программы внеурочной деятельности в ОУ, способствовать формированию общей культуры, социализации, осознанного выбора и освоения программы внеурочной деятельности.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы внеурочной деятельности

Оборудование, необходимое для реализации программы:

  • компьютерный класс (можно использовать мобильный класс);
  • цифровая видеокамера или цифровой фотоаппарат;
  • мультимедиа проектор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта оценки телепроектов обучающихся

1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

Баллы

1.1. Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии

1.3. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

1.4. Новизна, оригинальность

Своеобразие, необычность

2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

Баллы

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

2.4. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

2.6. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

2.7. Разработанность

Глубина проработки темы

2.8. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.9. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

2.10. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

 Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

Баллы

3.1. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.2. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.3. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.4. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество цифровых фотографий, видеоряда

3.5. Наглядность

Видеоряд:  графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия

4. Оценка  защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

Баллы

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов

Полнота, содержательность ответов

Аргументированность, убедительность

4.3. Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи

Методика работы с оценочным листом

Напротив каждого из критериев ставится оценочный балл.

Он исчисляется так:

если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;

при частичном присутствии — 0.5 балла;

если отсутствуют — 0 баллов.

Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.


Средства обучения и воспитания ( инфраструктурный лист)

 для реализации общеразвивающих программ

Оборудование

Наименование

Технические характеристики, примерная модель

Краткое описание применения

Количество

Цифровая видеокамера

Профессиональная

Для качественной видеозаписи

1

Штатив

Штатив позволяет вести съемку

1

Профессиональное осветительное оборудование

1

Микрофон

Для качественной звукозаписи

1

Компьютер (Ноутбук)

5

FOCUSRITE iTrack Studio.

Студийный интерфейс iTrack Solo,

широко мембранный микрофон CM25, наушники HP60, микрофонный кабель XLR-XLR

.

Студийный комплект, включающий все необходимые элементы для записи в домашних условиях

1

Учебная мебель

1.

Мебель учебная

комплект

5

2.

Интерактивная доска

1

3.

Доска магнитно-маркерная

1


Смета

п/п

Наименование расходов

Количество

Сумма (руб.)

1

Профессиональная видеокамера

1

25000

2

Штатив

1

5000

3

Профессиональное осветительное оборудование

1

8000

4

Микрофон

1

3000

5

Компьютер (ноутбук)

5

125000

6

FOCUSRITE iTrack Studio

Студийный комплект, включающий все необходимые элементы для записи в домашних условиях. Звуковой интерфейс iTrack Solo, широко мембранный микрофон CM25, наушники HP60, микрофонный кабель XLR-XLR, USB кабель для подключения к компьютеру, кабель для подключения к iPad. В комплект входит Ableton Live Lite, Scarlett plug-in suite, Novation Bass Station, Loopmasters sample content.

1

20000

7

Мебель учебная

5

25000

8

Интерактивная доска

1

50000

9

Доска магнитно-маркерная

1

3000

Итого

264000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юбилейная Встреча Школьных Друзей. Школе-50

материал взят со многих источников интернета, различных сборников прошлых лет...Встреча гостей, торжественная линейка, превращающая взрослых выпускников в школьников, презентация успехов современной ш...

Паралимпийский школьный день ШКОЛА N12 с углубленным изучением английского языка. Василеостровского района города Санкт-Петербурга

УПАРАЛИМПИЙСКИЙШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬМетодические рекомендации   Методические рекомендации составлены учителем физической культуры Болдовской Н.С.и педагогическим коллективом ГБОУСОШ №12 с углубленны...

История школьного музея школы № 337

Рассказывается о создании школьного музея, его экспозициях, его работе...

Школьная программа "Школа - здоровьеориентированное пространство"

Представлена программа здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. В программе представлены основные направления здоровьесберегающей деятелности ОУ и средства, формы их реализации. Р...