О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)
учебно-методический материал по математике
О реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
(плюсы, минусы проблемы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_01.06._abdulvagabova._o_realizatsii_obrazovatelnyh_programm.docx | 32.44 КБ |
o_realizatsii_obrazovatednyh_programm.pptx | 269.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2
Учитель математики: Абдулвагабова С.М
О реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
(плюсы, минусы проблемы)
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в стране и в мире, связанной с распространением вирусной инфекции, осуществлён переход на особый режим функционирования образовательных организаций. С 6 апреля 2020 года предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Зачастую понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ) воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия. Вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.
Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.
Дистанционное обучение (обучение с применением дистанционных образовательных технологий) производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети (без использования виртуальных обучающих сред), через которую обучающиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам.
Образовательная организация также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.
Внезапное погружение в дистанционное обучения в школе выявило преимущества и недостатки этой системы. Учителя столкнулись с огромным количеством сложностей и ограничений, которые значительно усложнили им работу. И на сегодняшний день каждый школьный учитель уже успел оценить все плюсы и минусы удаленного обучения.
Плюсы дистанционного обучения
- Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Бывает, что робкий ребенок стесняется активно работать в классе, где на него устремлены взгляды одноклассников. Но на удаленке такой тихоня чувствует себя свободнее, задает учителю вопросы в чате, успешно выполняет задания. А учитель может подобрать для таких школьников дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы поддержать интерес к учебе.
- Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут взять на себя выполнение самой рутинной части работы учителя. Например, проверку домашних заданий и составление статистики по классу. В среднем использование интерактивных рабочих тетрадей с автоматической проверкой позволит сэкономить как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Эта система работает очень просто: учитель заходит на сайт, выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку ученикам, а потом просто смотрит на том же сайте, как они справились.
- Доступность учебных материалов. Сейчас многие онлайн-библиотеки открыли свои виртуальные двери и разрешили пользоваться своими учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми пособиями, которые имеются в школьной библиотеке, и родителям учеников, которые не могут покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.
- Возможность обучаться в своем темпе: школьник сам выбирает себе темп обучения, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей. Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих одноклассников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-урок.
- Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В том числе и онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Не будем забывать, что для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира. Да и старшеклассникам такие задачки нравятся больше сухих заданий из учебника.
Минусы дистанционного обучения
- Необходима сильная мотивация. Ребёнок должен осознать необходимость получения образования и заниматься самостоятельно. Работа современного учителя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно.
- Недостаток личного общения. При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с учителем минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
- Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач. Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучающийся выполнил задание - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Детей порой и в классе трудно контролировать, а следить за их прогрессом онлайн кажется и вовсе невозможным. Особенно, если всё время возникают какие-нибудь трудности: то соединение плохое, то не открывается файл, а то и вовсе компьютер сломался.
- Недостаток практических знаний. Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении.
Проблемы дистанционного обучения.
В связи с незапланированным переходом на дистанционное обучение перед нами возник пласт новых неизведанных проблем.
Проблема первая. Отсутствие компьютерной техники и доступа к сети Интернет.
Наиболее распространенными трудностями являются технические проблемы: нехватка у детей компьютеров и мобильных устройств. Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение крайне сложно.
Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Несмотря на то, что современные дети буквально живут технологиями, некоторые из них до сих пор не имеют компьютера и смартфона с доступом к Интернету. Интернет-провайдеры тоже оказались не готовы к тому, что практически вся Россия сядет дома и будет работать и учиться онлайн.
Проблема вторая: психологическая неготовность детей и их родителей. Многие семьи оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. На детей обрушился огромный объем самостоятельной работы. Невероятное количество заданий по всем предметам, которые нужно выполнить за определенное время.
Родители тоже оказались в гуще событий — им надо было обеспечить детей оборудованием, наладить соединение с обучающим ресурсом, заставить или уговорить ребенка терпеливо сидеть перед монитором и заниматься. В школе даже перед учителем некоторые дети не могут усидеть на месте. Как научить их слушать и вникать в смысл всего услышанного и прочитанного, чтобы усвоить тему? При онлайн-обучении ребёнку надо научиться серьёзному отношению к выполнению домашних заданий.
Проблема третья. Недостаточная компьютерная грамотность.
Учителя и дети в целом плохо владеют техническими навыками. Педагоги не готовы к работе в дистанционном формате ввиду отсутствия необходимых знаний. Далеко не все учителя, обладающие большим опытом и прекрасным знанием преподаваемого предмета могут в полной мере освоить современные технологии. Много времени приходится тратить на техническую организацию урока.
Проблема четвертая. Предоставление обратной связи
Как уже было отмечено ранее, дистанционное обучение создает определенные проблемы в коммуникации и одной из таких проблем является предоставление обратной связи. Работая с учениками онлайн, важно помнить, что у них по-прежнему будут возникать вопросы и вам, как учителю, нужно будет на них отвечать. Если вопросов несколько, то это не так трудно, но со временем они накапливаются и педагогу нужно что-то предпринять, чтобы не тратить на ответы много времени.
К тому же, одно дело напечатать ответ на два-три вопроса, и совсем другое — на двадцать, а то и тридцать. То же касается и обратной связи о результатах домашних заданий: как быстро педагог сможет написать комментарии к нескольким десяткам работ?
Возможно, дистанционная форма обучения могла бы стать идеальной, если устранить все вышеперечисленные проблемы. Но сказать, что дистанционное обучение полностью может удовлетворить потребности детей, родителей и учителей, нельзя. Такое обучение требует от всех участников образовательного процесса большой включенности в процесс, высокого уровня самоорганизации.
Результаты дистанционного обучения сложно оценить адекватно. Электронное обучение не всегда дает возможность понять, соответствуют ли оценки реальным знаниям детей.
Ни смотря на все минусы и проблемы, связанные с дистанционной формой обучения, учебный год для большинства обучающихся завершён. Итоги подведены. А с последствиями нового подхода в обучении учителя столкнутся в начале нового учебного года.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организации , осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками. Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети ( без использования виртуальных обучающих сред ), через которую обучающиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
Внезапное погружение в дистанционное обучения в школе выявило преимущества и недостатки этой системы. Учителя столкнулись с огромным количеством сложностей и ограничений, которые значительно усложнили им работу. И на сегодняшний день каждый школьный учитель уже успел оценить все плюсы и минусы удаленного обучения.
Плюсы дистанционного обучения: 4 Возможность работать с каждым учеником индивидуально. 1 2 3 5 Автоматизация рутинных процессов . Доступность учебных материалов. Возможность обучаться в своем темпе . Игровые задания .
Минусы дистанционного обучения: 4 Необходима сильная мотивация . 1 2 3 Недостаток личного общения . Нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий . Недостаток практических знаний.
Проблема первая: Отсутствие компьютерной техники и доступа к сети Интернет . Наиболее распространенными трудностями являются технические проблемы: нехватка у детей компьютеров и мобильных устройств. Дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику. Интернет-провайдеры тоже оказались не готовы к тому, что практически вся Россия сядет дома и будет работать и учиться онлайн. Проблемы дистанционного обучения
Проблема вторая: Психологическая неготовность детей и их родителей . Многие семьи оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. На детей обрушился огромный объем самостоятельной работы. Родители тоже оказались в гуще событий — им надо было обеспечить детей оборудованием, наладить соединение с обучающим ресурсом, заставить или уговорить ребенка терпеливо сидеть перед монитором и заниматься. В школе даже перед учителем некоторые дети не могут усидеть на месте. Как научить их слушать и вникать в смысл всего услышанного и прочитанного, чтобы усвоить тему ?
Проблема третья. Недостаточная компьютерная грамотность . Учителя и дети в целом плохо владеют техническими навыками. Педагоги не готовы к работе в дистанционном формате ввиду отсутствия необходимых знаний. Далеко не все учителя, обладающие большим опытом и прекрасным знанием преподаваемого предмета могут в полной мере освоить современные технологии. Много времени приходится тратить на техническую организацию урока.
Проблема четвертая: Предоставление обратной связи . Как уже было отмечено ранее, дистанционное обучение создает определенные проблемы в коммуникации и одной из таких проблем является предоставление обратной связи. Работая с учениками онлайн, важно помнить, что у них по-прежнему будут возникать вопросы и вам, как учителю, нужно будет на них отвечать. Если вопросов несколько, то это не так трудно, но со временем они накапливаются и педагогу нужно что-то предпринять, чтобы не тратить на ответы много времени. К тому же, одно дело напечатать ответ на два-три вопроса, и совсем другое — на двадцать, а то и тридцать. То же касается и обратной связи о результатах домашних заданий: как быстро педагог сможет написать комментарии к нескольким десяткам работ?
Выводы: Возможно , дистанционная форма обучения могла бы стать идеальной, если устранить все вышеперечисленные проблемы. Но сказать, что дистанционное обучение полностью может удовлетворить потребности детей, родителей и учителей, нельзя. Такое обучение требует от всех участников образовательного процесса большой включенности в процесс, высокого уровня самоорганизации . Ни смотря на все минусы и проблемы, связанные с дистанционной формой обучения, учебный год для большинства обучающихся завершён . Итоги подводятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года...
Применение шестиугольного обучения как образовательной технологии
Данный материал используется по теме "Erfindungen und Entdeckungen" в 7 классе...
Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Выступление на РМО педагогов дополнительного образования п. Пурпе Пуровского района по теме: «Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучен...
«Дистанционное дополнительное образование детей. Реализация дополнительной общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
календарно тематический учебный план с применением дистанционного обучения...
Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"
Методические рекомендации "Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В презентации рассматриваются методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образова...
Статья «Реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26042136","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Рожина Е.Ю.Белова Т.Ю.Реализация адаптированных общеобразовательных прог...