Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы»
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_priroda_i_my.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» в 8 классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2022/2023 учебный год, приказ № 81 от 27 мая 2022г.;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2022/2023 учебный год, приказ № 99 от 26 августа 2021г.;
- Положение о разработке учебных программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6», приказ № 96 от 30 августа 2021;
- Санитарные правила СП 2.4. 3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные главным государственным санитарным врачем Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28, зарегистрированными в Минюсте России 18 декабря 2020г. № 61573;
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» в 8 классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С. Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А. Власова, Мастюкова Е.М., В.Н. Чулков, Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Апраушев, Е.Л. Гончарова, Л.А. Головчиц, Л.И. Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П. Вайзман, Г.Е. Сухарева, Г.В. Цикото, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э. Сеген, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А. Власова, И.Г. Еременко, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, В.Н. Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторский и мн.др.);
- Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).
При разработке программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» были использованы следующие программно-методические материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Природа и мы» в 8 классе предусматривается 1 час в неделю (34 часа в год).
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Экологическое обучение, воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель обучения - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основными задачами программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» являются:
- Формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
- Формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
- Формирование временных представлений;
- Формирование представлений о растительном и животном мире;
- Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
- Формирование представлений о явлениях природы, сезонных изменениях
- Формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные).
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по внеурочной деятельности «Природа и мы» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. К этой группе детей относятся: Бектемиров М., Дружков М., Назыров Р., Ульянов А., Хусаимова А., Черепанова К.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Основное внимание при изучении курса уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, место человека в природе, взаимосвязях человека с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет по внеурочной деятельности «Природа и мы» является обязательной вариативной частью учебного плана.
Программа по внеурочной деятельности «Природа и мы» рассчитана на 1 час в неделю. На основании Годового календарного учебного графика КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2023/2024 учебный год общее количество часов: 34 ч.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека:
- Интерес к объектам живой природы;
- Представления о животном и растительном мире;
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3) Элементарные представления о течении времени:
- Умение различать части суток и времена года;
- Представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Изучение предмета по внеурочной деятельности «Природа и мы» в 8 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
- Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
- Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы;
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- Подражание простым движениям и действиям с предметами;
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- Выполнение действий с предметами (по подражанию);
- Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
- Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
- Принятие помощи учителя на групповом занятии.
- Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца);
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и
навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
- представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
- представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
- понимает без визуализации;
- понимает без визуализации частично;
- не понимает без визуализации;
- понимает с наглядным подкреплением;
- понимает с наглядным подкреплением частично;
- не понимает.
Показатели самостоятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
- действие выполняется ребенком самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе: изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года: жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения. Растения культурные: Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы .Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Учебно-тематический план по внеурочной деятельности «Природа и мы» для 8 класса
Разделы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Неживая природа | 9 | 6 | 5 | 20 | |
Живая природа | 7 | 3 | 10 | ||
Времена года. Сезонные изменения | 4 | 4 | |||
9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Природа и мы» 8а класс
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 34 часа в учебном году (1 час в неделю).
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
I четверть – 9часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
Неживая природа – 9 часов | ||||
1. | Небесные тела: звезды, луна. | 1 | Рассматривание картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Выявление закономерностей и отличий: звезды, планеты - небесные тела. Знакомство с понятием «космос» (пространство между небесными телами). Выявление значения Солнца для жизни на Земле. Рассматривание картинки «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной системы. Работа в тетрадях. | 06.09 |
2. | Небесные тела: планеты, Солнце. | 1 | 13.09 | |
3. | Исследование космоса. Полеты в космос. | 1 | Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны. Работа с картинками про космос. Знакомство с понятием «космонавт». Работа в тетрадях. | 20.09 |
4. | Планета Земля. | 1 | Слушание объяснений учителя об планете земля. Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Рассматривание картинки планета Земля. Работа в тетрадях. | 27.09 |
5. | Смена дня и ночи. | 1 | Слушание объяснений учителя об временных единицах: сутки-день - ночь - 24 часа. Работа с раздаточным материалом (определение, частей суток). Просмотр видеоролика с последующим определением и обоснованием явлений (восход и закат Солнца, смена дня и ночи). Видео «Вращение Земли вокруг своей оси». Выявление закономерности: смена дня и ночи. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением времен года. Выявление закономерностей. Рассуждение, почему меняются времена года. Работа в тетрадях. | 04.10 |
6. | Смена времен года. | 1 | 11.10 | |
7. | Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | 1 | Слушание объяснений учителя о значении воздуха для растений, животных и человека. Демонстрация опытов по определению: воздуха в почве, в кусочке сахара, в пустом стакане. Слушание объяснений учителя о составе воздуха. Просмотр видеоролика о воздухе. Выявление понятия: «Воздух». Работа в тетрадях. | 18.10 |
8. | Состав воздуха. Значение и охрана воздуха | 1 | Слушание объяснений учителя о применении свойств кислорода, состав воздуха. Выявление закономерностей: для чего кислород необходим в природе. Просмотр и анализ видеоролика о чистом и грязном воздухе. Работа в тетрадях. | 25.10 |
9. | Измерение температуры воздуха. Термометр. | 1 | Слушание объяснений учителя о назначении и устройстве термометра. Понятие слова «термометр». Слушание объяснений учителя, о разных видах и назначениях термометров. Определение воздуха в классе, за окном. Понятие положительная (+) и отрицательная (-) температура. Работа в тетрадях. | 01.11 |
II четверть – 7 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
Живая природа – 7часов | ||||
1. | Животные. | 1 | Слушание объяснений учителя о животных, о разных видах. Питание животных. Рассматривание картинок, сравнение животных. Просмотр видеоролика про животных. Работа в тетрадях. | 15.11 |
2. | Насекомые. | 1 | Слушание объяснений учителя о насекомых, о разных видах. Питание насекомых. Рассматривание картинок, сравнение насекомых. Просмотр видеоролика про насекомых. Работа в тетрадях. | 22.11 |
3. | Перелетные птицы. | 1 | Слушание объяснений учителя о птицах. Строение птиц, питание. Рассматривание картинок перелетные птицы и зимующие птицы. Просмотр видеоролика про птиц. Работа в тетрадях. | 29.11 |
4. | Зимующие птицы. | 1 | 06.12 | |
5. | Растения. Сравнение растений. | 1 | Слушание объяснений учителя о растениях. Сравнение растений, сходства и различие. Рассматривание картинок растений. Рассматривание части растений, самостоятельный показ частей растений. Как меняются растения зимой, что происходит с листвой. Рассматривание листьев, их форму, цвет. Что такое листопад. Просмотр видеоролика про растения. Работа в тетрадях. | 13.12 |
6. | Части растений. Корни и стебли. | 1 | 20.12 | |
7. | Листья | 1 | 27.12 |
III четверть –10 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
Неживая природа – 6 часа | ||||
1. | Вода в природе, ее значение. Свойства воды. | 1 | Слушание объяснение учителя о воде в природе. Понятие: «Вода». Рассматривание иллюстраций. Рассуждение: «Значение воды для жизни человека, растений, животных». Демонстрация видеоролика «Вода в природе» (ледники, облака, сосульки), «Пустыни и джунгли». Понятие: «Вода», характеристика (жидкая, бесцветная, без запаха, без вкуса, не имеет формы, текучая, испаряется). Работа в тетрадях. | |
2. | Питьевая вода. Очистка мутной воды. | 1 | Слушание объяснение учителя о свойстве воды. Рассуждение: «Как сделать воду прозрачной?». Демонстрация опыта фильтрования воды с мелом. Рассуждение: «Где может пригодиться в жизни метод фильтрования, отстаивания?» Рассуждение: «Какой воды больше в природе – чистой или мутной, почему?». Работа в тетрадях. | |
3. | Вода в природе. Воды суши: родники, ручьи, реки, озера, болота, пруды. | 1 | Демонстрация видеоролика «Вода в природе», иллюстраций разных состояний воды. «Чего на Земле больше, суши или воды?», «Какой воды на Земле больше, пресной или морской?». Схема «Круговорот воды в природе». Демонстрация иллюстраций: родники, ручьи, реки (горные и равнинные). Понятие «Искусственный водоем», различие от природного. Объяснение учителя об особенностях озер, болот, прудов; различие их на фотографии. Работа в тетрадях. | |
4. | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 | Слушание объяснение учителя об океанах и морях. Беседа: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)? Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше- океан или море?». Выстраивание схемы «Виды морей». Рассматривание картинок про море и океан. Работа в тетрадях. | |
5. | Гроза — атмосферное явление | 1 | Слушание объяснение учителя о грозе. Что такое гроза, чем она опасна. Просмотр видеоролика про грозу. Просмотр иллюстраций про грозу. Работа в тетрадях. | |
6. | Шторм, цунами | 1 | Слушание объяснение учителя о шторме, о цунами. Что такое шторм, что такое цунами, чем они опасны. Просмотр видеоролика про шторм. Просмотр иллюстраций про шторм, про цунами. Работа в тетрадях. | |
Времена года. Сезонные изменения – 4 часа | ||||
7. | Зима | 1 | Слушание объяснение учителя о времени годе «Зима». Природные изменения (холодно, снег, мороз, метель, снежинка). Как зима влияет на людей, на животных. Труд людей зимой. Демонстрация иллюстраций про зиму, труд людей зимой. Просмотр видеоролика «Зимушка – зима». Работа в тетрадях. | |
8. | Весна | 1 | Слушание объяснение учителя о времени годе «Весна». Природные изменения (теплеет, тает снег, проталины, первый дождь). Как весна влияет на людей, на животных. Труд людей весной. Демонстрация иллюстраций про весну, труд людей весной. Просмотр видеоролика «Весна». Работа в тетрадях. | |
9. | Лето | 1 | Слушание объяснение учителя о времени годе «Лето». Природные изменения (тепло, жарко, дождь, ливень, гроза). Как лето влияет на людей, на животных. Труд людей летом. Демонстрация иллюстраций про лето, труд людей летом. Просмотр видеоролика «Лето». Работа в тетрадях. | |
10. | Осень | 1 | Слушание объяснение учителя о времени годе «Осень». Природные изменения (холодает, пасмурно, сыро, грязь, первый снег). Как осень влияет на людей, на животных. Труд людей осенью. Демонстрация иллюстраций про осень, труд людей осенью. Просмотр видеоролика «Осень». Работа в тетрадях. |
IV четверть – 8 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
Неживая природа – 5 часов | ||||
1. | Почва. Состав почвы. Разнообразие почв | 1 | Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация видеоролика о природе. Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на Земле. Демонстрация образцов почвы. Работа в тетрадях. | |
2. | Равнины, холмы, овраги, горы. | 1 | Объяснение учителя о формах поверхности Земли. Демонстрация иллюстраций разных форм поверхности Земли. Работа в тетрадях (схемы: равнина, холм, овраг). Демонстрация видеоролика о Западно-Сибирской равнине. Понятие: «Горы». Объяснение учителя о жизни и деятельности людей живущих в горах. Работа в тетрадях (схема «Строение горной местности»). Объяснение учителя о землетрясениях, извержениях вулканов. | |
3. | Вулканы. Землетрясение | 1 | ||
4. | Глина. | 1 | Слушание объяснений учителя о глине. Где она находиться, добывание глины. О свойствах глины. Рассматривание иллюстрации о добывание глины. Использование глины человеком. Работа в тетрадях. | |
5. | Камни. | 1 | Слушание объяснений учителя о камнях, о видах. Где они находиться, добывание камней. Рассматривание иллюстрации о добывание камней. Использование камней человеком. Работа в тетрадях. | |
Живая природа – 3 часа | ||||
6. | Бескрылые насекомые | 1 | Слушание объяснение учителя о насекомых, о их разнообразии. О строение, сходства и различия. Рассматривание картинок про насекомых. Просмотр видеоролика про насекомых. Работа в тетрадях. | |
7. | Крылатые насекомые | 1 | ||
8. | Рыбы | 1 | Слушание объяснение учителя о рыбах, о их разнообразии. О строение, сходства и различия. Рассматривание картинок про рыб. Просмотр видеоролика про рыб. Работа в тетрадях. |
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» демонстрационный материал предмета включает:
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов, чучела животных;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
- различные календари, изображения сезонных изменений в природе;
- индивидуальный раздаточный материал с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- Расскажите детям о лесных животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о насекомых. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о птицах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о садовых ягодах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о домашних питомцах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о домашних животных. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о деревьях. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям о фруктах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Расскажите детям об овощах. Карточки д/занятий в д/саду и дома;
- Календарь погоды магнитный для школы и д/сада;
- Комплект карточек: Времена года. Рассказы по картинкам;
- Комплект карточек: Деревья и листья. Мир в картинках;
- Комплект карточек: Родная природа. Рассказы по картинкам;
- Комплект карточек: Животные домашние питомцы. Мир в картинках;
- Комплект карточек: Овощи. Мир в картинках. ФГОС;
- Комплект карточек: Птицы домашние. Мир в картинках;
- Комплект карточек: Фрукты. Мир в картинках ФГОС;
- Комплект карточек: Ягоды садовые. Мир в картинках. ФГОС;
- Комплект карточек: Домашние животные. Мир в картинках;
Для реализации программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» используется следующая учебно-методическая литература:
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2015. – 160 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В. Воронкова; 8-е издание. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Для реализации программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» предполагается следующая литература для детей:
- Круковер В.И. Внеурочная деятельность. "Творческая биология. 5-9 классы. Интересные факты, занимательные вопросы, интеллектуальные задания". Учитель, 2020. – 68с.
Для реализации программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» необходимы следующие материально-технические средства: интерактивная доска, документ-камера, принтер, ноутбук, колонки.
В процессе реализации программы по внеурочной деятельности «Природа и мы» могут быть использованы интернет – ресурсы:
- http://www.ecosystema.ru – Экологическое образование детей и изучение природы Росси.
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - Биологическое разнообразие России.
- http://www.forest.ru/ – Все о российских лесах.
- http://www.wwwf.ru/ - Всемирный фонд дикой природы (WWF).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
рабочая программа во внеурочной деятельности "Клуб любителей природы"
Рабочая программа "Клуюб любителей природы" предназначена для учащихся 5-6 классов. Расчитана на 2 года обучения. Включает занятия по биологии и географии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Природа Тульского края"
Программа рассчитана на поддкржку курса "Биология" 5 класс.Она раскрывает многообразие живой и неживой природы Тульской области, особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на орг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"
Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....
Авторская педагогическая разработка. Адаптивная программа по внеурочной деятельности "Природа -источник вдохновения"для 1-4 классов
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕОбучающиеся получат возможность научиться:навыкам самостоятельной музыкально-учебной деятельности;сотрудничать в ходе реализац...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...