ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по обж
В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: О. Н. Иванова.
МБУДО «Центр дополнительного образования детей»
Верхнеуфалейский городской округ, Челябинская область.
Краткая аннотация статьи.
В данной статье освещаются творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, сегодня не исчезают проблемы и беды. Особенно не защищенными считаются дети.
Известно, что детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в этот период жизни формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, приобретенный в детстве, во многом определяет взрослую жизнь человека.
Чтобы жизнь детей была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой их нужно научить быть счастливыми. Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «безопасность», можно понять: для ребенка это может стать проблемой. Формирование безопасного поведения связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, наоборот, пытаются объяснить не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
В детском возрасте все очень любят сказки и поэтому, лучшим опытом приобретения основ безопасности, как мне кажется, является творческий подход к данной ситуации через театрализованный показ сказки.
Творческая деятельность — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, то есть отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия получения которого не осознаются.
Захотелось оформить творчество в сборник «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!», так как считаю, что эта работа способствует творческому развитию, просветительству старших дошкольников и младших школьников.
Основная цель работы:
Творческая деятельность, как один из методов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного и школьного возрастов и создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
Задачи работы:
- Собрать информацию из различных источников по вопросу «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Выявить возможности детей в овладении основ безопасности жизнедеятельности через творческую деятельность.
- Показ и анализ сказки «Колобок - спасатель».
Для реализации задач я продумала план работы:
1. Экскурсия в пожарную часть, станцию скорой помощи.
2. Поиск информации в книгах, интернете на тему исследования.
3. Проведение опроса у учеников.
4. Создание и постановка сказки «Колобок - спасатель».
5. Конкурс творческих работ для иллюстрирования сборника.
6. Подведение итогов работы.
7. Создание сборника «Правилам безопасности в сказках учиться – и в жизни нашей пригодиться!».
8. Практическое применение сборника.
Формы и методы исследования:
- Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
- Компьютерный набор текста, редактирование материала,
фотоматериалов и иллюстраций.
- ситуативный разговор с детьми для формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
- Театрализованный показ сказки.
- Оформление информационного сборника.
- Оформление презентации.
Актуальность и социальная значимость:
Необходимость информирования детей о правилах безопасного поведения. Формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным и обоснованным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Новизна опыта.
Созданы новые условия по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые не использовались в массовой практике. Это введение творческой деятельности для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, а именно - театрализованный показ сказки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что определенно подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением творческой деятельности. Дети получили и закрепили на практике правила безопасного поведения в окружающем мире. Данный опыт может быть интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям, учителям начальной школы, студентам педагогических образовательных организаций.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольником и младших школьников.
Определить, правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах, очень сложно.
На использование различных форм и методов организации творческой деятельности учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономическая и криминогенная ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Посетив пожарную часть и станцию скорой помощи, мы с воспитанниками моего коллектива выделили четыре основных направления, а именно - поведения в чрезвычайных ситуациях, с помощью которых у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях.
1) Оказание первой медицинской помощи.
2) Поведение на воде.
3) Землетрясение, обвалы.
4) Пожар.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Оказание первой помощи в критических ситуациях может спасти не только здоровье человека, но и его жизнь. Как правильно оказать первую медицинскую помощь, вызвать бригаду скорой помощи. Научившись оказывать скорую медицинскую помощь до прибытия врачей, дети будут чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
– когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые. Без сопровождения взрослых находится вблизи водоема и, тем более, купаться категорически запрещено!
– нельзя играть в тех местах, где можно упасть в воду;
– не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо и неуверенно;
– не ныряй в незнакомых местах;
– не ныряй с мостов, обрывов и других возвышений;
– не заплывай за буйки;
– нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
– не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
– нельзя плавать на надувных матрасах или камерах, если плохо плаваешь;
– не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
– около некоторых водоемов можно увидеть щиты с надписью: «КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО!». Никогда не нарушай это правило;
– в экстремальной ситуации зови на помощь взрослых или звони с мобильного телефона единую службу спасения 112.
ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ
Порядок действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.
- прослушать информацию по каналам радио и телевещания;
- отключить газ, воду, электричество;
- собрать личные вещи, взять документы;
- выйти из дома и проследовать на сборный эвакуационный пункт или в безопасное место, указанное специалистами МЧС.
- помните, во время землетрясения главное – не поддаваться панике;
- встаньте в проемы входных дверей, лягте в ванну, можно залезть под кровать или стол. Это защитит вас от падающих обломков;
- помните – в это время нельзя пользоваться лифтом;
- если же вы находитесь в автомобиле – выезжайте на открытое место, но не выходите из машины, пока толчки не прекратятся.
ПОЖАР
В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:
- Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового телефона - 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
- Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
- Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
- Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
- При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
- Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
- Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.
- Не стараться затушить огонь самостоятельно;
- Выходить из пылающей квартиры в дверь, а если это первый этаж, то можно покинуть горящую квартиру через окно;
Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности имеет большое значение в жизни детей. Он носит профилактический характер. Значит, работа должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Данный опыт не исчерпывает всех аспектов изучаемого вопроса и открывает перспективы для дальнейшей работы.
Психологи отмечают, что у младших школьников развивать творчество нужно с развития умения видеть, (припоминать) необходимые сведения из памяти, комбинировать их, и даже следует начинать с развития подражательной деятельности, так как подражания в этом возрасте нередко оказывается творческими.
Практическая работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Опыт формировался и апробировался на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Верхнеуфалейского городского округа, Челябинская область.
Разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности». В учебном плане отведено 72 часа в год (2 часа в неделю-36 учебных недель), 2 года обучения.
Опрос проводился с учащимися 1-х и 2-х классов, которые посещают кружки в «ЦДОД».
Проведя опрос детей можно было сделать вывод, что не все дети знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях. При составлении вопросов я опиралась на памятки, полученные при посещении пожарной части. Вопросы старалась составлять понятными и доступными для детей. Результат опроса подтвердил необходимость решения проблемы – изучение основ безопасности жизнедеятельности. На занятиях Творческого объединения старшеклассников мы с воспитанниками решили через творческую деятельность привлечь детей к данной теме. Я придумала сказку «Колобок - спасатель», с коллективом сделали театрализованную постановку сказки, в которой подробно рассказывается, как нужно вести себя в чрезвычайных ситуациях и как правильно оказать первую помощь.
В связи с этим я считаю, что нужно распространять больше информации об основах безопасности жизнедеятельности. Потому я составила сборник из найденной мною информации, а именно, опубликовала сказку «Колобок - спасатель».
Данная работа была представлена на показах сказки во 2 и 1 классе, в подготовительной группе в дошкольном учреждении. Ребята приняли активное участие в выставке работ по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Сказка была представлена на областном конкурсе «Сам себе спасатель» и заняла 1 место, на VI Всероссийском фестивале детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России», где заняла 2 место.
Литература.
- Интернет ресурсы.
- Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996
- Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
- Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.
Приложение.
СКАЗКА «КОЛОБОК - СПАСАТЕЛЬ».
Автор:
Жил – был дед – пожарный в отставке,
Бабка его – мед.сестра на полставки.
Жили в селе, они горя не знали,
Всех выручали и всем помогали.
Как – то, проснувшись, дед заявляет,
Дед:
Бабка я школу в селе открываю,
Школа та будет не просто образовательная,
Школа та будет – школа спасателя.
Буду я в школе детишек учить,
Как при пожаре себя проявить,
А ты, милая женушка, должна рассказать,
Как помощь первую всем оказать.
Правильно сделать дыханье искусственное,
Иль успокоить, словом напутственным,
Сделать повязку профессионально,
Как же идея моя?
Бабка:
Гениальная!
Для начала я пойду,
По сусекам поскребу,
По амбару помету,
Мучки немножко наберу.
Чтоб испечь те в нужный срок
Очень вкусный колобок.
Автор:
Пока бабка управлялась
У деда программа начерталась,
Что надо знать, чему учиться,
Чтоб в жизни нашей пригодиться.
Бабка:
Испекла я колобок,
Положила на полог,
Отдохнет он пусть немножко…
Автор:
А он скок и прыг в окошко.
Дед:
Постой, братец, колобок,
Рано же бежать в лесок,
Садись грамоте учиться,
Тебе очень пригодиться.
Если чуешь запах гари,
Значит, что пожар в ангаре,
Может в доме, иль в лесу,
Иль на поле, иль в саду.
Нужно номер набирать
Не ноль восемь, не ноль пять.
А номер главный – ноль один
Запомни это до седин.
Тебе ответит там диспетчер,
Будь хоть утро, будь хоть вечер.
Ему четко изложи
Свою проблему и не жди,
А скорее отправляйся,
Да спасателей дожидайся.
Дорогу нужно показать,
Что случилось – рассказать.
Где беда настигла всех.
Это горе, а не смех.
Будь-то пожар, иль наводненье,
Иль ещё хуже – землетрясенье.
Кто утоп, иль захворал,
Или кто в капкан попал.
А лучше, если все азы
Будешь, братец, знать и ты.
Бабка:
На пожаре не зевай,
Людям выйти помогай.
Тушить можно всем, можно землей,
Можно песком, а лучше водой.
Близко к огню нельзя подходить,
Можно ожог от него получить.
Если вдруг при наводнении,
Кто-то уже теряет терпенье,
В воду лезет без оглядки,
Ты хватай его за пятки.
Ведь можно в луже утонуть,
Не успеешь даже глазом ты моргнуть.
Вывести нужно всех из оцепенения
И ликвидировать наводнение.
Дед:
А если услышишь раскат грома,
Рухнул дом, и нет больше дома,
Это ещё одно явление.
Называется – землетрясение.
Людей из - под завалов выручай,
Помощь окажи, дай горячий чай,
Правильно шину наложи
До приезда помощи ноль три.
Ведь главный и первый друг и приятель
В стихийных бедствиях – спасатель.
Всё уяснил, теперь ты ступай
На деле знания применяй.
Ворона:
Кар-кар-кар в лесу беда,
Много бед и не одна,
Где спасатель, помоги
На помощь зверям ты приди.
Бабка:
Вот тебе костюм и каска,
Багор, топор, боёвка, маска.
Помощь оказать сумей,
Аптечку при себе имей.
В путь скорее собирайся,
К зверям в лес ты отправляйся.
Званье «Спасателя» не подведи,
На колобка надеемся мы.
Колобок:
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
- Эй, зайчишка, эй, косой.
Ты печальный и хромой.
Я спасатель, я спешу,
Горю зайца помогу.
Заяц:
Прыгал, я не разбираясь,
Ведь я храбрый, смелый заяц.
Прыгал я по косогору
И попал я лапкой в нору.
Так допрыгал, что теперь
Не могу терпеть, поверь,
Лапка очень разболелась,
И распухла, покраснела,
Не могу вступить, ой, ой…
Колобок:
Всё понятно, что с тобой.
В нору лисью ты попал
И лапу правую сломал.
Горю зайца помогу,
Шину сразу наложу,
Всё в порядке до села
Довезет тебя коза,
Быстро номер набери,
Помощь скорая ноль три.
Автор:
Поскакал больной домой
Не на двух, а на одной.
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Колобок:
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
Волк:
Ой, спасите, помогите,
Ко мне на помощь приходите.
Мои милые друзья.
Я тону, спаси меня.
Колобок:
Что случилось, кто кричал
И на помощь меня звал.
Я спасатель, я спешу,
Горю волка помогу.
Волк:
Думал я, что я пловец,
Парень – смелый удалец,
За буйки заплыл я с маху,
Натерпелся уже страха.
Вдруг волна меня застала,
Закрутила, замотала,
Сил уж нет и нет уж дна,
Ой, тону, спаси меня.
Колобок:
Волк, держись, спасу тебя,
Как – ни как – спасатель я,
Сделаю искусственное дыхание.
Верну тебя скорей в сознание.
На будущее, запоминай,
Правила поведения на воде соблюдай.
Автор:
В запрещенных местах купаться нельзя
Есть специальные пляжи, друзья.
Заплывать за буйки строго запрещается,
Пьяным вход вообще запрещается.
Если плавать не умеешь,
Круг спасательный наденешь.
И тогда хвала тебе
И на суше и в воде.
Волк:
Что за чудо, что за диво,
Я живой, спасибо, милый.
Мой спаситель дорогой,
Побегу скорей домой.
Своим волчатам расскажу
И картинки покажу.
Научу правилам безопасности,
Чтоб избежать ненужной опасности.
Колобок:
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Я колобок, колобок
Подрумяненный бок.
Бегу в лес помогать,
Зверей из беды выручать.
Что за шум и кто кричал,
Кто на помощь меня звал?
Я спасатель, я спешу,
Горю мишке помогу.
Медведь:
Как бабахнет и в берлогу
Навалило веток много.
Вдруг обрушились сосёнки,
Меня покинули силёнки.
Я выбраться хочу друзья,
Помоги, спаси меня.
Колобок:
Это, брат, землетрясенье,
Я знаю точно, без сомнения.
Помогу тебе медведь,
Перестань же ты реветь.
Извлеку из - под завалов,
Торопись, ведь время мало,
Вот уж морда, уши, лапы,
Медведь, запомни эту дату.
Скажу тебе без сожаленья,
Второе у тебя рожденье.
Есть ли кто ещё в берлоге?
Если нет, уносим ноги
В безопасные места,
Беги скорее – вон туда.
Приходите все друзья
В нашу школу спасателя.
Лиса:
Ой, пожар, сейчас сгорю.
О защите я молю,
Спасите лисоньку – лису,
Плутовку первую в лесу.
Горит крыша, горит дом,
Все охвачено огнем.
Что же делать, как мне быть,
Огонь может погубить.
Лес красивый, дом родной,
Все вокруг. Ой – ой – ой.
Помогите, все кто может,
Горю моему поможет.
Колобок:
Что случилось, кто кричал,
Кто на помощь меня звал,
Ой, лиса огнем объята,
Ситуация понятна.
Сей же миг и сей же час,
Колобок спасет всех вас.
Эй, лиса, на землю ляг,
Ликвидируем очаг.
Накройся срочно мокрой тряпкой,
Дыши через платок, и лапкой…
Держи так крепко, чтоб угар
В нос лисичке не попал.
Поняла меня плутовка?
А теперь тихонько, ловко
Извлеку я из огня
И спасу, лиса, тебя.
Лиса:
Слава, слава, колобку
Я теперь сказать могу.
Спас меня он из огня,
Колобок, люблю тебя…
Колобок:
Хватит уж тебе лениться,
Надо грамоте учиться.
Приходи – ка, ты, лиса,
В нашу школу спасателя.
Приглашаем всех друзей,
Со всех районных волостей.
Основам безопасности учиться,
Всем вам очень пригодиться.
Дед:
Научу, как стать спасателем.
Учитесь все очень старательно.
Заяц:
Если чуешь запах гари,
Сообщи ты о пожаре.
Если вдруг увидишь дым,
Ты кричи: «Пожар», «Горим».
Волк:
Кто с водой не осторожен,
Тот с бедой столкнуться может.
Чтоб несчастья избежать
Будем правила соблюдать.
Колобок:
А если порой и случиться беда,
То знания наши помогут всегда.
Иными словами беду укротить,
Не сдаться, а выстоять и победить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой и поисково- исследовательской деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания в...
Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"
Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих способност...
Доклад "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста "
Доклад на тему: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста через решения проблемных ситуаций, художественное слово и игру»...
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности
Перспективное планирование по формированию основ безопасной жизнедеятельности...
Информация для педагогов "Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образов...
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
Задачи:- показать пример воспитателям, как в игровой форме можно проводить обучение детей по ОБЖ- систематизировать знания воспитателей по ОБЖ- выявить проблемные воспросы по обучению детей в облати О...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ
Цель всей работы - осуществление здоровьесберегающей деятельности, пропаганда здорового образа жизни, воспитание в детях умения противостоять вредным привычкам, формирование культуры здоровья воспитан...
- Мне нравится (1)