Рябова Ю.В. Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
статья

В статье указывается на правовое обеспечение дистанционнх образовательных технология при реализации образовательных программ в РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Рябова Юлия Владимировна, учитель МАОУ «СОШ №78» г. Кемерово

В современном российском образовании происходит непрерывный процесс внедрения новых технологий, направленных на обеспечение равных возможностей к получению качественного общего образования. Дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволяет широкое использование электронного обучения (далее - ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Обучение с использованием ЭО, ДОТ расширяет возможности образовательного процесса, способствует формированию у обучающегося навыков самостоятельного освоения материала, индивидуализирует процесс получения знаний. Каждый обучающийся может заниматься по персональному расписанию в индивидуальном темпе и в удобное время. Технология дистанционного обучения также позволяет реализовывать модели совместного обучения, предоставляя возможность общения и взаимодействия участников образовательного процесса. В условиях пандемии использование ДОТ приобрело особую актуальность. Кроме того,  так называемый «дистант» вышел за границы образовательных организаций и был широко применен в организации трудовых отношений между работником и работодателем.  

Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 закрепил возможность реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В Законе четко сформулированы определения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по

линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].

Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии. При электронном обучении речь идет о создании и использовании электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Использование баз данных и формирование электронной информационно- образовательной среды для реализации такого взаимодействия в случае применения     дистанционных     образовательных     технологий        является необязательным, более того может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей [1].

В большинстве случаев образовательные организации организуют смешанное обучение, совмещая применение ЭО, ДОТ, а также традиционного обучения        в        классах        или        аудиториях.        Однако        допускается        применение исключительно        ЭО,                ДОТ.        Создание                электронной        информационно- образовательной среды при этом является обязательным, таким образом нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО [1].

Основное требование Закона N273-ФЗ – создание условий функционирования электронной информационно-образовательной  среды (далее – ЭИОС). В соответствие с п. 3 ст. 16 ЭИОС должна обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся в случаев применения исключительно ЭО, ДОТ [3]. Аналогичное требование может быть распространено на часть образовательной программы (модуль, дисциплину, предмет), если они реализуются с применением исключительно ЭО, ДОТ.

Кроме того, существует ряд федеральных нормативных документов регулирующих порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Ключевым является Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ». Утвержденный в приказе Порядок устанавливает правила применения        организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ. Пункт 2 Порядка устанавливает возможность применения ЭО, ДОТ в предусмотренных Законом N273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или  при  их  сочетании,  при проведении учебных  занятий,  практик,  текущего  контроля  успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся [3].

Порядок (п. 5) также обязует образовательные организации  информировать участников образовательных отношений о реализации образовательных программ или их частей  с  применением ЭО, ДОТ, тем  самым обеспечивая обучающимся возможность выбора. Кроме того, Порядок обязывает образовательную организацию оказывать учебно-методическую помощь обучающимся и обеспечивать соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Пункт 7 Порядка позволяет осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Вместе с тем, образовательной организации предоставляется право самостоятельно определять объем аудиторной  нагрузки  и  соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ. Допускается полное отсутствие аудиторных занятий [3].

Обращаем также внимание, что лицензионным требованием для образовательных организаций, реализующим ЭО, ДОТ, является наличие условий для функционирования электронной информационно-  образовательной среды в соответствии с Законом N273-ФЗ [2]. Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно- образовательной      среды,    подписанная     руководителем        организации, осуществляющей образовательную  деятельность,  прикладывается  к заявлению на лицензирование.

Также заявление на государственную аккредитацию включает информацию о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ. При проведении аккредитационной экспертизы экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [3].

В заключении отметим, что в данной статье кратко перечислены основополагающие федеральные документы, которые регулируют реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Приведенный перечень документов является базовым и в зависимости от вида образования (общее, профессиональное,     дополнительное)        применяются дополнительные нормативные акты.

Список использованной литературы:

  1. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2014г .
  2. Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ».
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Выступление на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Пуровского района по теме: «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучен...

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"

Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...

Практические аспекты реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассмотрены практические формы образовательного процесса при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках профи...