Семинар-практикум для воспитателей: «Ознакомление старших дошкольников с измерениями»
статья

Акобян Рузан Грантовна

Цель образовательной деятельности по формированию представлений о величине предметов в ДОУ -  познакомить детей свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя только те свойства, которые принято называть величинами; познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин, к которым относятся «длина», «масса», «время», «емкость» (объем).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей:

«Ознакомление старших дошкольников с измерениями»

Цель образовательной деятельности по формированию представлений о величине предметов в ДОУ -  познакомить детей свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя только те свойства, которые принято называть величинами; познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин, к которым относятся «длина», «масса», «время», «емкость» (объем).

В процессе измерения разных величин дети не только упражняются в действиях измерения, но и получают новое представление о неизвестной им ранее роли числа. Число - это мера величины. То есть дети учатся применять знакомые им числа в новой для них роли, в счете измеренных мерок. То есть, например, дети считают сколько стаканов воды вмещается в кувшин, используя для счета знакомые им числа.

Какие же величины, их краткую характеристику должны знать дошкольники? Речь идет о величинах: длина, масса, емкость, площадь, время.

Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике длину и ширину традиционно рассматривают как два разных качества предмета. Однако в школе оба линейных размера плоской фигуры чаще называют « длиной стороны»; то же название используют при работе с объемными фигурами, имеющими три измерения.

Давайте посмотрим, как это происходит на практике, нам для показа понадобится 10 человек, у которых на стульчиках приклеены красные квадраты. Они будут выступать в роли детей на занятии.

Показ фрагмента занятия с педагогами

Воспитатель: Наш друг Незнайка прислал нам письмо с просьбой о помощи. Он недавно пошел в школу и там ему дали задание – «Измерить полоску бумаги». Но он не знает, как это сделать, и просит вас помочь ему.

Педагог показывает полоску бумаги.

Воспитатель: Нам необходимо измерить эту полоску бумаги. Чем это можно сделать?

Дети предлагают варианты – линейкой, сантиметром, деревянным метром.

Воспитатель: Правильно, но у нас нет этих предметов. Как быть?

Дети вспоминают, что можно измерить и полоской бумаги.

Воспитатель показывает вторую полоску бумаги, в три раза меньшую по длине, но равную по ширине.

Воспитатель: Вот эта полоска нам подойдет? Если мы ею измеряем, как называется эта полоска?

Дети: Мерка.

Педагог показывает, как надо использовать мерку, объясняет правила измерения, привлекает детей к поиску правильной последовательности операций.

Воспитатель: Итак, первое, что мы сделали, выбрали мерку.

Воспитатель: Что теперь нам нужно сделать?

Дети: Приложить мерку к краю полоски.

Воспитатель: Верно, теперь надо приложить ее к самому краю полоски, которую мы измеряем. Что надо сделать, чтобы знать, где закончилась наша мерка?

Дети: Нарисовать карандашом, как-то отметить.

Воспитатель: Правильно. Надо обязательно отметить конец мерки, сделать карандашом отметку. Теперь, если мы уберем мерку, нам все равно видно, где она закончилась. Мерка уложилась один раз. Чтобы не забыть, давайте поставим фишку: она будет нам служить напоминанием.

Дети ставят перед собой по одной фишке.

Воспитатель: Мы закончили измерять?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что надо делать дальше?

Дети: Опять приложить мерку.

Воспитатель: Скажите точнее, куда надо приложить мерку?

Дети: К той отметке, которую вы нарисовали.

Воспитатель: Верно. Катя, подойди и приложи. Прикладываем мерку точно к нашей отметке, следим, чтобы она ложилась точно по той полоске, которую мы измеряли. Подсказывайте, что теперь необходимо сделать?

Дети: Опять отметить конец мерки карандашом.

Воспитатель: Еще что важно не забыть сделать? Что нам будет напоминать, что мерка уложилась еще один раз полностью?

Дети: Поставить фишку.

Воспитатель: Что обозначают 2 фишки?

Прикладывает в третий раз мерку к полоске, обращает внимание на то, чтобы конец измеряемой полоски и конец мерки совпали, даже отметку негде нарисовать. Значит, можно сказать, что мерка уложилась полностью. Ставит еще одну фишку.

Воспитатель: Измерение закончено. Каков же результат? Сколько раз мерка уложилась в полоске, которую мы измеряли? Помните: каждый раз, когда мерка укладывалась полностью, мы ставили фишку. Измерили – поставили фишку. Опять измерили – опять поставили. Как узнать, сколько раз мерка уложилась?

Дети: Надо сосчитать фишки. Их 3. Значит, 3 раза уложилась мерка.

Воспитатель: Верно. Ребята, а как же мы с вами производили измерение, что мы сначала сделали?

Воспитатель воспроизводит последовательность этапов измерения. Проверяет, хорошо ли все поняли правила измерения.

На следующем занятии детям дается возможность самостоятельно измерить полоску бумаги, ширину или длину стола с помощью полоски бумаги.

Емкость – это объем мер жидкости или вместимости сосуда. В школе с мерой емкости – литр – детей знакомят лишь для того, чтобы в дальнейшем использовать это наименование для решения задач. С понятием объем в начальной школе емкость не связывают. В детском саду, при измерении объема сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки, важно сформировать представления об общих способах измерения.

При измерении сыпучих и жидких тел используются те же правила измерения, а также даются новые, адекватные для измерения данных объектов. Давайте посмотрим, как это происходит на практике, нам для показа понадобится 10 человек, у которых на стульчиках приклеены желтые прямоугольники. Они будут выступать в роли детей на занятии.

Показ фрагмента занятия с педагогами

На столе стоит миска с крупой, рядом – кастрюля, игрушечная плита. В стороне сидят куклы, которые ждут завтрака.

Воспитатель: Мне надо сварить кашу для кукол, но я не знаю, хватит ли мне крупы. Каждой кукле на кашу нужен вот такой стакан крупы. Как мне узнать, хватит ли ее всем?

Чаще всего дети предлагают взвесить.

Воспитатель: Правильно, но у меня нет весов. Как по-другому это можно узнать?

Дети: Измерить с помощью стакана.

Воспитатель: Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить кашу стаканом. Вот такое количество крупы необходимо, чтобы приготовить кашу для одной куклы. (показывает полный до краев стакан крупы). так как нам нужно насыпать крупу: до половины, полный до краев или с «горочкой».

Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать (показывает, что стакан можно насыпать до половины, полный до краев, с «горочкой»).

Дети выбирают один из вариантов - полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан и говорит.

Воспитатель: Вот наша мерка – полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев. Почему?

Дети: потому что такое количество крупы требуется, чтобы приготовить кашу одной кукле.

Затем воспитатель вызывает ребенка и тот высыпает стакан в кастрюлю, лучше всего прозрачную.

Воспитатель: Чтобы не сбиться со счета, что мы должны делать каждый раз, когда высыпаем из стакана крупу?

Дети: Ставить предметы для памяти.

Воспитатель: Правильно вы будете ставить фишки. Сколько стаканов крупы мы высыпали?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько фишек вы должны положить перед собой?

Дети: Одну.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что, мы высыпали один стакан крупы. Каждый раз, когда высыпаем полный стакан, мы должны отложить одну фишку.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети каждый раз откладывали фишку после того, как пересыпан полный стакан в кастрюлю. Высыпая в следующий раз стакан, воспитатель обращает внимание на то, что крупы в нем столько же, сколько было в прошлый раз, и что фишку можно откладывать только тогда, когда крупа будет высыпана. Наполняя мерки (стакан), воспитатель может специально насыпать крупы полстакана или с «горкой». Он обращает внимание детей на то, что наполняемость стакана должна быть одинаковой, такой, как договорились перед измерением в начале занятия.

После того как вся крупа измерена.

Воспитатель: Можно ли узнать, сколько было полных стаканов крупы в миске?

Дети: Да, нужно пересчитать фишки, которые откладывали при измерении.

Пересчитав их, дети выясняют, что их было шесть.

Воспитатель: Сколько крупы было в миске?

Дети: Шесть полных стаканов.

Воспитатель: Нам нужно еще с вами ответить на вопрос: хватит ли каши всем куклам? Сколько у нас сидит кукол?

Дети: Семь.

Воспитатель: Так хватит ли каши всем куклам?

Дети: Нет. Кашу ждут семь кукол, а стаканов крупы всего шесть.

Воспитатель: Сколько надо еще крупы, чтобы хватило всем?

Дети: Один стакан.

На следующих занятиях дети выполняют подобные задания самостоятельно, например, измеряют сколько стаканов воды помещается в бутылке (кувшине) с водой.

На занятиях по измерению объема сыпучих или жидких тел для демонстрации лучше всего использовать прозрачную посуду, чтобы дети видели, как в одной посуде количество крупы (гороха, воды) уменьшается, а в другой – увеличивается.

Интерес к новой деятельности можно вызвать, сообщив детям, что в школе они смогут применять умения измерять в различных делах.

Затем сообщается алгоритм (правила) измерения. Например, алгоритм измерения предметов с помощью условной мерки:

1.  Определить условную мерку.

2.  Совместить начало мерки с началом объекта.

3.  Мерку приложить параллельно измеряемому объекту.

4.  Сделать отметку карандашом там, где она заканчивается.

5.  Приложить мерку снова, но уже начало ее совместить со сделанной отметкой. Повторять эти действия до тех пор, пока конец мерки не совпадет с концом предмета.

6.  Отметить, сколько условных мерок укладывается в длине предмета.

Показ приемов измерения во всех возрастных группах должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка.

Деятельность измерения довольна сложна. Она требует специфических умений знакомства с системой мер, применения измерения. Использование условных мер делает измерение доступным для маленьких детей. Использование условных мерок хотя и упрощает процесс измерения, но не изменяет ее сущности, которая заключается в сравнении какой-либо величины с определенной величиной того же рода, называемой единицей измерения.

Итак, в детском саду измерительная деятельность носит элементарный характер. Потребность в измерении возникает у детей в практических делах, заданиях конструктивного характера, изобразительной деятельности.

Чем лучше ребенок овладевает измерительными навыками, тем результативнее и продуктивнее любая деятельность. Целенаправленное формирование измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы для будущей трудовой жизни.

Наблюдая практическую, хозяйственную и бытовую деятельность взрослых, дети часто сталкиваются с различными измерениями (при приготовлении пиши – измерение количества воды, крупы, соли, сахара; в шитье – измеряется длина и ширина ткани; при поклейке обоев мы измеряем их длину, при высаживании рассады – измеряем, хватит ли места для всех будущих растений и т. д.). Эти виды деятельности взрослых – основа для ознакомления с простейшими способами измерения.

Обучение измерению ведет к развитию познания к возникновению более полных представлений об окружающем, дифференциации признаков, развития органов чувств, зрительного восприятия, обследовательских действий. Измерительная практика активизирует причинно-следственное мышление. Способы и результаты измерения выражаются в речевой форме (больше, меньше, длиннее, шире, уже, тяжелее и т. д.) В процессе измерения устанавливаются взаимосвязи пространственных и количественных сторон измерения, (часть – целое, равенство – неравенство, свойство транзитивности отношений, простейшие виды функциональной зависимости). Эти математические закономерности не лежат на поверхности, а требуют активной работы. Современные исследователи считают, что освоение измерения влияет на математическое и общее развитие дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения"

методика обучения старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ Тема: "Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя –...

Организация и планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с неживой природой

Формы и методы ознакомления дошкольников с окружающим миром....

Презентация "Использование приемов мнемотехники в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой"

Презентацию можно использовать специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, родителям.В презентации раскрыты цели использования технологии мнемотехники,...

Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"

Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...

Семинар-практикум для педагогов "Система оздоровления старших дошкольников"

На семинаре-практикуме для педагогов ДОУ поделилась опытом работы коллектива едагогов грппы комбинированной направленности по повышению индекса здоровья вопитанников с ОВЗ....

Семинар – практикум по теме: Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения

Семинар – практикум  по теме:Артикуляционная гимнастика для дошкольников с ОВЗ, как средство коррекции звукопроизношения...