Рябова Ю.В. Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
статья
В статье указывается на правовое обеспечение дистанционнх образовательных технология при реализации образовательных программ в РФ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Рябова Юлия Владимировна, учитель МАОУ «СОШ №78» г. Кемерово
В современном российском образовании происходит непрерывный процесс внедрения новых технологий, направленных на обеспечение равных возможностей к получению качественного общего образования. Дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволяет широкое использование электронного обучения (далее - ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Обучение с использованием ЭО, ДОТ расширяет возможности образовательного процесса, способствует формированию у обучающегося навыков самостоятельного освоения материала, индивидуализирует процесс получения знаний. Каждый обучающийся может заниматься по персональному расписанию в индивидуальном темпе и в удобное время. Технология дистанционного обучения также позволяет реализовывать модели совместного обучения, предоставляя возможность общения и взаимодействия участников образовательного процесса. В условиях пандемии использование ДОТ приобрело особую актуальность. Кроме того, так называемый «дистант» вышел за границы образовательных организаций и был широко применен в организации трудовых отношений между работником и работодателем.
Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 закрепил возможность реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В Законе четко сформулированы определения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].
Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии. При электронном обучении речь идет о создании и использовании электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Использование баз данных и формирование электронной информационно- образовательной среды для реализации такого взаимодействия в случае применения дистанционных образовательных технологий является необязательным, более того может осуществляться без применения информационно-телекоммуникационных сетей [1].
В большинстве случаев образовательные организации организуют смешанное обучение, совмещая применение ЭО, ДОТ, а также традиционного обучения в классах или аудиториях. Однако допускается применение исключительно ЭО, ДОТ. Создание электронной информационно- образовательной среды при этом является обязательным, таким образом нельзя говорить о применении исключительно ДОТ без ЭО [1].
Основное требование Закона N273-ФЗ – создание условий функционирования электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС). В соответствие с п. 3 ст. 16 ЭИОС должна обеспечивать освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся в случаев применения исключительно ЭО, ДОТ [3]. Аналогичное требование может быть распространено на часть образовательной программы (модуль, дисциплину, предмет), если они реализуются с применением исключительно ЭО, ДОТ.
Кроме того, существует ряд федеральных нормативных документов регулирующих порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Ключевым является Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ». Утвержденный в приказе Порядок устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ. Пункт 2 Порядка устанавливает возможность применения ЭО, ДОТ в предусмотренных Законом N273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся [3].
Порядок (п. 5) также обязует образовательные организации информировать участников образовательных отношений о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ, тем самым обеспечивая обучающимся возможность выбора. Кроме того, Порядок обязывает образовательную организацию оказывать учебно-методическую помощь обучающимся и обеспечивать соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки работников организации по дополнительным профессиональным программам.
Пункт 7 Порядка позволяет осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, ДОТ, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Вместе с тем, образовательной организации предоставляется право самостоятельно определять объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ. Допускается полное отсутствие аудиторных занятий [3].
Обращаем также внимание, что лицензионным требованием для образовательных организаций, реализующим ЭО, ДОТ, является наличие условий для функционирования электронной информационно- образовательной среды в соответствии с Законом N273-ФЗ [2]. Справка о наличии условий для функционирования электронной информационно- образовательной среды, подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, прикладывается к заявлению на лицензирование.
Также заявление на государственную аккредитацию включает информацию о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ. При проведении аккредитационной экспертизы экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно-образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения [3].
В заключении отметим, что в данной статье кратко перечислены основополагающие федеральные документы, которые регулируют реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Приведенный перечень документов является базовым и в зависимости от вида образования (общее, профессиональное, дополнительное) применяются дополнительные нормативные акты.
Список использованной литературы:
- Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 мая 2014г .
- Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ».
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Выступление на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Пуровского района по теме: «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучен...
«Дистанционное дополнительное образование детей. Реализация дополнительной общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
календарно тематический учебный план с применением дистанционного обучения...
Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"
Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...
Практические аспекты реализации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
В статье рассмотрены практические формы образовательного процесса при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках профи...