Мастер-класс для педагогов «Башкирская культура и ее традиции. Роспись юрты».
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Башкирская культура и ее традиции. Роспись юрты».
Учитель: Мансуров Х.Х.
Цель мероприятия:
Познакомить педагогов с особенностями башкирской культуры и ее традициями в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал».
Задачи:
- Рассказать о традиционном башкирском жилище – юрте, ее особенностях и внутреннем убранстве.
- Рассказать о башкирском национальном костюме.
- Познакомить со значением элементов в башкирском орнаменте.
Я являюсь представителем башкирского народа, поэтому захотела поделиться с педагогами нашего ДОУ с особенностями нашей культуры, с ее традициями и колоритом. Мы, педагоги старшей группы, организовали мастер-класс для коллег «Роспись юрты».
Для погружения в атмосферу башкирской культуры – мы подготовили презентацию «Башкирская культура и ее традиции». Где показали - как жили башкиры в прошлом, рассказали о традиционном жилище-юрте, ее особенностях и внутреннем убранстве. Подробно рассказали о национальном костюме башкир, сопровождая рассказ иллюстрациями и показом на собственном костюме, в котором я еще и станцевала под национальный башкирский инструмент – курай.
Какой же народ без своих традиционных праздников! О башкирских праздниках «Каргатуй», «Сабантуй», «Курбан-байрам», «Ураза-байрам» мы рассказали подробно, показывая красочные фотографии. О каких-то праздниках педагоги уже знали, а о некоторых узнали от нас.
Мы подробно остановились на башкирском орнаменте, рассмотрели элементы орнамента, раскрывая их сакральное значение. Затем на подготовленных шаблонах-юртах педагоги под нашим руководством их расписали, выбирая тот или иной элемент орнамента, исходя из его значения.
Под конец мастер-класса мы угостили коллег вкусным медовым башкирским угощением – чак-чаком собственного производства!
Мастер-класс прошел в рамках реализации парциальной программы «Наш дом- Южный Урал». Полученные знания педагоги могут использовать при работе с детьми, также в помощь педагогам мы раздали памятки «Башкирский орнамент и его элементы», которые они могут использовать, например, на рисовании «Юрта – традиционное жилище башкирского народа», или «Роспись башкирского сапожка».
Тема урока: Изучение языка через народное творчество.
Учитель: Мансуров Х.Х.
Тип урока: мастер-класс
Вид урока: урок-показ
Цель: развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся, расширение и углубление знаний учащихся о башкирской народной музыке.
Задачи:
Обучающие: создать у учащихся эмоциональный настрой на восприятие башкирских народных инструментов; познакомить учащихся со звучанием башкирских народных инструментов, их историей возникновения, познакомить с народной песней “Хан кыҙы” (“Дочь хана”).
Развивающие: формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия башкирских народных инструментов;
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, родной земле, к родному языку.
Материал: Башкирская народная музыка. Курай - “Азамат”, ) Кубыз -мелодии Урала (башкирские наигрыши, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, стихи Мустая Карима о родном языке “ Туган тел”
Оборудование: проектор, компьютер, иллюстрации с изображением башкирских музыкальных инструментов
Методы: наглядный, сравнение, сопоставление, беседа.
Структура урока:
I Вводная часть:
- организационный момент;
- повторение изученного;
- слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
- вокально-хоровая работа
- исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
II Основная часть
- вступительная часть;
- Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза;
- Гармонь.Слушание и анализ звучания гармони;
- Кыл-кубыз. Думбыра. Ударные музыкальные инструменты. Слушание и анализ произведения;
- физминутка;
- Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
- Исполнение песни А. Имаева «Курай»
- Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
- Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
Заключительная часть.
- исполнение песни
- подведение итогов, домашнее задание;
- выход из класса.
Ход урока.
I Вводная часть.
- Орг. Момент
Вход в класс под «Веселые джигиты»
Музыкальное приветствие.
1) Мы Вас приветствовать рады учитель!
2) Я вас приветствовать рада, ребята!
- Повторение изученного.
- С музыкой какого народа вы знакомились на уроках?
- Что значит народная музыка?
- Как создавалась народная песня? Как дошла до нас?
- Какие жанры б.н.п. вы знаете? (Узун-кюй, кыска-кюй, такмак. халмак-кюй)
- Какие древние эпические жанры б.н.п. вы знаете?( Кубаиры, баиты, мунажаты.)
- К какому направлению все эти песни отнесем? (фольклору) почему? (народные песни зародились в быту, они отражают уклад жизни народа)
- А что помогает нам при исполнении песен?(инструменты)
- У каждого народа имеются свои народные инструменты. Какие вы знаете русские народные инструменты(гусли, рожки, балалайка)
- А вы знаете какие народные инструменты у башкирского народа?
3.Слушание «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.
- Скажите когда вы входили в класс, музыка какого народа звучала?(башкирского)
- Как называется это произведение?( «Веселые джигиты»)
- Давайте прослушаем еще раз это произведение и после прослушивания мне скажите какие инструменты звучали в данном произведении?(курай…)
- А теперь проверим правильно ли вы ответили, просмотрев видеозапись в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ. Посмотрите внимательно, может кто увидит еще какие-либо знакомые инструменты башкирского народа?
( «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ.)
- Про какой башкирский инструмент мы учили песню?(курай)
4.Вокально-хоровая работа
- Упражнение на дыхание
- Упражнение закрытым ртом на двух звуках
- Упражнение «на одной ноте ма,мэ,ми,мо,му»
- Упражнение на слог «ми…я» на legаto staccato
- Упражнение с названием и показом нот (гамма)
5. Исполнение песни А. Зиннурова «Курай»
Как мы должны исполнить?
II Основная часть.
1. Вступительная часть.
Итак, мы вспомнили какие существуют жанры в башкирской народной музыке, говорили о народных инструментах, исполнили песню о курае. Может кто-то догадался какая сегодня тема урока?
Сегодня на уроке мы будем говорить о башкирских народных инструментах. Итак, наша тема –Башкирские музыкальные инструменты.(слайд 1)
2.Кубыз.Слушание и анализ звучания кубыза.
А начнем мы с вами путешествие в мир башкирских народных инструментов с самого древнего инструмента-кубыз.
На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз.… Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз». В легенде говорится об инструменте из клена. Хотя в Башкортостане в прошлом кубызы изготавливались из гусиного пера, гусиной косточки и даже из верблюжьего копыта.
Игра на кубызе может сочетаться с игрой на различных инструментах. Характерен ансамбль кубыза с донгором, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцы. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.(слайд 2)
Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист-Роберт Загретдинов. (слайды 3,4,5)
- Давайте послушаем звучание данного инструмента. На что похоже это звучание вы скажете мне после прослушивания.
6.Курай. Слушание и анализ звучания курая. Известные кураисты.
- Скажите о каком башкирском инструменте мы не поговорили?(курае)
Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. Изначально курай возник как степной пастушеский музыкальный инструмент. С переходом башкир на оседлый образ жизни он не утратил былого значения. На протяжении многих веков без этого инструмента не обходился ни один праздник.
…Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть».(слайд 10)
Стихи учащихся.
Курай и песни Салавата.
- Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.
- А теперь мы послушаем звучание этого необыкновенного инструмента. С чем вы можете сравнить это звучание?(слайд 11)
7.исполнение песни А. Имаева «Курай»
- Мы с вами разучивали песню об этом прекрасном инструменте. Давайте встанем и исполним ее. Какой характер у песни?
8.Эмблема Республики Башкортостана. Прослушивание гимна РБ.
- А где еще можно увидеть курай?( На флаге и гербе Республики Башкортостан)
- Что означает 7 лепестков курая?( Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.)
- При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.(слайд 12)
- Просмотр видеозаписи и участие в исполнении танца «Цветущий курай»
- Про курай не только слагали стихи, но ставили танцы и один из них мы сейчас с вами посмотрим, а также изобразим некоторые элементы этого танца.
- Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
- Давайте посмотрим какие еще существуют башкирские инструменты.(слайд 13)
III Заключительная часть.
1.Исполнение мелодии песни на курае «Башкортостан-судьба моя»
- Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям. О дружбе всех национальностей в Башкортостане мы выучили песню, которая называется…(«Башкортостан-судьба моя»)
Исполнение.
2. Подведение итогов, домашнее задание.
- О чем сегодня говорим на уроке. Что нового узнали?
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
- Д/з нарисовать в тетради несколько башкирских инструментов.
3. Выход из класса под музыку «Веселые джигиты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс.Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки
Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация....
Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"
Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".
Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...
Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".
Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....
Мастер-класс на тему "Воспитание детей на бурятских народных традициях"
Народные традиции... Что же на самом деле скрывает в себе выражение народные традиции?Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них от...
Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.
В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...