Транслирование опыта работы по теме "Организация рабочего место для детей РАС в процессе творческой деятельности"
опыты и эксперименты
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучение детей с РАС в условиях современной образовательной среды».
Тема доклада: «Организация рабочего места в процессе творческой деятельности».
Докладчик : Журавлева А.А., воспитатель ГКОУ школа № 8 г. Лабинск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu111.docx | 23.38 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на краевом семинаре «Актуальные проблемы реализации обучение детей с РАС в условиях современной образовательной среды».
Тема доклада: «Организация рабочего места в процессе творческой деятельности».
Докладчик : Журавлева А.А., воспитатель ГКОУ школа № 8 г. Лабинск.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся (прежде всего здание и прилегающая территория), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.
Организация временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается общеобразовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в индивидуальном учебном плане и графиков, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя специально организованные коррекционные занятия , уроки, а также динамические перемены. Перемены после 2 урока , в старших классах еще после 6 урока. Спортивный час и трудовой час, а также время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося.
Организация учебного места обучающегося
Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
При организации учебного места учитываются возраст, рост а также особенности психофизиологическое развития в особенности зрительного и слухового восприятия, графико-моторных функций, внимания, речь и памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны :
- Учебная зона;
- Игровая зона;
- Сенсорная зона.
Надо соблюдать правила организации среды. Необходимо наличие в каждой зоне специальных материалов и оборудования. Они должны быть безопасными для детей, так же, как и сама среда (блокировка окон, дверей и пр.).
Принципы структурирования пространства подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности. Необходимо жѐстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в классе. Необходимо маркировать парту, шкафчик, а также все личные вещи ребенка. Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом, картинкой или именем.
Все пространство не должно быть перегружено бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.
Игровая зона- нужна для того чтобы ребенок мог на перемене либо в свободное время поиграть с любимыми игрушками, пособирать конструктор, либо полепить из пластилина.
Сенсорная зона – это место, где ученики и воспитанники могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки. Она может находиться в отдельном помещении, но может быть организована и в помещении класса или группы. Существует большое количество сенсорного оборудования, и к его подбору следует относиться очень внимательно. Не нужно перегружать сенсорную зону вещами, которыми дети никогда не будут пользоваться.
Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др. В случае, если у обучающихся имеется нарушение зрения, то предусматривается материал для тактильного восприятия, аудиозаписи и другие адекватные средства.
Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях.
Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка к образованию (ассистирующие средства и технологии).
Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные устройства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Подготовка обучающихся к творческой деятельности начинается с формирования у детей элементарных действий с материалами и предметами.
Для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и инструменты. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд в творческую операцию.(Коммуникативный альбом, карточки PECS , визуальное расписание, таймер).
Для осуществления творческой деятельности общеобразовательной организации требуются:
- различного назначения материалы (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);
- заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
- материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) и ухода за животными;
- инструменты (ножницы , линейка , пластиковый стек, специальная доска для пластилина).
- многие дети боятся вырезать ножницами материал, тогда помогает ассистент
- прочий учебно-дидактический материал, необходимый для творчества в общеобразовательной организации.
Кроме того, для обеспечения успешного овладения обучающимися средствами невербальной (альтернативной) коммуникации могут являться:
- специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
Для этого с учетом индивидуальных возможностей обучающихся создаются алгоритмы действий, расписания в виде ряда графических изображений. Для создания, обработки и распечатки графических изображений общеобразовательной организации необходимого иметь оборудование и программное обеспечение.
Рассмотрим алгоритм действий при изготовление игольницы:
- Подготовить нужный нам материал и положить на парту (некоторым детям надо поэтапно выдавать материал);
- Обводим по шаблону;
- Завязываем узелок;
- Сшиваем петельным швом
- Наполняем синтепоном , ватой либо отрезками ткани;
- Отдых 5 минут .
- Пришиваем петельку;
- Убираем свое рабочее место.
Я хочу вам показать фрагмент урока как ребенок РАС занимается по алгоритм действия.
Условия организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Требования к материально техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике, либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка.
Должна быть обеспечена материально техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлечённых в процесс образования информационно-техническими средствами (доступ в интернет, скайп и др.).
Спасибо за внимание!
Использованная литература
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Москва 2021 г.
- Богдашина О.Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования, 2012. № 2 (6).
- Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О. С. Аршатская – М.: Издательство: Теревинф, 2005 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Законодательно закрепленные нормативы 1. ФЗ РФ от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )». 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 5 . СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях«. Локальные акты общеобразовательной организации.
Организация учебного места обучающегося Учебная зона Игровая зона Сенсорная зона
СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Визуальное расписание Таймер Коммуникативные альбомы Карточки PECS
Алгоритм при изготовление игольницы 1. Подготовить нужный нам материал и положить на парту (некоторым детям надо поэтапно выдавать материал); 2. Обводим по шаблону; 3. Завязываем узелок; 4. Сшиваем петельным швом 5. Наполняем синтепоном , ватой либо отрезками ткани; 6. Отдых 5 минут . 7. Пришиваем петельку; 8. Убираем свое рабочее место.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интереса к предмету ОБЖ в процессе творческой деятельности на уроке.
Творчество является необходимым элементом обучения для качественного усвоения материала учащимися....
"Формирование речевой коммуникации и навыков социализации у школьников с ТНР в процессе творческой деятельности"
Презентационный материал к конференции "Коррекционная работа по развитию восприятия и воспроизведению устной речи у детей с ОВЗ" (в сокращеннии). Новосибирск, 10.12.2014 г....
Транслирование опыта работы
Доклады, выступления, публикации и др....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника ...
Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки"
Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности педагогической поддержки" Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности является осно...
Обобщение опыта работы по составлению рабочей программы по внеурочной деятельности.
Данный материал является примером составления рабочесй программы по внеурочной деятельности в рамках ФГОС....